С космосом сошлись характером

Работающие на орбите космонавты-профессионалы – люди особой породы, обладающие редкими способностями и знаниями, твердым характером и автоматизмом действий. Среди наших героев и авторов есть такие люди, способные героически преодолевать жизненные и орбитальные перегрузки. Мы особо дорожим отношениями с летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Светланой Евгеньевной Савицкой, не раз выступавшей на страницах ­«Советской России», являющейся лауреатом премии «Слово к народу». Сегодня мы посвящаем очерк ее жизненному подвигу, уникальной лич­ности.

 

В чем уникальность этого замечательного человека? Каждый, кто ее знает, скажет: в цельности, в глубине понимания жизни, в силе воли, смелости, решительности. Она многого достигла, совершила космические подвиги, с достоинством прошла испытания на советскую прочность и не предала ни страну, ни народ, ни партию, ни убеждения. В 1975 году вступила в КПСС – и остается коммунистом. В 1996-м стала депутатом фракции КПРФ в Госдуме – и по сей день остается в рядах оппозиции.

В юности Светлана мечтала о космосе и целенаправленно шла к своей мечте. Родители ей предоставили свободу выбора. Мать и отец – фронтовики, Победу встретили в Берлине. Отец – Евгений Яковлевич Савицкий – советский – ас-истребитель, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Мама – Лидия Павловна тоже служила в авиации, а после войны работала в школе. Они не препятствовали дочери совмещать учебу в школе с занятиями в аэроклубе ДОСААФ. Позже отец скажет, что его дочь воспитывали «школа, комсомол и ДОСААФ».

После школы Светлана поступила в Московский авиационный институт и одновременно училась в Калужском авиационном летно-техническом училище, где получила специальность «летчик-инструктор», вошла в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту и в 1970-м выиграла первенство мира, пилотируя на поршневых самолетах в Великобритании, установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах. Савицкой было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».

После института Светлана работала летчиком-инструктором, летчиком-испытателем НПО «Взлет», где выполняла полеты на самолетах МиГ-21, ­МиГ-25, Су-7, Ил-18, Ил-28, позже – на Московском машиностроительном заводе «Скорость» в КБ А.С. Яковлева. В 1975–1978 годах установила на учебно-боевом МиГ-25ПУ 4 женских рекорда по высоте и скорости полета, освоила свыше 20 видов самолетов, что пригодилось ей в будущем.

 

***

В отечественной космонавтике есть особая дата – 25 июля 1984 года. В тот день 37 лет назад летчик-космонавт Светлана Савицкая – первая в мире женщина – вышла в открытый космос. За 3 часа 35 минут работы за бортом станции «Салют-7» вместе с командиром экипажа Владимиром Джанибековым она выполнила в безвоздушном пространстве редчайший эксперимент: испытала во всех режимах изобретенный в Институте электросварки имени Е.О. Патона универсальный ручной инструмент (УРИ) для резки, сварки, пайки и напыления металлов.

Это свершение приблизило космос к человеку, подчеркивал советский исследователь в области металлургии и технологии металлов Борис Евгеньевич Патон. Савицкая и Джанибеков выполняли его поручение. Ученый высоко оценил исполненное ими задание, особенно восхитила его филигранная точность сварки Савицкой. В сущности, четкость, ясность, тщательность Светлане были свойственны всегда.

Она помнит, как шагнула в безмолвие Вселенной – и голос Джанибекова: «Не спеши, Света… не спеши. Не боишься?» «А чего бояться? Здесь же мышей нет…» – шутила Савицкая, скрывая волнение. И сделала всё на «отлично».

Второй полет Савицкой, позывным ее был «Памир-2», проходил с 17 по 29 июля 1984 года на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Вместе с ней в экспедиции были летчики-космонавты СССР Владимир Джанибеков и Игорь Волк. За полет длительностью в 11 суток 19 часов 15 минут Савицкая была награждена второй звездой Героя Советского Союза.

А первый ее взлет во Вселенную состоялся в августе 1982 года. В должности космонавта-исследователя на корабле «Союз Т-7» под позывным «Днепр-3» Светлана отправилась к станции «Салют-7», на борту которой успешно выполнила порученные ей исследования. Савицкая пробыла в космосе 7 суток 21 час 52 минуты и вернулась на Землю на корабле «Союз Т-5». За первый полет и выполнение поставленных задач вторая в мире женщина-космонавт Светлана Савицкая получила первую Звезду Героя Советского Союза.

Ее мечта подняться в космос осуществилась через 19 лет после В. Терешковой. Первая женщина-космонавт тяжело перенесла полет, после чего Сергей Павлович Королев заявил, что женщинам в космосе не место. Программа подготовки женского отряда космонавтов была свернута.

Восстановил «женскую космонавтику» выдающийся конструктор ракетно-космической техники Валентин Петрович Глушко. Он сыграл ключевую роль в космической биографии Светланы. Отличный авиатор, она была лучшей кандидатурой для следующего женского полета в космос.

В отличие от первой женщины-космонавта, Савицкая доказала, что слабый пол – вовсе не слабый и имеет полное право на космос. Между тем за ее спиной поползли слухи, что не обошлось без влиятельной руки отца-маршала.

 

***

Вспоминает известный писатель, журналист, освещавший советские космические достижения, Владимир Степанович Губарев:

– Когда я узнал, что летит Савицкая, тут же подумал: странная вещь, летит женщина после того, как С.П. Королев «закрыл» женский космос… Потом пришел Валентин Петрович Глушко. Именно он сказал: в Америке женщины летают, а у нас, что, хуже? И начал подбор космонавтов-женщин. В первую очередь обратил внимание на Светлану Савицкую.

Я знал, что знаменитый маршал авиации – ее отец и позвонил Евгению Яковлевичу Савицкому, подъехал к нему в Дом на Набережной, где он жил на последнем этаже. В разговоре спрашиваю: что, Светлану по блату взяли? И получаю ответ: она чемпионка мира по высшему пилотажу, а чемпионами мира по блату не становятся… Он поделился, что ему в дочке нравится, что не нравится. Не нравилось вроде бы то, что она «очень самостоятельная», но я чувствовал, что он гордится этим. Решили вместе следить за ее полетом.

В Центре полетов я мог бывать в закрытой части, где контролируются медицинские параметры. Из любопытства посмотрел, что у Савицкой. Медицинские параметры показывали, что она очень волновалась, а внешне ничего не было заметно. Это меня поразило. Светлана вела себя безукоризненно. Программа была расписана детально, и она не отступила ни от одного пункта. Если ребята чуть-чуть позволяли себе инициативу, то Светлана четко выполняла всё по программе.

После полета она объяснила, что на ней была двойная ответственность: ей нужно было доказать, что женщина может работать в космосе не хуже мужчин, а подчас даже лучше. Во время второго полета, когда Светлана выходила в открытый космос с Володей Джанибековым, она так же безукоризненно всё отработала. Мы многое потом обсуждали с Патоном, который просто был влюблен в Светлану и в Джанибекова. Симпатии были взаимными. Великий ученый был придирчивым человеком, но если видел, что работник блестяще всё выполнил, то к этому человеку он относился с величайшим уважением.

После этого полета мы со Светланой Евгеньевной попали на конференцию по космосу в Стокгольм. К ней был огромный интерес. Мы с ней подружились. Она поразила тем, что была очень проста и в то же время сложна. На вопросы отвечала просто, и в то же время строго. Журналисты любят влезать в личную жизнь, Светлана это всё отсекала и до сих пор отсекает. Мне это нравится. Я считаю, что личной жизни человека никто со стороны не имеет права касаться.

Мне нравится в характере Светланы то, что она жесткий, но справедливо жесткий человек. Независимо от ее звезд и орденов, депутатства она по отношению к своим товарищам и друзьям очень отзывчива. Это прекрасное качество. Она не любит, когда пишут много всякого о том, что отец ей доверял-не доверял. Евгений Яковлевич мне рассказывал, что когда она пересела на реактивный самолет, он однажды посмотрел, как она пилотирует. И ему это понравилось, он сказал, что его дочь – профессионал высокого класса. Хотя дочка во многом поступала по-своему: хотела прыгать с парашютом – пошла в парашютный кружок, там училась прыгать, хотела участвовать в соревнованиях – участвовала, стала чемпионкой мира, хотела пилотировать самолет – пошла этому учиться… Она самостоятельно и настойчиво шла к своей мечте. Я написал о ней повесть «Девять дней Светланы Савицкой». Уважаю ее и преклоняюсь перед ней как перед профессионалом высочайшего уровня и как перед человеком, который всегда отстаивает свою точку зрения.

Об этом свидетельствует ее работа в Госдуме. Она очень четко понимает, что нужно защищать, против чего нужно бороться. Многие не выдержали испытания Госдумой. Но Герман Титов, Светлана Савицкая не предали своих идеалов.

 

***

После второго полета в космос Савицкая задумывала новый этап покорения Вселенной. Ее поддерживал В.П. Глушко. Речь уже шла о подготовке женского экипажа. Планировалось, что экспедиция состоится в 1985 году, в ней будут только девушки – Е. Доброквашина, Е. Иванова и командир С. Савицкая. Но из-за поломки «Салюта-7» полет был перенесен на 1986 год, а потом и вовсе отменен.

Савицкая все же не отпускала мечту. Она мыслила подготовить женскую экспедицию к посещению станции «Мир». А когда появился «Буран», космический корабль многоразового использования, втайне уже представляла, как женская команда будет регулярно отправляться в космос и вести исследовательские работы. Ученые-медики утверждали, что там, во Вселенной, можно получить особо эффективную вакцину от гриппа, особо чистый инсулин. Женский экипаж очень бы постарался.

Но наступила горбачевщина, «перестройка», и мечты Светланы стали таять. Полеты срывались, не хватало средств. Светлана ушла в декрет, родила сына Константина, который, став взрослым, тоже закончил МАИ, но связал свою жизнь со спортом, с практической стрельбой. Муж Светланы – Виктор Станиславович Хатковский – летчик, инженер-конструктор Московского машиностроительного завода имени С.В. Ильюшина.

Светлана Евгеньевна защитила диссертацию и стала кандидатом технических наук, работала в НПО «Энергия» и преподавала в МАИ. С 1989 по 1992 год – народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР. После буржуазного переворота 1991 года Савицкая окончательно поняла, что ее космическим мечтам уже не сбыться. С 1996 года она – депутат Госдумы II–VII созывов, член фракции КПРФ, зампредседателя комитета по обороне, член Парламентского собрания Беларуси и России.

В законотворческой работе Савицкая остается честной, принципиальной, преданной Родине. Она отчаянно боролась за сохранение советской орбитальной станции «Мир». Правящая верхушка РФ заискивала перед американцами, а профессионал Савицкая доказывала на всех уровнях: «У станции первичный ресурс составлял 5 лет, а она пролетала 15! Ее надо и дальше поддерживать в рабочем режиме, так было в программе заложено… С инспекцией на «Мир» полетел Рюмин – как представитель фирмы Королева. Он вернулся и сказал: «Станция прекрасная, может летать дальше». Тогда чиновники придумали новую отговорку: «Нет денег на продолжение пилотируемых полетов на «Мир». Но состав парламента в то время был такой, что депутаты не брали под козырек, большинство поддержали идею о выделении денег. По инициативе КПРФ в бюджете заложили 1,5 млрд рублей на продолжение пилотируемых полетов на станцию. Но Минфин не выделил своевременно денег. Проходит полгода, идет пилотируемый полет, и параллельно начинается вброс: работа «Мир» небезопасна…

Слово «небезопасно» в авиации, космонавтике – это прямой способ закрыть проект. И здесь было сделано то же самое. 23 марта 2001 года в 8 часов 59 минут 24 секунды московского времени «Мир» была затоплена в Тихом океане. 

– В конце 2000-го, – вспоминала позже в одном из интервью Светлана Евгеньевна, – было принято правительственное постановление о затоплении станции. Господин Касьянов как премьер его подписал… Всё было сделано в угоду американцам, им не нужна была вторая станция, помимо МКС, они хотели контролировать всё, что происходит в космосе. А «Мир» могла еще летать. К сожалению, наплевав и на двукратное обращение парламента и на то, что деньги выделялись на продолжение полета, а их в итоге использовали нецелевым образом – на затопление станции. …Хотя господин Путин, приезжая в Звездный городок, он тогда только что избрался президентом, сказал, что станция «Мир» будет летать, будет продолжать свой полет. Однако после этого, в конце 2000 года, было принято решение, чтобы полет станции «Мир» завершить (полное интервью на канале YouTube, на сайте КПРФ).

Но жизнь продолжается, а «жизнь – это борьба», повторяет космонавт слова К. Маркса. В Госдуме она отстаивает законы социальной справедливости, отвечающие интересам России. В комитете по обороне Савицкая бьется за выполнение оборонного заказа, высказывая единороссам всё, чего они заслуживают.

Не забывает Савицкая и о подрастающем поколении. С благодарностью вспоминает ДОСААФ. Ей эта организация дала многое, первое свое образование она получила в Центральной объединенной летно-технической школе ДОСААФ СССР. Не смирилась, узнав, что ДОСААФа не стало. Став депутатом, Савицкая приложила немало усилий для восстановления этой важной в деле патриотического воспитания и обучения молодежи структуры. «В 90-е годы имущество ДОСААФ разворовали, а сейчас мы восстанавливаемся, – говорит первый зампред общества Леонид Малев. – В распоряжении ДОССАФ уже 1 тыс. 288 самолетов, 97 аэродромов, пришли обучаться ребята…» Значит, будут в России новые чемпионы парашютного спорта, пилотажного мастерства.

Пенсионная тема тоже не прошла мимо Светланы Евгеньевны. Она была против зурабовской пенсионной реформы, когда навязывали накопительный компонент, что в итоге для многих пенсионеров обернулось ограблением. Вместе со своей фракцией КПРФ была противником реформы о повышении пенсионного возраста. Не удивилась, когда реформу все-таки протащили после заверений президента о том, что при нем не будет никакого повышения. Вспомнилась станция «Мир» и ее трагическая судьба после обещаний сохранить.

Вот такая уникальная личность, обладающая космической силой и коммунистической самоотверженностью – дважды Герой Советского Союза Савицкая.

 

Другие материалы номера