Балансируют на грани краха

Пустые полки и резервуары на бензоколонках – только начало кризиса, и настоящий удар последует тогда, когда они начнут снова наполняться…

Великобритании предстоит долгая и тяжелая зима, пережить которую будет нелегко. Главной новостью последних дней зачастую становятся пустые полки в магазинах и длинные очереди беспокойных граждан, желающих купить бензин, которого не подвозят. Это только начало еще большей проблемы. То, что сейчас происходит в Великобритании, это не просто временно пустующие полки и бензохранилища, а очень опасное стечение обстоятельств, среди которых, помимо этих проблем, еще и инфляция, выросшие налоги, срезанные социальные льготы, дефицит рабочей силы и продовольствия…

Как и прежде, власти во главе с Борисом Джонсоном утверждают, что во всем виновата коронавирусная пандемия. Его критики заявляют, что причина всех проблем кроется кое в чем другом – в необдуманном Брексите… Но есть и третья причина нынешнего положения Великобритании. Речь о некоторых действиях власти, а точнее их отсутствии. Сегодня несколько секторов Великобритании балансируют на грани краха, но этого можно было избежать. Давайте для начала обратимся к ситуации в энергетике.

Было совершенно понятно, что рано или поздно уход британцев с внутреннего энергетического рынка Европейского союза вызовет рост цен на электрическую энергию. Это было неизбежно, однако власти могли смягчить этот удар. В последние годы Великобритания разными мерами сокращала выработку электроэнергии из угля, как и другие страны, в рамках борьбы с изменениями климата. Похвально, но факт в том, что Великобритания много инвестировала в ветряные источники энергии. Однако вкладывать деньги в возобновляемые источники только потому, что нынче они очень «актуальны», не слишком умно. Переход с одного источника на другой требует тщательного планирования и учета разных вариантов развития событий.

Великобритания только сейчас поняла (как будто раньше это не было ясно!), что не может всегда полагаться на энергию, получаемую из ветра. Ведь ветер должен дуть, а что делать, если его нет? И вот теперь его нет. В последнее время количество ветров, дующих через Великобританию, исключительно мало, и поэтому производство энергии на ветряных электростанциях сократилось на 45% по сравнению с прошлыми пятью годами. Есть еще атомная энергия, но британские реакторы уже отработали свое, устарели, и несколько уже останов­лено…

Вначале я намекнул, что действия властей представляют собой не меньшую проблему, чем Брексит и коронавирусный кризис. Почему? Дело в том, что Великобритания располагает большими газовыми хранилищами. Самое большое – Раф находится к востоку от английского побережья. Еще в 2010 году эксперты подчеркивали, насколько важно создать запасы на случай внезапного роста цен на газ. Такие запасы очень пригодились бы. Они советовали удвоить имеющиеся запасы к 2020 году, чтобы объемы газа были сопоставимы с другими странами Европейского союза. Однако власти не послушались советов и даже сделали все наоборот. В июне 2017 года они закрыли хранилище Раф, несмотря на настойчивые предостережения специалистов.

Но на этом их ошибки не закончились. Так, например, активистские группы, которые борются с климатическими изменениями, на протяжении нескольких лет лоббировали у британских властей проект по теплоизоляции домов. Она не только сократила бы вредные выбросы, но и снизила бы счета за электроэнергию, что в нынешней кризисной ситуации, разумеется, очень приветствуется. Консерваторы приняли идею на рассмотрение, но в итоге все же отказались от нее.

Кризис в Великобритании – это целая череда мелких, связанных друг с другом кризисов, которые обостряются. Например, из-за роста цен на энергоносители растут цены на углекислый газ, который производится промышленным способом для нужд мясной промышленности. СО2 используется для усыпления свиней и птицы перед убоем, а также применяется при упаковке мяса. В упаковке с мясом, которое вы покупаете в магазине, содержатся несколько газов: кислород, который сохраняет внешний вид мяса свежим и красным, углекислый газ, который используется для того, чтобы внутри не размножались бактерии и немного азота, который добавляют для создания пространства в упаковке.

Сейчас сложилась ситуация, когда у мясоперерабатывающей промышленности нет СО2 ни для усыпления, ни для упаковки. Из-за этого может начаться массовый забой скота, который разводили на мясо, то есть переработка будет сокращена.

Но даже если появится СО2, есть еще одна проблема: кто доставит мясо в магазины? Не хватает водителей и вообще персонала в логистической цепочке в целом.

Сейчас в магазинах пустуют полки, но следующим этапом будет, возможно, кое-что похуже. По крайней мере с точки зрения населения. Товары вернутся на полки, но стоимость их значительно возрастет.

Закон спроса и предложения может сделать нынешний кризис особо опасным. Я упомянул, что Великобритания столкнулась с острой нехваткой рабочей силы, прежде всего водителей и смежных кадров. Как работодатели собираются привлекать этих людей? Есть один проверенный способ: нужно предложить им очень привлекательную зарплату. На тех, кто решит сесть за руль фуры, это может подействовать, и из-за их высоких зарплат они, вероятно, будут единственными, кто особо не заметит рост цен в магазинах! Доходы остального населения останутся прежними, а стоимость товаров рванет вверх.

Этого не избежать. Выше я написал, что работодателю придется привлекать сотрудников высокими зарплатами, но он точно не будет действовать себе в убыток и поэтому повысит стоимость товаров. Тут стоит напомнить, что в любой стране, в том числе, конечно, и в Великобритании, есть немало тех, кто живет «от получки до получки», и для них будущая зима выдастся особенно трудной. Кроме того, инфляция в ближайшие месяцы может сделать так, что у тех, у кого денег уже мало, их станет еще меньше.

Наивно было бы полагать, что у европейского континента иммунитет к кризису, который сейчас показывает свой оскал в Великобритании. Да, у нас не было хаотичного Брексита, но два других ключевых фактора: коронавирусный кризис и несостоятельность правящего класса – роднят нас с Великобританией.

 

 

Другие материалы номера