Отстаиваем свой бюджет развития

– Уважаемые коллеги!

При подходе к формированию нынешнего бюджета, который предложен правительством, ни одна позиция из послания президента к 2024 году не будет выполнена. Данная ситуация означает политический дефолт. Но с этим категорически нельзя согласиться.

Мы подготовили бюджет развития в 33 триллиона рублей, обсудили его в Государственной думе. Он был представлен в Академии наук и на Орловском международном экономическом форуме. Мы оснастили его двенадцатью отраслевыми законопроектами. И я полагал, что в ходе выборной кампании мы примем соответствующие решения. Но этого не случилось.

Что касается нынешнего бюджета, то мы участвовали в его обсуждении, в том числе с президентом и премьером. Однако я не нашел в нем ни одной позиции из тех, на которые мы указывали. Самое удивительное, что бюджет формируется по старым лекалам и топчется по той же вороватой колее, которую протаптывали гайдары и чубайсы. И ничего принципиально нового в нем нет. Бюджет носит, скорее, компрадорский характер. Принцип его формирования, и я хочу, чтобы вы это услышали, не соответствует настроениям граждан и их требованиям.

Итак, каков принцип формирования данного бюджета? Продолжаем продавать сырье. Уже в этом году продали его на 27 триллионов. 70% бюджетных средств забрали в центр, и только 30% отдали на места, что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. В своем недавнем выступлении с трибуны Государственной думы я говорил о том, что две трети доходов от продажи сырья надо возвратить в бюджет. Но даже половины не вернули.

Продолжается дикий рост цен. Уже морковка и капуста стоят по 150 рублей, а гречка пробила 100­рублевый потолок. Что касается цены на картошку, то она выросла на 70%. При этом в течение восьми лет доходы граждан продолжают проседать, и при нынешней политике этот процесс неостановим. Ведь при таком бюджете каждый третий рубль, который граждане тратят в магазинах, является заемным.

В то же время продолжается обогащение олигархии. За время ковидных ограничений она хапнула за счет роста цен на металл и древесину 9 триллионов. При этом олигархи даже не хотят платить прогрессивный налог.

В собственности иностранных компаний находится 60% российских предприятий и организаций. Но самое потрясающее, что им принадлежит 95% энергомашиностроения. И это в нашей большой и холодной стране!

При этом продолжается уни­чтожение исторической па­мяти. И, судя по школьным учебникам, конца этому не видно. Также продолжается ликвидация русско­советского образования и медицины, которые были лучшими в мире. Из 15 тысяч здравпунктов и медучреждений уничтожили 10 тысяч. Что касается фармацевтики, то загляните в девятый раздел бюджета и увидите, что от программы ее развития практически ничего не осталось!

В то же время продолжают процветать полицейщина и затыкание ртов неугодным. А вместо нормальных выборов навязываются «трехдневка», «дистант» и массовое надомное голосование. Видимо, таким способом расчищают огромную территорию для новых хозяев. Ведь с 1991 года только русские потеряли 20 миллионов человек. И с таким бюджетом это вымирание продолжится.

Мы категорически не можем согласиться с нынешней политикой. У нас есть свое видение ситуации, есть своя программа, которая позволяет сформировать полноценный бюджет. Это вполне реально при наших ресурсах и возможностях. Золотовалютные резервы России и фонд национального благосостояния в сумме составляют 60 триллионов рублей. Но они мертвым грузом лежат «в заначке» правительства и не направляются на нужды страны. Из них можно взять хотя бы третью часть и отремонтировать то, что требует капитального и немедленного ремонта.

Президент в своем послании говорил об идее сбережения народа. Но никакого сбережения не может быть при такой политике. Посмотрите на соседнюю Литву. Там холодный климат и нет никаких ресурсов. Но там минимальная зарплата под 50 тысяч рублей. В Греции, где теплее, – 62 тысячи. Даже в Болгарии 25 тысяч, и это в два раза больше, чем у нас. Почему же Россия топчется на нищенских показателях? Ведь мы же предлагали утвердить прожиточный минимум в 25 тысяч рублей!

Этот бюджет перечеркивает модернизацию и импортозамещение. Расходы на науку распределены по 9 из 14 разделов бюджета. В них идет сокращение средств. Об этом подробно говорится в моей статье «Проект казенной милостыни», опубликованной в газетах «Правда», «Советская Россия» и на партийных интернет­ре­сурсах.

В бюджете искусственно ограничиваются инвестиции. Ну зачем же опять загонять 10 триллионов рублей в фонд «национального благосостояния»? Ведь из него даже в ходе пандемии выделили всего 500 миллиардов на поддержку экономики и граждан!

У меня как политика особое возмущение вызывает то, что нам навязывают бюджет не социального, но абсолютно олигархического и полицейского государства! В нем не нашлось денег даже для 10 миллионов «детей войны». Ведь в деревне пенсия у них 7–9 тысяч рублей, а в городе 12–14 тысяч. Так о какой социальной направленности бюджета мы можем говорить при таком отношении к самым уязвимым, к самым нуждающимся?

Почему финансирование науки размазали по всем разделам? Давайте отведем для него самостоятельный 15­й раздел и увеличим государственные затраты на научную сферу! А то ведь за двадцать лет даже свой мобильный телефон не можем сделать!

Единство и стабильность России подрываются. В Москве 10% самых богатых имеют доходы в 18 раз больше, чем 10% самых бедных. Это вообще недопустимо ни с какой точки зрения. Такого нет ни в одной стране мира! При этом 24 миллиардера в России имеют богатств столько, сколько все остальные граждане вместе взятые.

Данный бюджет усиливает иностранную зависимость России. Хотя на самом деле недопустимо, что 75% машиностроения отдали иностранцам, а торговые сети принадлежат им на 90%. В подмосковном Совхозе имени Ленина морковка стоит 15 рублей, но ее невозможно продать. Завозят импортное продовольствие и продают в десять раз дороже!

Угроза перехода на новые источники энергии в этом бюджете никак не учитывается. Очевидно, в ближайшие десятилетия Европа добьется того, что у нее будет другая энергетика. А с чем останется Россия? Ведь мы гоним за рубеж нефть и газ без переработки! Наше зерно мелют в Турции и продают в два раза до­роже.

В России продолжают гореть леса. За шесть месяцев сгорело 18 миллионов гектаров леса. Необходимо принять новые Земельный, Водный и Лесной кодексы, подготовленные нашими депутатами Кашиным, Коломейцевым, Харитоновым. Они давно находятся на рассмотрении Государственной думы!

Этот бюджет плодит сепаратизм и недоверие к центру. Регионов­доноров осталось всего лишь 13. При этом коренные русские области финансируются в два раза хуже остальных и в три раза быстрее вымирают. Так кто же будет держать в единстве эти гигантские просторы? Ведь этого некому делать, кроме русского языка, нашей великой победы и великой русской культуры.

Страну толкают в долговую яму. И это при наличии таких гигантских ресурсов! Госдолг увеличивается с 22 до 32 триллионов. Только на его обслуживание нужен 1 триллион 400 миллиардов. Бизнес­кредиты составляют 470 миллиардов долларов. Только на их обслуживание необходимо потратить 690 миллиардов рублей. Что касается граждан, то их закредитованность составляет 23 триллиона рублей. А долги регионов увеличились за последнее время на 18%.

Всё это происходит при ухудшении международного положения страны. Как можно выйти из кризиса при годовых темпах роста экономики в 1%, которые у нас наблюдаются уже почти 10 лет? При этом промышленность продолжает «проседать». И при таком бюджете в следующем году ничего не выправить.

Для России принципиально важно выйти на мировые темпы развития. А для этого экономический рост должен составлять 4–5% в год. Выступая на Валдайском экономическом форуме, президент Путин сказал, что капитализм зашел в тупик. А его французский коллега Макрон еще раньше заявил о деградации капиталистической системы. Президент призвал обратить внимание на опыт Китая. И это придется сделать. Я был в КНР много раз и помню, как там ездили на рикшах и велосипедах. А теперь это космическая держава с великолепными темпами развития. Китай производит все виды продукции и уже обогнал США по покупательной способности.

Мы должны взять все лучшее как из великого советского наследия, так и из мировой практики социализма. У нас есть уникальный опыт ленинско­сталинской модернизации, но всё самое перспективное нужно поддерживать. Эту поддержку надо закладывать в бюджет. Он является финансово­экономической конституцией. В нем заключены и судьбы граждан страны, и судьбы целых отраслей экономики. Так что к нему надо относиться очень серьезно. Поэтому за предложенный бюджет мы голосовать не станем. Мы будем отстаивать свой вариант бюджета!

 

Другие материалы номера