Поэтому я решила через газету ответить на это и своему внуку, и таким, как он, потому что дух стяжательства охватывает всё глубже и шире молодые души.
Разговор зашел о деньгах. Мой внук утверждает, что деньги в жизни решают всё. Без денег невозможно добиться осуществления своих заветных желаний: путешествий, приобретения дорогих вещей, занятий спортом и многого другого.
К сожалению, в перечне его желаний не обозначились такие, как приобретение умных книг, посещение театров, знакомство с хорошей музыкой и так далее.
Короче говоря, духовная составляющая в этой жизни не значится. Как-то в одной из статей журнала «Наш современник» я прочла высказывание одного из иностранных журналистов о том, что, по его мнению, современные (не все) русские журналисты перепутали кран цивилизации и вместо него открыли кран канализации.
Действительно, в некоторых журналах, театрах, молодежных клубах, в желтой прессе пропагандируется, широкой рекой льется разврат, пошлость, криминал… На что новоявленные «капиталисты» отвечают: «Главное продать всё, что пользуется спросом». И продается всё, что калечит душу человека.
Возьмите любое произведение наших классиков: Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Некрасова, Лермонтова, Пушкина, зарубежных писателей: Драйзера, Бальзака, Диккенса, Джека Лондона, Гюго и многих, многих других. Список бесконечен. Они, наши великие мыслители, ярко и убедительно обрисовали, к чему ведет власть «денежного мешка».
Очень остро боролись с этим явлением Чехов и Горький.
Жаль, что произведений наших классиков все меньше читает молодежь. Поэтому молодые плохо представляют себе истинное лицо «желтого дьявола» – капитализма, как называл общество потребителей Горький в своих путешествиях по Америке.
Меня поразил случай, когда я спросила одного из учащихся техникума, что они изучают на уроках по литературе, знает ли он такие произведения, как «Судьба человека» Шолохова, рассказы Чехова, «Мертвые души» Гоголя. Он с удивлением ответил, что не знает этих писателей, что они изучают произведения Солженицына и поэтов Серебряного века. Короче говоря, проповедников того образа жизни, где правил бал «чистоган».
— Бабушка, – с возмущением воскликнул внук, – разве это плохо, когда деньги нужны на хорошие дела – например, на помощь больным детям?
— Во-первых, дорогой внук, – ответила я, – действительно, когда деньги нужны, чтобы выручить из беды, то да. Если человек ставит цель: деньги на добрые дела.
Хотя, честно говоря, лечение людей должно быть бесплатным. Что возможно в другом обществе, не при капитализме.
Во-вторых, вопрос еще в том, как добыты эти деньги.
Хорошая есть пословица: частным трудом (при капитализме) не построить палат каменных.
В современном трудоустройстве есть только два способа поиметь большие деньги – это эксплуатация человека человеком или прямое воровство. У капиталиста нет другого пути для больших денег. Только прибыль, и при этом любым путем. Тут нет места совести и чести. И современная жизнь очень убедительно это демонстрирует. Деньги, как и власть, развращают душу человека, делают их, как говорил Салтыков-Щедрин, животолюбами, или пузолюбами. Иначе говоря, над человеком довлеют истинно животные страсти.
Дорогой внучек, присмотрись внимательно к тому, что творится вокруг. Люди часто жалуются, что стали друг к другу равнодушны и нередко жестоки. Царят неравенство, ложь, цинизм, унижение достоинства. Народ поставлен на колени перед теми, кто его обворовывает и ненавидит. Всё это делает страсть к деньгам, к накопительству. Но самое точное определение таким людям дал Н.В. Гоголь: «мертвые души».
Так вот, мой дорогой друг, у тебя два пути в жизни: нажива или служение людям, развитие в себе человечности, достижения душевных высот, чтобы были силы бороться против денежной кабалы.
Майя Арсеньевна СМИРНОВА,
ветеран труда
г. Приозерск,
Ленинградская обл.
P.S. Замечу в конце. Образ внука – собирательный. Речь идет о многих внуках, не только лично о моем.