Материал вполне можно проиллюстрировать нашими дальневосточными реалиями.
Достаточно вспомнить, в какой, простите, «сарай» превратилась под чутким руководством хабаровского объединения «желтых» профсоюзов некогда знаменитая дальневосточная здравница – АО «Санаторий «Кульдур» в Еврейской автономной области. 70% акций учреждения принадлежит хабаровскому профобъединению, а 30% – правительству Еврейской автономии. Такой баланс был установлен в 90-е годы, когда ЕАО выходила из состава Хабаровского края. Поэтому, насколько я понимаю, повлиять на проводимую ставленниками хабаровского профобъединения политику развала этого санатория с уникальной целебной водой не могут даже региональные власти.
Здравница «чахнет» на глазах. Многие корпуса без войны превращены в памятники разрухи. В тех помещениях, где еще теплится жизнь, ремонты зачастую не делались с советских времен. Уровень сервиса – ниже всякой критики. Одно из писем возмущенной постоялицы мы публиковали в нашей интернет-газете «Набат».
Показательно, что Виктор Корякин – один из бывших хабаровских профбоссов, при ком продолжалась нещадная эксплуатация санатория без серьезного инвестирования средств в развитие, был осужден за мошенничество с недвижимостью крайсовпрофа. В январе 2016 года Центральный райсуд Хабаровска вынес приговор экс-главе краевого профобъединения и трем гендиректорам связанных с профсоюзами компаний, обвиненным в хищениях на сумму более 100 млн руб. Суд признал, что подсудимые создали схему по выводу профсоюзной недвижимости по заниженным ценам для последующей сдачи ее в аренду… самим же профсоюзам.
Таких активов, как у Шмакова и Корякина, у бывшего профсоюзного лидера Еврейской автономии Артема Акименко, увы, не было. Но специализированному профсоюзному спортзалу тяжелой атлетики на ул. Набережной в Биробиджане, где за три десятилетия было воспитано немало спортсменов (самый выдающийся – мастер спорта СССР, четырехкратный вице-чемпион мира и трехкратный чемпион Европы по пауэрлифтингу Владимир Марковский), похоже, нашлось выгодное применение. В 2017 г. тяжелоатлетов выселили из специализированного помещения, а штанги, блины, гантели и тренажеры передали другим спортсменам. Одно время подсобные помещения спортзала арендовала, по всей видимости, какая-то религиозная организация. Так или иначе, но случайные прохожие, двигаясь по ул. Набережной, периодически слышали доносившиеся из открытых окон зажигательные песнопения во славу Всевышнего на американский манер.
В октябре 2013 г. профбосс ЕАО Акименко оказался фигурантом неприятной истории с контрабандой икры и рыбы лососевых пород. А в 2015 г. следователями УМВД по Еврейской автономной области возбуждалось даже уголовное дело о покушении на мошенничество в ООО «Гэкам». Артем Акименко при этом являлся одним из ключевых фигурантов расследования. Уголовное дело, как это часто у нас бывает, куда-то благополучно исчезло, а предприимчивый профбосс Еврейской автономии подался в вынужденную эмиграцию в Израиль (по другим данным, в Австралию) – подальше от российских правоохранительных органов и неприятных запахов протухшей контрабандной рыбы.
Раньше советская власть учила: профсоюзы – школа коммунизма. Однако по злой иронии судьбы в современной России «желтые» профсоюзы под руководством несменяемого мистера Шмакова превратились в школу капитализма – зачастую с криминальным душком (судя по истории хабаровского профсоюзника Корякина).
В прошлом было немало примеров, когда профсоюзные боссы занимались сомнительной коммерческой деятельностью. В советской исторической и публицистической литературе по новейшей истории много рассказывалось о продажности буржуазных и реформистских профсоюзов в США. Особенно красочно наши историки живописали портрет коррумпированного профбосса Джимми Хоффы, который был связан с организованной преступностью и отмывал через кассу профсоюза грузоперевозчиков деньги гангстеров. Хоффа загадочно пропал (предположительно был убит в ходе криминальной разборки), его тело так и не нашли, а загадка его исчезновения является одной из величайших тайн американской истории наравне с убийством президента Кеннеди.
Деятельность «желтых» профсоюзов в современной России, слава богу, пока еще не заканчивается гангстерскими разборками, но очень часто балансирует на грани закона. Через три десятилетия после развала СССР в стране выросла целая плеяда «бизнесменов от ФНПР», отдельные представители которых являются не только предателями интересов рабочего класса, но и откровенными жуликами, этакими суррогатными копиями профсоюзного гангстера Джимми Хоффы.