Пишу в любимую газету о методе ликвидации статуса самостоятельности замечательного учреждения в Новосибирском Академгородке – молодежного центра «Калейдоскоп» через процедуру оптимизации и последующего присоединения к другому молодежному центру – МБУ МЦ «Мир молодежи». Оба центра расположены на правом берегу Советского района Новосибирска (в Новосибирском Академгородке).
«Калейдоскоп» был создан в 1968 году в ходе формирования социально-культурной инфраструктуры нового для страны научного центра при содействии первого председателя Сибирского отделения Академии наук СССР академика М.А. Лаврентьева.
Михаил Алексеевич и его коллеги сформировали целую сеть детских учреждений – от детских садов до детских клубов. Эти клубы стали информационно-просветительской и развивающей базой для детей как будущих ученых, будущих сотрудников научно-исследовательских институтов и организаций. Например, КЮТ (клуб юных техников) – как основа для инженерного и технического творчества, СЮН (станция юных натуралистов) – для биологов и зоологов, клуб при Институте геологии и геофизики – для юных геологов, клуб «Виктория» – для развития детского спорта и т.д. А Детский дом культуры «Калейдоскоп» – для развития детского творчества через культуру и искусство, поскольку творчество в науке и творчество в искусстве тесно взаимосвязаны – ведь многие ученые являются творцами не только в науке, но и в искусстве.
Вся эта «работа с детством» в Академгородке финансировалась из двух источников: штатные работники, которые работали с детьми, финансировались по штату Объединенного комитета профсоюза; хозяйственное содержание – через Управление делами Президиума СО АН СССР.
С середины 90-х годов все изменилось, как и многое другое в нашей стране.
Сегодня «Калейдоскопу» более 50 лет. В нем всегда процветала просветительская, воспитательная и образовательная деятельность с детьми и подростками (дошкольниками и учениками школ) по многим направлениям культуры и -искусства. Даже большинство клубов знаменитого объединенного клуба «Старшеклассник» в 60–-90-е годы действовали в «Калейдоскопе» как клубы художественно-эстетического направления. «Калейдоскоп» до 90-х годов был своеобразной детской республикой культуры и искусства, а также патриотического воспитания (что взаимосвязано). В нем всегда работал профессиональный коллектив педагогов и воспитателей высокого уровня.
После «перестройки», пока учреждение было самостоятельным, руководству и сотрудникам удавалось сохранять многие его традиции, но главное, его самобытность и его культурообразующую среду. Окончательно став к 2000-м годам учреждением молодежной политики (и по статусу, и по содержанию деятельности), центр, сохраняя работу с детьми, развивал многообразную и интересную работу с молодежью в тесном взаимодействии со старшим поколением.
В нынешнее время распространяется (по мнению старшего и конструктивно мыслящего молодого поколения) такое разрушительное явление, как «оптимизация». В его рамках теперь решается и судьба центра «Калейдоскоп», который ранее был, и мог в будущем быть, одним из важных учреждений работы с детьми с раннего возраста.
Возможно, «Калейдоскоп» мог бы вновь стать Детским домом культуры, каким он был исходно… То есть заниматься и «формироваться» в кружках творческого, культурного развития систематически (не временно, как в проектной деятельности, которая ориентирована на решение оперативных деятельных задач, а на постоянной основе, что способствует получению отдаленного, но более долговременного и сбалансированного социально-культурного результата).
Такой подход поможет сформировать в детской среде устойчивый опыт творческой деятельности. Этот опыт позже пригодится и в деятельности старших детей, а также молодежи уже в их социально значимой проектной работе.
В ходе выполнения планов концептуальной программы «Академгородок 2.0» и растущего в связи с этим населения Академгородка одного «Центра детского творчества» – ЦДТ в верхней зоне Академгородка недостаточно для художественно-эстетического и патриотического воспитания детей на примерах отечественной культуры и искусства. Ресурсы детских садов (материально-технические и кадровые профессиональные) также ограничены для такой целевой деятельности. «Калейдоскоп» имеет большинство необходимых ресурсов для этой значимой для общества воспитательной работы с детьми.
Ни с кем из общественности вопрос об изменении статуса центра «Калейдоскоп» не обсуждался до принятия в июне с.г. Постановления о его присоединении к молодежному центру «Мир молодежи». Нужно сказать, что у этого молодежного центра уже есть четыре подразделения в отдельных помещениях (одно из подразделений также находится в верхней зоне Академгородка, как и «Калейдоскоп»).
Общественность района (родительское и педагогическое сообщество, старшее поколение жителей Академгородка, представители профсоюза СО РАН) ратуют за то, чтобы «Калейдоскоп» остался самостоятельным учреждением и получил возможность вновь работать в большинстве своем с детской аудиторией с дошкольного возраста по художественно-эстетическим направлениям развития и воспитания в кружках на бюджетной основе.
У старшего поколения уже сложилось впечатление, что в Академгородке идут процессы уничтожения наследия М.А. Лаврентьева, включая научные учреждения и учреждения культуры (в том числе, и «Калейдоскопа»). Возникают вопросы: «Что же происходит в нашем обществе? Что же мы сами-то уничтожаем наследие, созданное в советское время?» Ведь «Калейдоскоп» для многих жителей Академгородка является «брендом» воспитания детей средствами культуры и искусства, а также «культурным наследием».
Возможно, «вирус оптимизации», как и многое другое, пришел к нам из-за границы.
Процесс «оптимизации выгодных характеристик при минимизации расходов», возможно, приемлем и полезен в производстве и бизнесе, но для социальной и социально-культурной сферы это чаще всего становится катастрофой.
г. Новосибирск