Трудный разговор об экономике

Большинство вопросов, по сути, должны решаться местными органами власти – «эффективными менеджерами», в крайнем случае – на уровне губернаторов. Президента просят о пандусах в подъездах, о лопнувшей водопроводной трубе, о свалках, о собаке совершенно особой породы, о ремонте поликлиник, о получении медицинской помощи и дефиците лекарств, просят заделать колдобины на дорогах, люди взывают о позоре правительства – пенсионной «реформе», укравшей в итоге у предпенсионеров по пять лет жизни, взывают обманутые дольщики. Все это однозначно свидетельствует о том, что потерян вектор социально-экономического развития, научная система управления, Россия скатывается на уровень третьеразрядных стран.

С первой же минуты прямой линии люди поднимали самые злободневные, насущные вопросы, которые касаются большинства населения, – о бедности, о сокращении реальных доходов, о заработной плате ниже прожиточного минимума, когда «жизнь в России наладится хотя бы чуть-чуть».

Первым среди этих вопросов был вопрос о реальных доходах.

В. Путин заваливал слушателей бесконечными цифрами – какие-то миллиарды направляются на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, в другие сферы экономики. Но люди не усваивают обоймы миллиардов, направляемые куда-то; их интересует конкретное состояние их сегодняшней жизнедеятельности. Президент пытается убедить, что реальные доходы «начали восстанавливаться. <…> Что касается заработных плат. Рост есть, и в номинальном выражении, и в реальном выражении», и якобы этот показатель должен перейти к устойчивому росту. Не похоже ли это на горбачевскую маниловщину?

Неужели президенту неизвестно, что реальные доходы населения в стране снижаются вот уже шесть лет подряд? В 2014 году они снизились к уровню 2013 года на 1,2%, в 2015 году – уже на 3,6%, в 2016 году – на 7,9%, в 2017 и 2018 годах – на 8,4% и, наконец, в I квартале 2019 года – на 10,5%. По заработной плате в реальном исчислении россияне не вышли пока даже на уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 30 лет.

В I квартале 2019-го реальные располагаемые доходы населения снизились на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, закредитованность физлиц, по данным ЦБ, этой весной превысила фантастическую цифру в 15 трлн рублей.

Более того, для В. Путина стало откровением признание на прямой линии, что россияне, работающие на полную ставку, получают зарплату в 10 тыс. рублей – ниже прожиточного минимума, который сегодня установлен в 11 280 рублей.

По официальной статистике, сейчас в стране за чертой бедности живут 12,9% граждан, или 18,9 млн человек. К 2020-му обещают, что малоимущих останется не больше 17 млн, а к 2024-му – менее 10 млн. Хотя известно, что Росстат значительно приукрашивает данные. Бедных в России, по оценкам экспертов, не 13%, а раза в три больше.

Жонглирование цифрами «роста» продолжается – 18 июня Госдума внесла корректировки в президентские планы: в 2019 году предполагалось вывести из бедности 2,5% граждан, а теперь – только 1%. И это, к сожалению, не единичный пример теоретической безграмотности экономического блока окружения Д. Медведева. Жаль, что В. Путину не доложили об этом накануне прямой линии.

«Эффективные» менеджеры правительства с целью якобы повышения качества жизни россиян не смогли придумать ничего лучшего, как в приказном порядке назначить слабым регионам кураторов из числа вице-премьеров и федеральных министров. Грош цена такой системе управления в стране в XXI веке, ее «эффективным» менеджерам в реализации прорывных планов президента на подобной «научной» системе управления. А уж если российские «эффективные» менеджеры придумали качественно «новую» систему управления – персональное кураторство, не плохо бы назначать кураторов не только в бедные регионы, но и 19 миллионам, живущим за чертой бедности, и в бедные семьи, количество которых превышает 35 миллионов, из которых более половины, по данным Т. Голиковой, наиболее бедные – это семьи с детьми или многодетные семьи. Может быть, тогда Россия не будет зависеть от мировых стран-лидеров, заживет более счастливо… Наивные суждения!

В качестве обеспечения прорывного развития страны В. Путин, как он особо подчеркнул на прямой линии, опирается на национальные проекты, представленные им в мае 2018 года. «Это то, – подчеркнул он, – вокруг чего строится вся наша работа сегодня… Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе – поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу». Сформулировано, казалось бы, верно.

Но разве неочевидно, что за 25 лет «реформ» на основе непрофессионального управления экономикой на теоретически ущербной научной базе макроэкономического регулирования под методологическим руководством международных финансовых организаций практически уничтожена производственная база, сформировалась не экономика развития, а экономика торможения. Экономика страны ввергнута в величайшую российскую депрессию.

Если в крупном плане сделать обобщения, то следствием проведения этой ущербной и практически разрушительной экономической политики стали деградация, офшоризация и структурная перестройка российской экономики под потребности стран Запада в сырьевых ресурсах, вывоз капитала и утечка умов, установление внешнего иностранного контроля над ключевыми механизмами воспроизводства экономики: денежной политикой, финансовым рынком, платежными системами, инфраструктурой экспорта, правом собственности на большую часть структурообразующих предприятий. Почти все рынки и производство отданы западным транснациональным корпорациям. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, а деньги за нее «эффективные» менеджеры переправляют также за рубеж. С 3-го места, которое занимала Россия в мире, уступая по объему валового внутреннего продукта только США и Японии в 1990 году, мы переместились на 6-е при оценке валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (после Китая, США, Японии, Индии и Германии) и на 16-е место при оценке ВВП по рыночному курсу доллара. Выше нас оказались Мексика, Испания, Австрия, Канада, не говоря уже о Бразилии, Италии, Франции и Англии.

Из ответов на прямой линии создалось впечатление, что неизвестно, кто довел страну до такого плачевного состояния.

Неужели президенту страны не обидно успехом считать не какой-то хотя бы мизерный рост, а всего лишь снижение темпов падения ВВП, инфляции или реальных доходов, зарплат, пенсий, мизерное (в рамках статистической погрешности – на 0,5%) улучшение которых тоже расценивается как едва ли не знаковый успех? Успех – это, оказывается, не увеличение притока, а всего лишь уменьшение оттока капитала, не рост внешнеторгового оборота, а сохранение его положительного сальдо. По-видимому, цель нынешних либералов в России – достижение нулевой инфляции, пусть даже ценой умерщвления всей экономической жизни в стране.

В рамках экономики торможения не только теоретически, но и на практике бесперспективно вести речь о реализации   нац­проектов, проведении реформ отдельных социально-экономических частей единого целого в ущерб другим, поскольку, вкладывая деньги в любое направление нацпроекта, при экономике торможения и ограниченных финансовых ресурсах мы вынуждены ущемлять другие направления.

Неудивительно, что после проверки выполнения нацпроектов Счетная палата, во-первых, оценила деятельность правительства Д. Медведева в плане реализации национальных проектов как неудовлетворительную. Инвестиции во все нацпроекты в I квартале 2019 года составили 12,8% от годового плана. Активно осуществляется просто бумажная работа, корректировка финансовых ресурсов от одного проекта к другому, но не более того. Правительство лишь расходует впустую огромные деньги, и это, как считает Счетная палата, явно нецелесообразные расходы. Во-вторых, и это самое главное, реализация нацпроектов не снизит бедность в России, не увеличит продолжительность жизни и не выведет экономику на 5-е место в мире.

Если назвать одну из самых больших проблем российской экономики, то это прежде всего нехватка денег в реальной экономике, особенно средних и длинных. Теоретически доказано, что для адекватного функционирования коэффициент монетизации должен составлять как минимум 80–120% ВВП. В Европе он действительно составляет около 110%; в развитых странах: в Китае – почти 200%, а в США – под 300%. В России – между 40 и 50%.

Президент не уловил заданный ему вопрос, касающийся повышения НДС. «К сожалению, правительство, – «разъясняет» В. Путин на прямой линии, – пошло и на повышение НДС с 18 до 20 процентов. Это, повторяюсь, в том числе для того, чтобы наполнить государственный бюджет…»

Между тем повышение ставки НДС с 1 января 2019 года – это экономически безграмотное решение. Оно тут же оказало дестимулирующее действие на предпринимательскую активность, что отразилось на ухудшении динамики экономических показателей уже в I квартале с.г. Возникает вопрос: а зачем надо было повышать НДС, чтобы «опустить» экономику? Чудо какое-то!

Как государство может поддерживать экономический рост, если на всю только что начавшуюся бюджетную трехлетку запланировано сохранение бюджетного профицита, то есть искусственный вывод финансовых ресурсов из бюджета, когда реальный сектор экономики задыхается в отсутствие инвестиций, но при этом повышается НДС? Государство продолжает обкрадывать, обсчитывать экономику, а не ускорять ее, продолжает формировать модель экономики торможения.

А может быть, президент забыл, что у России есть колоссальные мертвые финансовые ресурсы – Фонд национального благосостояния (ФНБ)?

Действительно, объем ФНБ на начало 2019 года составил 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП). Федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов предусмотрено, что в 2020 году ФНБ будет «доращен» и составит 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), а в 2021 году увеличится еще до 11,5 трлн рублей (9,7% ВВП). Это якобы та самая «подушка безопасности», на которую мы «свалимся», если вдруг что-то нагрянет, которая якобы будет использована в сбалансированности бюджета в будущем. Теоретико-экономические чудеса, да и только.

Между тем по экономической природе ФНБ – это средства, выведенные из бюджета и не принимающие участия в текущей его сбалансированности – этого основополагающего требования, предъявляемого при составлении, утверждении и исполнении бюджета, являющегося основой нормального функционирования органов управления государства.

Не грех напомнить, что на середину 2019 года международные резервы ЦБ составляют 495 млрд долларов.

Разве неясно светилам экономики, что трата денег из ФНБ или другой кубышки в будущем, хоть и брать их только «понемногу», ничем не отличается от простого включения печатного станка, простого печатания денег? Для грамотного экономиста профицитный бюджет, объем ФНБ в 3,6% ВВП в 2019 году и планирование Фонда почти 10% ВВП в 2021 году, как это обосновывается для российской экономической действительности, – это искусственное изъятие из экономики финансовых ресурсов, использование которых в целях экономического роста, ускорения научно-технического прогресса могло бы реально повысить эффективность социально-экономического развития в целом. Только «менеджеры от экономики» – Силуанов, Орешкин, Набиуллина и иже с ними – либеральные «экономисты», никудышные управленцы, скрупулезно следующие рекомендациям МВФ, приоритеты которых заключаются в первенстве финансовых институтов, снижении регулирующей роли государства в экономике, борьбе с инфляцией только денежными агрегатами, коих совершенно не интересуют проблемы развития государства, экономического роста, могут обосновывать президенту подобные экономические перлы.

Совершенно неудивительно, что после объяснений по поводу НДС на экране монитора высветился «неудобный вопрос» одного из слушателей, на который не был получен ответ: «Когда в России появится налог «просто так» и штраф «какая разница, за что»?»

В ходе прямой линии был поднят другой важнейший вопрос повышения качества жизни. «Вообще-то генеральный способ решения проблемы, – подчеркнул В. Путин, – это не государственное вливание туда или сюда, в какую-то отрасль. Генеральная проблема – это повышение производительности труда и развитие экономики». Президент неоднократно в ходе прямой линии акцентировал внимание на том, что главная проблема сейчас – это рост производительности труда. Совершенно правильная постановка вопроса.

К сожалению, по официальным данным Росстата, на протяжении вот уже пяти лет подряд в экономике страны идет не рост, а снижение производительности труда – этого важнейшего показателя эффективности экономики, и никто за это ответственность не несет. Проблема заключается не только в снижении темпов роста производительности труда, но и в низком уровне самого этого показателя.

Средняя часовая выработка одного работника в России, согласно данным ОЭСР, составляет $23,9, тогда как в Японии – $41,4, в Германии – $59,2, а в США – $63,1, то есть в 2–2,5 раза ниже уровня развитых стран. По этому показателю Россия уступает и ряду бывших социалистических стран, таким как Польша ($28,4), Эстония ($29,9) или Венгрия ($31,3).

Между тем из-за падения темпов роста производительности труда на предприятиях сокращается возможность повышения оплаты труда, повышается себестоимость продукции, уменьшаются вложения в развитие производства. И… круг замыкается – эффективность производства снижается, снижается качество жизни, растет число живущих за чертой бедности.

Однако рост производительности труда – это важнейшая, но лишь одна сторона проблемы эффективности экономики. Не менее важным является то, за счет чего достигается этот рост. Более 75–80% прироста произ­водительности труда в реальном секторе экономики Советского Союза достигалось за счет повышения технического уровня производства, улучшения его организации и труда, то есть реализации научно-технических достижений, ускорения научно-технического прогресса, инновационной составляющей.

Нынешние руководители экономических ведомств, как свидетельствует практика последних 15 лет, не способны понять, что современный экономический рост так же, как и снижение инфляции, обеспечивается прежде всего научно-техническим прогрессом и инвестициями в освоение новой техники. Их глаза застилает вожделенная цель – добиваться прибыли любой ценой, их внимание приковывают изображения на банкнотах евро и долларов.

Не лучше обстоят дела и с инвестиционными вложениями в экономику как важнейшей основы экономического роста. О необходимости увеличения инвестиций В. Путин говорит постоянно. В частности, им была поставлена задача добиться роста инвестиций до 27% ВВП к 2018 году.

Но вот уже на протяжении шести лет их объем не растет, а падает. По итогам 2017 и 2018 годов он едва превысил 20-процентный уровень. Особенно сильно снизился объем инвестиций в ненефтегазовом секторе. Значительно упал объем инвестиций в обрабатывающей промышленности, хотя 25% мощностей здесь уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий – на 24,7%, в секторе автотранспортных средств – на 32,2%.

Между тем за последние 17 лет из России вывезли более 430 млрд долларов, которые могли быть инвестированы в реальный сектор экономики. Только в прошлом году олигархи из России выкачали почти 70 млрд долларов. И в этом вопросе ни президент, ни правительство, ни ЦБ никаких мер, к сожалению, не принимают.

Как реакция на «динамику» инвестиционного процесса российская экономика «растет» в пределах статистической погрешности.

Я вынужден вновь вернуться к вопросу: что нужно сделать, чтобы перезапустить экономический рост в России?

 Первый и главный шаг, требующий политической воли гаранта Конституции РФ, – это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического «роста», отказ от пагубного для страны Вашингтонского консенсуса и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы. Чем «громче» президент объявит о смене социально-экономического курса, тем быстрее Россия выйдет на качественный социально-экономический рост.

Если же политическое руководство страны и дальше будет продолжать тупиковый курс, опираясь на использование либерально-монетаристской модели уп­равления экономикой, то оно еще больше загонит страну в яму. Продолжение гу-
бительного социально-экономического курса играет на руку тем западным игрокам, которые стремятся раздербанить Россию.

 Второй крупный шаг, также требующий проявления политической воли президента, – это смена правительства Д. Медведева и его ущербного экономического блока (Силуанов, Голикова, Орешкин, Набиуллина), продолжающего вести страну в тупик.

 Главная проблема – болезнь России – заключается в том, что вот уже 25 лет общество не знает, куда идет страна. Она движется как бы в никуда, не имея, как, например, в Китае, национальной идеи. Поэтому образ будущего, ориентиры будущего, большой проект для России, который должен быть отражен в научно выверенной стратегии, приверженцами доктрины рыночного фундаментализма, Вашингтонского консенсуса не может быть сформулирован по определению. Отсюда «эффективные» менеджеры и пошли по простому школьному пути – подготовили сочинение на свободную тему – простой набор предложений министерств и ведомств по развитию экономики под громким названием «Национальные проекты».

С позиции научной экономической теории вывод страны из величайшей российской депрессии и социально-экономического кризиса предполагает разработку стратегии социально-экономического развития России на 25–30 лет, понятную большинству населения страны, и на этой основе разработку программы качественного экономического роста, конкретизируемого в пятилетних и годовых планах, реформы образования, здравоохранения, пенсионной системы и других направлений социальной сферы с учетом качественных параметров экономического роста.

Смена социально-экономического курса предполагает реализацию ряда глобальных направлений:

– исходя из мирового опыта, опыта Китая, Японии, Швеции, Франции, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество. Планово-рыночный (!) на государственной основе;

ориентация не на финансово-спекулятивный сектор, а на рост прежде всего отечественного (!) производства, рост производительности общественного труда на основе ускорения научно-технического прогресса, опора на реальные возможности национальной экономики и собственный интеллектуальный кадровый потенциал;

усиление роли государства на стратегических направлениях, которое предполагает:

а) упрочение лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство (ракетно-космическая, ядерная техника и др.);

б) в структурной перестройке – опора на рост не нефтегазового (!) сектора экономики, который в разы должен опережать рост экономики в целом, что явится основой повышения национальной безопасности и снимет проблему «значительного ненефтегазового дефицита» российской экономики;

в) регулирование ценообразования в естественных монополиях, в том числе сырьевых, что обеспечит полную прозрачность структуры цены. Ограничение разницы между ценой производителя (или импортера) и розничной в зависимости от товарной группы не более 25–50%;

г) в аграрной сфере – ставка на крупное сельхозпроизводство, кооперацию, восстановление семеноводства и племенного животноводства, не отвергая систему фермерского хозяйствования;

д) оздоровление системы государственных финансов и нормализация денежного обращения путем радикального изменения политики Центробанка – от ограничительной денежно-кредитной политики к политике стимулирующей, борьбе с инфляцией через экономический рост, опережающее денежно-кредитное предложение со стороны ЦБ;

е) оптимизация налоговой системы на основе стимулирования механизмов экономического роста, ускорения научно-технического прогресса;

ж) качественное изменение кадровой составляющей высшего звена, формирование кадров государственных управленцев нового типа, привлечение к управлению прежде всего профессионалов. Возрождение Академии госслужбы при президенте РФ как базы кадрового резерва.

Слом старой модели экономики и формирование нового механизма социально-экономического развития России, реализация сформулированной концепции выживания страны невозможны без осуществления как минимум на период первой пятилетки мобилизационной экономики. Мировая практика не раз использовала ее рычаги для возрождения экономик. Характерным в этом плане является опыт, использованный в Советском Союзе после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в США – для выхода из Великой депрессии 30-х годов, в Германии и других странах после Второй мировой войны, опыт Китая при развертывании стратегии построения социализма с китайской спецификой.

Последнее слово – за народом!        

ОБ АВТОРЕ. Ю.М. ВОРОНИН – д.э.н., профессор, заместитель председателя Совета министров ТАССР, председатель Госплана ТАССР, первый заместитель председателя Верховного Совета РФ, депутат Госдумы (второго созыва), аудитор Счетной палаты РФ.

***

Из откликов
Жгучих вопросов все больше,
а ответов все меньше

Согласен: «Наша власть оторвана от реальности, живет иллюзиями, не понимает свою страну и свой народ», «неспособна что-либо изменить в стране».
И на Западе главы государств «не садятся раз в год перед телекамерами и не отвечают на прямые звонки или интернет-обращения граждан», а также не летают на стратегических бомбардировщиках, не целуют мальчиков в животики, не ныряют в море за амфорами, не гоняют двух щук по 20 кг одновременно, не шикуют перед камерами голыми торсами…
Зато там кандидаты в президенты не боятся в прямом эфире садиться рядом с другим кандидатом и отвечать на их вопросы и на прямые вопросы телезрителей, а наш президент и кандидат боится.
Боится сесть рядом с Зюгановым или Грудининым и поотвечать на вопросы телезрителей или вопросы кандидата-соперника. Боится, несмотря на ручное ТВ, всемогущие полномочия и черные пояса по единоборствам. RusMos
__________________
С какой целью устраивалась прямая линия? Для того чтобы посудачить, как бабушки на лавочке?
Президенту вопрос: как жить на 10 тысяч? Он в ответ: у нас прожиточный минимум 11 тысяч… На 10 тысяч люди не могут прожить , а на 11 уже могут?
Экологическая проблема – утопаем в мусоре. Опять ответственное лицо заявляет, что мусор копился с советского времени… Нормально?!
А уж на вопрос о Грудинине ответил точно как на завалинке. Грудинин ответил на этот выпад, он в свое время закрыл зарубежные счета, иначе его по закону не допустили бы к выборам, а офшоров у него никогда и не было.
Или прав тот, у кого больше прав? 
На те деньги, что потратили на прямую линию, можно было построить несколько ФАПов, полезнее было бы.
Просто качаются кресла, и надо их как-то ровненько поставить… aleksandra 
__________________
Жгучих вопросов все больше и больше, а ответов все меньше и меньше. Путин сам бы рад отменить эту традицию прямой линии, но теперь уже сделать это невозможно, т.к. это единственное, что может связывать президента с обворованным народом. Слушать эти ежегодные банальности, что где-то закрыли амбулатории и где-то построили, скорее отремонтировали, что где-то зарплаты растут, а где-то, может, падают, что надо потерпеть и т.д.? Особенно давал напутствие выпускникам, что, мол, главное – правильно выбрать профессию, и это при том, что везде идет сокращение кадров и выпускники училищ, техникумов и вузов никому не нужны, годами ищут работу. wanderer 
__________________
Строительство дорог, аэропортов и мостов, создание авиастроения и текстильной отрасли, борьба с воровством и коррупцией, ракетный щит страны и пр., и пр., включая защиту природы и утилизацию мусора, – это и есть государственные проблемы, на решение которых общество отдает госбюрократии вдвое больше, чем граждане других стран, а само наше население вымирает от недоедания и болезней. Slavan39 
__________________
Президент снова нарисовал идиллическую картинку: реформа, которую он милостиво инициировал, идет, и все хорошо, есть только отдельные, легко устранимые недостатки на местах… При этом он бодро известил пораженных сограждан, что тарифы за мусор расти будут обязательно: «Много вопросов в связи с ростом тарифов. Отчасти, может быть, это неизбежно. Потому что нужно иметь хотя бы какие-то первичные деньги, для того чтобы система начала работать». Конечно, взять эти «первичные деньги», кроме как из карманов наших бедных граждан, неоткуда, зарплата ведь у нас растет, не так ли? Разве Путин забыл или не знал, что его непосредственно подчиненные в МВД, ФСБ украли из страны 1,5 триллиона рублей, а СМИ говорят о том, что у полковника нашли 7 миллиардов, а у генералов ФСБ – 12? Хотя это только то, что сумели раскопать, а сколько не нашли? Victorovich

***

Другие материалы номера