НАШБАМ

45 лет назад, 8 июля 1974 года, было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В том же году магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а в 1985 году за большой вклад молодого поколения в строительство ей присвоили имя Ленинского комсомола.
Байкало-Амурская магистраль – это 4287 км от Тайшета до Советской Гавани, от начала строительства западного участка в 1938-м до Северомуйского тоннеля, сданного в 2003-м. БАМ – это дорога, пронзающая 7 горных вершин, это путь через 11 рек, 8 тоннелей, 142 моста, это 60 поселков и городов, большая часть из которых построены с нуля. Грандиозная магистраль – это железные скобы, соединяющие Иркутскую и Амурскую области, Бурятию и Якутию, Хабаровский и Забайкальский края.
Навстречу друг другу с востока и с запада шли два путеукладчика. Одна бригада под руководством Ивана Варшавского, а вторая – Александра Бондаря. Каждая из них знала, сколько километров путей уложила другая. «Они между собой соревновались крепко», – отмечает Ефим Басин, начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 гг.
В тяжелейших условиях тундры, вечной мерзлоты, непроходимой тайги пионерам БАМа приходилось выполнять разные задачи – от вырубки леса и прокладки путей до малярных работ и проведения электрики. Благодаря энтузиазму рабочих, их соревновательному духу удавалось выполнять жесткие сроки ввода дороги в эксплуатацию. «Каждый год сдавали участки по 200–400 км. Причем, как правило, сдавали ко Дню комсомола», – вспоминает Басин.

[img=-10691]
«Золотое звено», которое сомкнули два гигантских крыла магистрали на разъезде Балбухта в октябре 1984 года, стало завершением основного этапа строительства. Однако стыковка обеспечила лишь «рабочее движение». Нужно было еще построить локомотивные и вагонные депо, вокзалы, жилье, создать социальную инфраструктуру.
К сожалению, завершение строительства пришлось на закат Советского Союза. Всего в «стройке века» принимали участие более двух миллионов человек. Десятки тысяч остались жить вдоль магистрали. Но обеспечить города и поселки необходимыми социальными объектами, начать эксплуатацию магистрали в полную силу и вывести ее на рентабельность советская власть так и не успела.
Сегодня БАМ, кажется, переживает второе рождение. В связи со сложной геополитической обстановкой и определенной переориентацией на восток в нынешней России строительство магистрали возобновилось.
В 2003 году был сдан самый сложный участок БАМа – Северомуйский тоннель длиной более 15 км. Его строительство началось еще в мае 1977 года и продолжалось с перерывами 26 лет. От ответвления БАМа, линии Тында–Беркакит, продолжается начатое в 1985 году строительство на север Амуро-Якутской магистрали. В 2004 году открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009-го – до станции Амга, 15 ноября 2011 года закончено строительство ветки до станции Нижний Бестях. Также ведется реконструкция существующих участков трассы.
В видеообращении по случаю юбилея строительства магистрали президент подчеркнул, что перед страной сегодня стоит новая задача – масштабная модернизация БАМа и Транссиба, которая предполагает увеличение их пропускной способности в 2025 году до объемов свыше 200 миллионов тонн грузов в год.
В этом году проходит торжественное празднование 45-летия. К этой дате выпущена памятная медаль «45 лет с начала строительства БАМа». В преддверии праздника из нескольких городов страны в Тынду направились поезда со строителями-первопроходцами.
Эстафетные поезда из Иркутска и Хабаровска 7 июля встретились в городе Тында Амурской области. Они совершили символическую стыковку в честь празднования 45-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
7 июля в Тынде ветераны БАМа и лучшие труженики стальных магистралей получили заслуженное признание, а горожане – большой праздник.
Строительство завершилось много лет назад, однако создатели магистрали продолжают общаться – возникло «Бамовское содружество». Как и много лет назад, они переживают за свое возрождающееся детище.

Другие материалы номера