Дальний Восток — снова форум

Восточный экономический форум (ВЭФ) начнется сегодня во Владивостоке. На нем будут обсуждать проект национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Проект программы готовило Минвостокразвития. 
Несмотря на то, что подъем Дальнего Востока объявлен приоритетом на XXI век, а у региона есть свое министерство и свой форум, пока его экономика — в числе аутсайдеров и по большинству показателей занимает предпоследнее место в стране. Не помогло даже появление в составе округа двух новых регионов — Бурятии и Забайкальского края.
При более низкой, чем в среднем по стране, ожидаемой продолжительности жизни (70 лет вместо 73) люди продолжают уезжать из региона. За 27 лет население здесь уменьшилось в 1,3 раза — до 8,1 млн человек. И их можно понять: плотность дорог на Дальнем Востоке в пять раз ниже среднероссийского уровня, в 63% населенных пунктов отсутствуют оптоволоконные линии связи. Люди жалуются на дороговизну жизни, небольшие доходы, плохой климат, недостаточные возможности для образования и самореализации и т.д.
При этом перед Дальним Востоком стоит амбициозная задача расти теми же темпами, что и ведущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), — на 6% в год. Об этом на прошлом форуме заявил Владимир Путин.
Для таких темпов нужны триллионы частных инвестиций — по замыслу авторов госпрограммы, до 2025 года в экономику региона нужно привлечь 11,5 трлн рублей. Для сравнения: в 2012–2018 годах уже поступило 7 трлн. Сколько при этом понадобится от государства, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов не говорит, но признает, что все мероприятия потребуют миллиардов.
Отрасли, на которые предлагается делать ставку, — нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, авиа- и судостроение, туризм.
Привлекать частные инвестиции теперь предлагается не субсидиями, а новыми налоговыми льготами. В программе есть предложение, по которому компании, построившие инфраструктуру общего пользования на Дальнем Востоке, смогут получить льготы по налогу на прибыль, НДПИ, земельному и имущественному налогам. Предложение будет обсуждаться на форуме.
Проблема в том, что многочисленные механизмы господдержки на Дальнем Востоке уже есть: с 2013 года для создания привлекательных условий здесь было принято почти четыре десятка федеральных законов, напоминает в разговоре с «Ведомостями» руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова. С 2015 года для инвесторов на Дальнем Востоке появились территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток, чьи резиденты уже получают льготы в обмен на инвестиции. С их помощью за это время в регион пришло около 920 млрд рублей инвестиций, но это далеко от ожидаемых в будущем 11,5 трлн, а разнообразные льготы пока обходятся бюджету дороже.
Введение спецрежимов увеличило долю инвестиций на Дальний Восток с 6 до 8%, говорит экономист Наталья Зубаревич: это очень мало, учитывая, что по территории это больше трети страны.
Дальний Восток — самый большой полигон для освоения государственных средств: университет, порт, аэропорт, мост на остров Русский, программа «Дальневосточный гектар», многочисленные саммиты, спецрежимы и льготы. Об их эффективности можно рассуждать долго, но это стратегический с точки зрения территориальной целостности регион, а значит, масштабные вливания продолжатся. При этом в прошлом году региональные выборы в Приморье оказались для Кремля одними из самых тяжелых. 

Другие материалы номера