Священники и учителя против репрессий инакомыслящих

Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской православной церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела».
Один из осужденных, Константин Котов, не совершая никаких насильственных действий ни в отношении представителей власти, ни других граждан, был подвергнут беспрецедентно жестокому наказанию. Вся «преступная» деятельность этого человека заключалась в заступничестве за других заключенных, при этом исключительно мирными средствами. Нам было горько узнать о том, что одним из вещественных доказательств, изъятых у него, был самодельный плакат со словами протоиерея Александра Меня «Милосердие – то, к чему мы призываем» и призывом к обмену пленными с Украиной. Спустя 29 лет после убийства отца Александра, не раскрытого следствием, его слова продолжают быть актуальными и звучат как укор нашему ожесточенному обществу. Что касается обмена пленными между Россией и Украиной, который совершился после ареста и суда над Константином Котовым, то он однозначно был поддержан Русской православной церковью, и оценивать его как призыв к противоправным действиям нелепо.
У нас вызывает недоумение отказ судьи приобщить к делу видеозапись, доказывающую невиновность Константина Котова и противоречащую показаниям полицейских, которые повторяют друг друга дословно. Мы хотим напомнить всем, кто давал или будет давать показания по этому и другим делам, слова Священного Писания: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19.9). Лжесвидетельство делает человека соучастником суда над Спасителем, который был также основан на показаниях лжесвидетелей (Мф. 26.60).
Мы надеемся, что с других фигурантов дела, которые ожидают суда и не обвиняются в насильственных действиях (в частности с Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу), будут сняты обвинения, и они окажутся на свободе в ближайшее время.
Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов.
В отношении фигурантов «московского дела» вызывают наше недоумение приговоры суда в сравнении с другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях. Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок».
Мы хотим выразить надежду на то, что российские граждане будут жить с доверием к судебной системе, которая будет справедлива и беспристрастна независимо от социального, экономического и политического статуса подозреваемого или обвиняемого. Суд должен быть способным защитить гражданина от произвола исполнительной власти и силовых структур, в противном случае само его существование превращается в декорацию и формальность.
Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью.
Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых. Апостол Павел связывает страх с рабским состоянием человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8.15), а апостол Иоанн писал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4.18). На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей.
Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга.

Протоиерей Олег Батов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва); Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва); Протоиерей Леонид Грилихес, клирик храма-памятника св. Иова Многострадального (Брюссель); Протоиерей Александр Дубовой, настоятель Свято-Введенского храма, пос. Береславка (Волгоградская обл.); Иерей Николай Евсеев, клирик Петропавловского ставропигиального храма (Дублин), настоятель приходов Пресвятой Троицы (Корк) и Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Дрохеда); Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в г. Сергиев Посад (Московская обл.); Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва); Иерей Димитрий Диденко, директор Варницкой гимназии (г. Ростов Великий); Иерей Алексий Забелин, клирик храма прп. Андрея Рублева в Раменках (Москва); Протоиерей Владимир Зелинский, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Брешия); Иерей Дионисий Землянов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (г. Томск); Протоиерей Сергий Золотарёв, настоятель храма св. вмч. Феодора Стратилата на Щиркове (г. Великий Новгород); Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Санкт-Петербург); Протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (г. Калач-на-Дону); Протоиерей Андрей Кордочкин, ключарь кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины (Мадрид); Протоиерей Петр Коротаев, клирик Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское (Московская обл.); Иерей Сергий Круглов, клирик Спасского собора (г. Минусинск); Иерей Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской православной церкви (Минск); Иерей Владимир Лапшин, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва); Иерей Андрей Логинов, клирик приходов храмов Смоленской и Владимирской икон Пресвятой Богородицы (г. Нижний Новгород); Протоиерей Андрей Лоргус, заштатный клирик храма свят. Николая на Трех Горах, директор Института христианской психологии (Москва); Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения в Жуковском (Московская обл.); Иерей Федор Людоговский, сверхштатный клирик церкви пророка Илии в Изварине (Москва); Архимандрит Савва (Мажуко), Никольский монастырь (г. Гомель); Протоиерей Константин Момотов, настоятель храма прп. Паисия Величковского (г. Волгоград); Иерей Александр Парфёнов, клирик Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (г. Ростов Великий); Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма с. Макарово (Московская обл.); Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ (Москва); Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. Апостолов Петра и Павла (Гонконг); Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), клирик Могилев-Подольской епархии УПЦ (МП); Иерей Александр Ситников, клирик Всехсвятского храма г. Междуреченска (Кемеровская обл.); Протоиерей Димитрий Соболевский, клирик Покровского прихода (Дюссельдорф); Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург); Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва); Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма свт. Арсения Тверского (г. Тверь); Иерей Сергий Шапкин, клирик Томской епархии; Иерей Георгий Брылёв, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы; Иеромонах Иларион (Резниченко), преподаватель СПбГУ, заштатный клирик; Протоиерей Андрей Селин, клирик Изюмской епархии УПЦ, храм Живоначальной Троицы села Волохов Яр, Чугуевского р-на; Иерей Василий Буш, клирик Свято-Никольского собора (Вена); Иерей Евгений Ромашкин, клирик Московской епархии (областной), настоятель Пантелеимоновского храма г. Воскресенска Московской обл.; Протоиерей Дионисий Дуденков, Заиконоспасский монастырь; Священник Георгий Михайлов, клирик храма свв. Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы. Иерей Павел Ушаков, настоятель Свято-Казанского храма с. Першино, Белевская епархия; Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы с. Новотроевка, Белгородской обл.; Протоиерей Сергей Титков, настоятель Покровского храма пос. Турлатово Рязанской обл.; Протоиерей Константин Гипп, настоятель храма Покрова Божией Матери г. Жиздры; Иерей Андрей Мизюк, храм прп. Серафима Саровского г. Саратова; Протоиерей Вячеслав Баскаков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» при Клинике им. В.П. Аваева г. Твери; Иерей Василий Толстунов, клирик Свято-Никольского собора. Вена; Священник Георгий Букин, клирик Ильинского храма г. Апрелевки, Московская обл.; Диакон Александр Занемонец, Русская Архиепископия в Западной Европе (Париж–Иерусалим). 17 сентября 2019 года. Сбор подписей продолжается в социальных сетях.

 

От лица просвещения

Мы, школьные учителя, с тревогой и возмущением следим за «московским делом», по которому принят целый ряд неправосудных приговоров, попирающих Конституцию Российской Федерации. Люди, арестованные за свое гарантированное Конституцией право свободно высказывать свое мнение и свободно собираться для его выражения, были арестованы без причины, избиты, осуждены и приговорены к лишению свободы или крупным денежным штрафам без доказанной вины, с грубыми нарушениями судебного права на состязательность сторон. 
Большинство из них – молодые люди, по возрасту наши вчерашние ученики. Мы нередко узнаем об участии в общественно-политических акциях наших нынешних учеников и не можем не тревожиться об их судьбе: наши школьники растут неравнодушными к судьбе страны, и мы не считаем, что образцово-показательное запугивание – это приемлемый метод взаимодействия власти с молодежью. Более того, история страны, которую некоторые  из нас преподают, показывает, что это верный способ дальнейшего роста недовольства и радикализации протеста. 
Те из нас, кто преподает литературу, о необходимости изучения которой так много говорится с самых высоких трибун, не могут не разговаривать со своими учениками о сочувствии, сопереживании, о человечности, которая выше закона. Русские классики, на которых дети обязаны ссылаться в своих итоговых сочинениях и экзаменационных работах по русскому языку, испокон веков ценили человеческую свободу – в том числе свободу публично высказывать личное мнение и выступать против несправедливости. Традиционную систему наказаний в России они обычно считали чрезмерно жестокой, основанной на устрашении, неадекватной тяжести преступлений, не способствующей исправлению (здесь можно приводить в пример и Достоевского, и Чехова, и Солженицына, и многих других). 
Невозможно одновременно разговаривать со школьниками честно и откровенно о декабристах, о каторге, о ГУЛАГе, о «Двенадцати» Блока, «Реквиеме» Ахматовой, «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицына и множестве других классических произведений русской литературы, учить их рассуждать  о свободе выбора, морали, ответственности человека за общество, в котором он живет, – все это им из года в год приходится делать во время подготовки к итоговому сочинению – и при этом делать вид, что ничего не происходит вне классной комнаты, что в стране, где мы все живем, не творится на наших глазах вопиющее беззаконие. Это лицемерие, а мы не хотим учить детей лицемерию. 
Те из нас, кто преподает обществознание и право, учат детей, что они живут в правовом государстве и Основной закон его – Конституция. Но когда дети вырастают и заканчивают школу, они обнаруживают, что за плакат, где процитирована статья из Конституции, могут задержать, арестовать и судить, что российский флаг сотрудник правоохранительных органов может сломать и бросить в грязь – и это будет называться защитой конституционного строя. 
Мы не обольщаемся: те, кто бьет, арестовывает, судит неправосудно, – это тоже наши выпускники. Именно поэтому мы глубоко обеспокоены тем, что невозможность пользоваться своими конституционными правами для одних и возможность грубо нарушать эти права для других – это две стороны одной медали, два направления внутренней политики, которая одновременно маргинализует мирный протест и ужесточает его подавление. Постоянно работая с историческими документами и отечественной литературой, мы хорошо знаем, что курс на раскол общества исторически обречен. Физикам отлично известно, что заваривание кипящего котла неминуемо приводит к его взрыву; историки и литераторы знают, к чему привел исторический курс на заваривание котла. Никому из нас не хочется жить в обществе, глубоко расколотом на две половины, которые не могут договориться друг с другом; никто из нас не хочет повторения ситуации, в которой трещина проходит по семьям, а брат восстает на брата. Мы глубоко убеждены, что единство и сплочение общества, о котором так много говорится в последние годы, возможны только на основании равенства всех перед законом, уважения к человеку и к закону, строгого соблюдения прав человека и Конституции страны. 
Мы надеемся, что общество и его власть в состоянии усвоить уроки истории, обществознания и литературы. Мы требуем освободить несправедливо осужденных, прекратить сфабрикованные дела и дать справедливую с точки зрения закона оценку действий тех, кто избивал людей на улицах, арестовывал без вины, давал ложные показания, писал под копирку лживые протоколы, выносил заведомо несправедливые приговоры.
Иначе наша страна обречена снова и снова оставаться на второй год, ничего не усвоив из школьной программы.

Н.А. Шапиро, учитель, школа №57 (Москва); С.В. Волков, завкафедрой словесности ОАНО «Новая школа» (Москва); И.В. Лукьянова, учитель, школа «Интеллектуал» (Москва); Л.Ф. Джалилов, учитель математики, школа №1553 (Москва); М.С. Захаркин, воспитатель, школа «Интеллектуал» (Москва); Арман Туганбаев, учитель математики, школа №1540 (Москва); С.В. Ламзин, учитель, школа «Интеллектуал» (Москва); Р.А. Галеева, педагог-психолог, школа «Интеллектуал» (Москва); М.С. Гутник, учитель, школа «Интеллектуал» (Москва); А.С. Мазур, преподаватель литературы, школа №57 (Москва); Н.А. Лесскис, учитель литературы (Москва); М.А. Дорман, воспитатель. Пироговская школа (Москва); Б.Л. Иомдин, преподаватель лингвистики, школа №57 (Москва); Д.Л. Быков, преподаватель литературы (Москва); А.М. Сазонова, преподаватель русского языка и литературы, репетитор (Москва); Р.В. Лазебников, учитель словесности Русской многоуровневой школы (г. Домодедово); Г.Н. Радковский, учитель математики, школа №1525 (Москва); А.А. Козлов, учитель языкознания, Филипповская школа (Москва); А.В. Быстрик, преподаватель хорового класса, сольфеджио и музлитературы «Полянской ДШИ» (Рязанская область); Е.В. Белоусова, учитель английского языка (Москва); Е.В. Воронина, учитель литературы, школа №342 (Санкт-Петербург); Анна Плисецкая, преподаватель русского языка (Москва); Н.А. Курош, преподаватель математики, старший преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва); М.Ю. Фрухт, учитель истории, школа №57 (Москва); А.В. Хачатурян, учитель математики, школа №1543 (Москва); В.С. Симаков, учитель словесности ОАНО «Новая школа» (Москва); И.Э. Кузовкина, педагог дошкольного образования ГБОУ, школа №1161 (Москва); А.Ю. Морозов, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ (Москва); А.Л. Борисенко, доцент филологического факультета МГУ (Москва); В.В. Сперантов, преподаватель литературы; Л.В. Великова, преподаватель русского языка (Москва); С.И. Красовская, преподаватель литературы. Лицей НИУ ВШЭ (Москва); А.М. Шапиро, преподаватель математики (2005–2009), школа №57 (Москва); Т.А. Касаткина, преподаватель литературы, г.н.с. ИМЛИ РАН (Москва); С. Г. Нестерова, учитель русского языка и литературы (Москва); С.В. Дьяченко, учитель русского языка Предуниверсария РГГУ (Москва); Н.Ю. Рогова, учитель русского языка и литературы, школа №1533 «ЛИТ» (Москва); Олег Хаит, учитель математики и информатики (Москва); Н.А. Непомнящих, канд. филол. наук, снс ИФЛ СО РАН, преподаватель рус. яз. и литературы (г. Новосибирск); И.И. Сощина, старший преподаватель, РАНХИГС (Москва); Е.А. Овечкина, учитель английского языка, школа №1533 «ЛИТ» (Москва); М.В. Крупник, преподаватель, МВШСЭН; А.Л. Патракова, преподаватель литературы (Санкт-Петербург); О.В. Султанова, учитель русского языка и литературы, школа «Перспектива» (г. Томск); Т.В. Болотина, учитель русского языка и литературы (г. Новосибирск); Е.С. Квашнина, учитель русского языка и литературы, гимназия №205 «Театр» (г. Екатеринбург); Е.В. Чигодайкина, учитель русского языка и литературы (г. Пермь); М.Н. Копица, учитель истории (г. Архангельск); О.В. Демидов, учитель словесности, Лицей НИУ ВШЭ (Москва); Е.В. Ардаширова, учитель математики, школа №1533 «ЛИТ» (Москва); В.И. Борзенко, учитель математики (Москва); О.Н. Матвеевичева, учитель русского языка и литературы (Москва); А.И. Кувшинова, преподаватель английского (Москва); Д.Э. Шноль, учитель математики, школа «Летово» (Москва); А.М. Захаров, учитель биологии, школа «Летово» (Москва); А.Ю. Колпаков, учитель литературы, школа «Летово» (Москва); М.М. Шиловская, преподаватель английского языка, Лицей НИУ ВШЭ (Москва); А.В. Иванов, учитель физики, школа «Интеллектуал»; Т.С. Наумова, учитель литературы, школа Macarun; С.В. Мальцев, учитель истории и обществознания (г. Томск); Т.Ю. Вяльцева, учитель биологии (Москва); О.Ю. Ланин, учитель математики, школа №2086 (Москва); А.И. Пучкова, учитель английского языка, гимназия №642 (Санкт-Петербург); Ю.А. Подкопаев, учитель математики, ОАНО «Новая школа» (Москва); М.Ю. Слупская, учитель физики, пенсионерка (Краснодарский край); И.В. Кочергина, учитель литературы, школа №57 (Москва); А.А. Богословский, учитель географии, астрономии и ведущий клуба интеллектуальных игр, Санкт-Петербургская классическая гимназия №610 (Санкт-Петербург); А.Л. Царева, учитель немецкого языка (Москва); Н.А. Сопрунова, учитель математики, Центр педагогического мастерства (Москва); Ю.Е. Егоров, учитель математики СУНЦ МГУ (Москва); Н.В. Усенко, учитель русского языка и литературы (Москва); А.Ю. Волохов, учитель физики, школа на Юго-Западе №1543 (Москва); Н.Р. Ванюшева, образовательный центр «Хорошая школа» (г. Ижевск); О.В. Федорова, учитель русского языка и литературы, школа №1533 «ЛИТ» (Москва); О.М. Свенцицкая, учитель английского языка и литературы, школа №67 (Москва); А.В. Кузнецов, учитель истории и обществознания (Москва); О.И. Телегина, учитель математики, школа №1543 (Москва).

[img=-11588]
[img=-11589]

 

Другие материалы номера