Накануне грузинский спецназ разогнал оппозиционеров, которые с воскресенья блокировали парламент страны. Чтобы не пропустить в здание депутатов от правящей партии «Грузинская мечта», протестующие расставили палатки и огородили прилегающую территорию мешками с песком. Используя слезоточивый газ и водометы, спецназовцы сначала вытеснили демонстрантов на проспект Руставели, а затем демонтировали палатки. Работа парламента была возобновлена. Известно о 38 задержанных и не менее 10 пострадавших.
Однако оппозиция сдаваться не собирается. По словам депутата от «Европейской Грузии» Елены Хоштарии, спецназом протесты не остановить. Между тем в Батуми установили палатки перед домом правительства Аджарии. Пикетчики требуют освобождения задержанных во время акций в Тбилиси.
Новая волна протестов накрыла Грузию после того, как «Грузинская мечта» провалила в парламенте конституционные изменения, позволяющие перейти от смешанной системы выборов в парламент к исключительно пропорциональной (только по партспискам). Это первое, но теперь уже не единственное требование. Кроме того, оппозиция настаивает на немедленной отставке правительства Георгия Гахарии, создании временного правительства, на проведении внеочередных парламентских выборов через 2–3 месяца по новой системе. Еще одно требование – «освобождение политзаключенных», речь идет о задержанных как в последние дни, так и в ходе июньских беспорядков.
Напомним, минувшим летом противостояние ныне находящейся у власти «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили и бывшего правящего «Единого национального движения» (ЕНД) Михаила Саакашвили вошло в горячую фазу. Надо отметить, что это противостояние никогда и не прекращалось. А ЕНД да и сам экс-президент Грузии Саакашвили, несмотря на то, что он уже дважды стал изгнанником (сначала из Грузии, потом из Украины), всегда сохраняли на родине определенное влияние.
ЕНД и другие оппозиционные «мечтателям» силы использовали любые поводы для антивластных массовых выступлений. В том числе совершенно неполитические (например, гибель юноши в подростковой драке и, как утверждалось, необъективное расследование преступления). 20 июня нынешнего года таким поводом для внутренних политических разборок стало событие международное, причем напрямую связанное с Россией, а именно приезд в Тбилиси российской делегации для участия в пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи православия (МАП). Мероприятие проводилось в зале грузинского парламента. Оппозиция обвинила грузинские власти в том, что с их ведома президент МАП, депутат Госдумы РФ («страны-оккупанта») Сергей Гаврилов занял кресло председателя парламента и вел заседание на русском языке. Представители оппозиции сорвали мероприятие, а вечером 20 июня организовали акцию протеста, закончившуюся попыткой штурма парламента. В ходе беспорядков пострадали 240 человек, более 300 были задержаны.
После смены власти в Грузии была надежда, что отношения между нашими странами как-то нормализуются. Но по большому счету за семь лет так ничего и не измелилось. Разве что у «Грузинской мечты» и ее лидеров не было репутации таких оголтелых русофобов, как у Саакашвили и его соратников. Очевидно, этой своей репутации «мечтатели» и испугались. Мол, объявят агентами Москвы. И представители власти сделали несколько резко антироссийских и абсурдных заявлений. Так, президент Грузии Саломе Зурабишвили утверждала: «Россия – наш враг и оккупант. Управляемая ею пятая колонна, возможно, сегодня может быть более опасной, чем открытая агрессия». А «управляемая Россией пятая колонна» тем временем обвиняла в предательстве власть. Как заявил один из лидеров ЕНД Никанор Мелия, «нынешние грузинские власти тайно сдают Грузию России, но народ не допустит этого».
Кончилось тем, что Россия прервала авиасообщение с Грузией, что, возможно, пошло на пользу грузинской оппозиции (так как принесло серьезные убытки бюджету страны и ударило по рейтингу правительства). Но отношения между нашими странами лишь ухудшились.
Сейчас, когда на новом витке политического кризиса о России (пока) и не вспоминают, очевидно, ни у кого нет сомнений, что причины этого кризиса именно внутригрузинские.
Во время летних протестов, чтобы разрядить обстановку, власти Грузии пошли на некоторые уступки оппозиции – впрочем, весьма оригинально. Так, оппозиция требовала отставки министра внутренних дел Георгия Гахарии. Он и покинул этот пост, но возглавил все правительство, став премьером!
Главная же уступка – данное лично Бидзиной Иванишвили обещание заменить избирательную систему на пропорциональную. Оппозиция рассчитывает, что благодаря этому «Грузинская мечта» потеряет большинство в парламенте. А значит и власть. Еще Саакашвили реформировал Грузию в парламентскую республику (полагал, для сохранения собственной власти, а вышло наоборот).
Но «мечтатели» передумали и решили избирательную систему не менять. Законопроект не набрал нужного количества голосов. Это возмутило все оппозиционные партии, как парламентские, так и непарламентские. В воскресенье 20 партий собрали у парламента несколько тысяч человек. Митинг, переросший в бессрочный палаточный пикет, проходил под лозунгами «Все минус один – Бидзина должен уйти» и «Вернем себе Грузию».
«Кто виноват в том, что оппозиция начала пикетирование парламента? Ведь никто об этом неделю назад не думал, но руководство не оставило другого выбора. Власти обманули народ, и в ответ митингующие выбрали такую тактику протеста»,– сказала в интервью РИА Новости лидер оппозиционной партии «Единая Грузия – демократическое движение» Нино Бурджанадзе. По ее мнению, прогнозировать ситуацию в Грузии сложно, но она уверена, что вскоре «Грузинская мечта» и основатель партии Иванишвили власть потеряют.
Между тем власти Грузии не намерены менять систему выборов, несмотря на митинги оппозиции. «Выборы в 2020 году пройдут по смешанной системе. Это не подлежит пересмотру», – заявил генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе.