Тогда, после того как президент Украины Виктор Янукович отложил подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом, на Майдане в Киеве начался стихийный митинг в поддержку евроинтеграции, который перерос в длительное противостояние и привел к политическому кризису на Украине.
В итоге в стране насильственно сменили власть. В Донецкой и Луганской областях были провозглашены независимые республики, что привело к полномасштабным военным действиям. В Крыму прошел референдум о присоединении полуострова к России, и локальный кризис в итоге привел к переменам в международных отношениях и отбросил Украину в своем развитии на десятки лет назад.
А началось все, как тогда казалось, с пустяков. Несколько сотен студентов вышли на площадь в знак протеста против того, что Янукович приостановил подготовку к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.
Где молодежь – там веселье. Развлекали себя, как могли, – пели песни, пританцовывали, шутили. Многие делали необычные плакаты, поднимавшие настроение окружающим. Один из таких плакатов, который держала девочка, желавшая попасть в Европу в кружевных трусиках, вошел в историю и стал символом Революции достоинства.
В конце 2013 – начале 2014 года протесты на Майдане фактически пошли на убыль, и технология ненасильственного свержения власти Шарпа стала давать сбой (Джин Шарп – американец, известный своими книгами по методам ненасильственной борьбы с государствами, которые используются во всем мире как один из инструментов «мягкой силы»).
Технология Шарпа рассчитана на то, что власти действуют жестко в подавлении протестов, что вызывает ответную реакцию, но в случае с Украиной, из-за позиции президента Виктора Януковича, такого не получалось.
«Беркут» действовал крайне осторожно, пострадавших, раненых со стороны милиции было не меньше, а зачастую больше, чем со стороны протестующих. Некоторые лидеры оппозиции, сомневаясь в успехе предприятия, начали сепаратные переговоры с законным руководством, пытаясь не прогадать и удержаться при власти.
Поэтому организаторы Майдана приняли решение сменить технологию мягкого свержения власти на более эффективные действия. Сразу после Нового года на Украину стали приезжать специалисты по вооруженным переворотам. Первые убийства на Майдане были лишь первой пробой пера, но они не раскачали общество, поскольку сразу же было начато расследование.
Всё происходившее на Майдане и вокруг документировалось техническими средствами, на крышах высоких зданий были установлены видеокамеры, работавшие непрерывно. Независимые расследователи «майданных преступлений» уверены в том, что первые жертвы (Нигоян и Жизневский) были устранены руководителями двух сотен, которые подчинялись лично главе службы безопасности Виталия Кличко Наливайченко (бывший председатель СБУ).
После того, как у протестующих активистов появилось в большом количестве огнестрельное оружие и произошли массовые расстрелы, президент Виктор Янукович все же дал команду зачистить Майдан, однако позднее, под давлением Запада, отменил приказ.
Оружие на Майдан попало после массового захвата 19 февраля 2014 года националистами в западных областях Украины милицейских участков и областных управлений СБУ.
В те дни Януковичу звонили Меркель, Туск и другие «партнеры», но его ни с кем не соединяли, боясь, что он отменит решение на штурм Майдана. Но все-таки дозвонился Джозеф Байден, впоследствии описавший в своих мемуарах, как он заставил угрозами президента Украины отменить команду на разгон смутьянов.
На Майдане в то время действовали два штаба: первый (открытый) состоял из «говорунов» вроде Олега Тягнибока, Арсения Яценюка и Виталия Кличко, а во втором (закрытом) командовал Александр Турчинов. Андрей Парубий и Сергей Пашинский работали под его полным контролем, и по-настоящему руководили короткой братоубийственной войной, в которой погибли более 100 человек.
21 февраля Виктор Янукович и лидеры оппозиции Яценюк, Кличко и Тягнибок подписали соглашение «Об урегулировании политического кризиса на Украине». На встрече присутствовали главы министерств иностранных дел Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье.
Сразу же после подписания исторического документа европейские гаранты покинули Украину, а около пяти тысяч человек майданных активистов направились в резиденцию Януковича «Межигорье» которую благополучно и разграбили. Среди них были люди, имевшие задачу физически уничтожить президента, но он вовремя успел покинуть Киев. Кроме того, началась охота на других руководителей Украины, вынудившая многих из них уехать из страны.
В России анализировали ситуацию и не раз предупреждали украинское руководство об опасности. Но принимать за него решения Россия не могла, да и не должна была этого делать. Сама же украинская власть проводила политику, направленную на вступление в ассоциацию с ЕС, и только в самый последний момент отказалась от этого.
В Партии регионов было много порядочных людей, все решения принимал один человек – Янукович, который метался, опасаясь, как бы не был нанесен ущерб его накоплениям или его контактам на Западе.
Точно так же петлял в свое время президент Кучма с его «многовекторной» политикой, но он был умнее и хитрее Януковича и уцелел, а Янукович – мелкий жулик по натуре – не сумел, но вовремя сбежал.
Во время Евромайдана 2013–2014 годов, по итогам которого был осуществлен проамериканский государственный переворот, оппозиция пользовалась поддержкой со стороны Соединенных Штатов Америки.
Позднее Джордж Фридман, глава корпорации Stratfor, которую журналисты называют не иначе как «теневым ЦРУ», подтвердил, что события на Украине – это профинансированный американцами госпереворот.
Президент США Барак Обама фактически открыто признал роль Соединенных Штатов в государственном перевороте, который произошел на Украине в феврале 2014 года: «Мы выступили посредником в переходе власти на Украине».
Финансируемый из бюджета США американский Национальный фонд поддержки демократии (NED) заявил в своем отчете, что выданные им гранты сыграли важную роль на начальном этапе Евромайдана в Киеве в 2013– 2014 годах. По данным вышедшего в 2015 году годового отчета фонда, за 4 года (с 2011 по 2014 г.), NED направил на поддержку украинских некоммерческих организаций почти 14 миллионов долларов.
В свою очередь помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд в интервью телеканалу CNN в апреле 2014 года подтвердила, что после распада Советского Союза Вашингтон выделил 5 миллиардов долларов «на поддержку стремления народа Украины к более сильному, демократическому правительству».
А дальше – больше. После прихода к власти на Украине в 2014 году «сильного, демократического правительства» события покатились как снежный ком.
Так, за 2014 год, по данным Национального банка Украины, падение ВВП составило 7,5%, курс национальной валюты Украины снизился вдвое, с 8 до 16 гривен за доллар.
Промышленное производство, по данным Госкомстата Украины, в стране сократилось на 10,7%. Больше всего пострадали отрасли, основной потенциал которых был сосредоточен на востоке страны – производство кокса и продуктов нефтепереработки, химической продукции, металлургической продукции, продукции машиностроения. До начала военного конфликта на востоке страны вклад Донецкой и Луганской областей в ВВП Украины составлял около 25%.
Наиболее глубокий кризис пришелся на 2015 год. Падение ВВП составило 9,9%. Промышленное производство сократилось на 13,4%, в основном за счет падения промышленного производства в Донецкой и Луганской областях. Производство промышленной продукции уменьшилось по сравнению с 2014 годом в 2,5 раза, наибольшее сокращение претерпело металлургическое производство – 42,6 % и машиностроение – 46,3%.
Безработица достигла самого высокого уровня за все годы независимости Украины – около 5 миллионов безработных.
В феврале 2015 года курс национальной валюты Украины дошел до исторического минимума – 30,01 гривны за доллар.
К 2018 году страна потеряла 20% промышленного производства, структура экономики изменилась практически полностью. Кризис промышленного производства привел к росту безработицы. Тарифы на газ для потребителей были увеличены в 12 раз. По данным Международного валютного фонда, сегодня Украина занимает последнее место на континенте и 134-е место в мире по ВВП на душу населения.
13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) обнародовал решение о начале антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины, к которой привлекались вооруженные силы.
По данным Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Киеве, на январь 2019 года жертвами конфликта на Украине стали до 13 000 человек и до 50 000 человек получили ранения. По данным киевского журнала «Новое время», исходя из отчетов главного военного прокурора Украины Матиоса, только с 2014 по 2017 год 554 украинских военнослужащих покончили жизнь самоубийством.
В октябре 2019 года Верховной раде была представлена программа действий кабинета министров Украины до 2025 года. Премьер-министр Алексей Гончарук пообещал 40-процентный рост реального ВВП, создание одного миллиона новых рабочих мест, привлечение 50 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций и другие блага. Но, как говорится, свежо предание… А за пять лет или ишак сдохнет, или шах.
И буквально на днях парламент Украины принял в первом чтении законопроект об отмене запрета на продажу сельскохозяйственных земель всех видов собственности. Это уже конкретное действие, которое окончательно может добить Украину.
Украинский руководитель кабинета министров – это тот самый Гончарук, который катался на самокате по правительственным коридорам, присутствовал на концерте юдофобской нацистской группы «Секира Перуна», организатором которого выступил ультраправый националист, обвиняемый в убийстве писателя Бузины.
Накануне назначения на должность премьер-министра Гончарука украинские медиа с умилением сообщали, что самый молодой в истории украинский премьер имеет степень «доктора философии в области права», что явно добавляло солидности молодому кандидату в руководители кабинета министров. Но докторская степень почему-то не была отражена в официальной биографии Гончарука на сайте кабмина. И как он сам потом выразился, он «стал «доктором философии» благодаря некоему диплому негосударственного образца и постеснялся писать об этом в биографии на официальном ресурсе правительства».
Получается, что «научная степень», которой хвастался будущий премьер-министр Украины, оказалась обыкновенной филькиной грамотой, которая помогала пускать пыль в глаза покровителям. А сам Гончарук – молодой, но оборотистый грантоед – вообще никогда не занимался научной деятельностью.
Несколько слов о том, как проходит земная слава. В ноябре 2013 года известный в узких кругах украинский художник Олекса Манн сделал неказистый плакат, с которым сфотографировались несколько девушек, но прославилась и попала в прессу только одна из них – театральная актриса Ольга Значкова. Текст на плакате самый незатейливый, но смысл понятен. Написано в целом на русском, но чтобы не вызвать недовольство буйных националистов, скачущих в паре метров от хрупких «протестанток», слова решили чуть украинизировать путем использования национальной буквы «i».
Об этом событии подробнее рассказывала украинская правозащитница Татьяна Монтян: «Помните же, наверное, дурочку в трусиках: «Я девочка, я не хочу в Таможенный союз, я хочу кружевные трусики и ЕС». Говорят, она сейчас в России работает».
По словам юриста, эта активистка майдана, ставшая одним из его интернет-символов, оказалась актрисой, которая согласилась попозировать перед фотокамерами за деньги. При этом адвокат подчеркнула, что это событие даже оказало помощь противникам переворота, которые получают новое средство для уязвления оппонентов.
«Стоит дурочка, потом оказалось – это профессиональная актриса, ее просто наняли сделать красивую картинку, которая стала одним из символов майданной революции. И теперь противники майдана изгаляются над сторонниками: «Ну что, получили свои кружевные трусики в ЕС? Довольны?» – заключила украинка.
Манн уже был известен до Евромайдана, устраивал выставки и в Украине, и за рубежом, а у Ольги монетизировать свою известность, полученную с помощью забавного плаката, не очень-то получилось. Правда, попытки закрепиться в тусовке активистов и националистов она делала – пару лет назад обвинила одну из своих коллег в недостаточном патриотизме в связи с ее недовольством переименованием Мариупольского театра русской драмы просто в Мариупольский театр.
Несмотря на свой былой революционный энтузиазм, теперь Ольга понимает, что украинцам не видать Европейского союза как своих ушей, но ныне об этом она говорит так: «Мечта, что Украина когда-то станет частью Европы, у меня не исчезла. Но я понимаю, что сейчас в стране война и всем не до того».
В своем профиле в соцсетях она обсуждает актуальные политические события, ругает «вату» и, что удивительно, рассказывает, где в Киеве можно купить куриные крылышки подешевле.
Как оказалось, и эта сторонница так называемой «революции достоинства» не нашла себе места ни в Евросоюзе, ни на родине, что толкнуло ее к заработку в «страну-агрессор» – Россию. И такое же разочарование испытали многие тысячи таких же девочек, мальчиков и вполне вменяемых взрослых людей за прошедшие годы, выброшенных из нормальной жизни. Вот так к оболваненным украинцам через шесть лет приходит обидное понимание того, что их «облапошили как базарных лохов» и продолжают обманывать их наглые, вороватые, глуповатые и по-звериному хитрые вожди.