В минувший четверг более 200 тысяч человек вышли на улицы колумбийских городов. Первоначально студенты и преподаватели вузов выступили инициаторами акции против неспособности правительства справиться с преступностью, против безработицы, а также антисоциальных инициатив сократить минимальные заработные платы для молодых специалистов и фактической ликвидации государственной системы пенсионного обеспечения. Акцию поддержали рабочие профсоюзы.
Правительство по-своему готовилось к выступлениям граждан. Миграционная служба закрыла накануне протестов сухопутные и речные границы.
Но столкновений это не предотвратило. В столице Боготе протестующие атаковали здания конгресса и мэрии города, строят и жгут баррикады, забрасывают полицию камнями и краской. Центр города патрулируют бронемашины и водометы, однако, несмотря на то, что протестующих разгоняют слезоточивым газом, они не расходятся. Центральные станции метро закрыты.
В Кауке полиция атаковала слезоточивым газом здания Университета Валье.
В Сантьяго-де-Кали демонстранты также перекрывают дороги и блокируют станции общественного транспорта. «Комендантский час введен по всему городу Кали с семи вечера. Никто не имеет права быть на улице после этого часа», – сообщил секретарь по безопасности третьего по численности города страны Андрес Вильямисар. Он отметил, что за соблюдением режима будут следить полиция, армия и ВВС.
Президент Колумбии Иван Дуке заявил, что власти услышали требования граждан. «Сегодня говорили колумбийцы. Мы их слушаем. Мы понимаем, что мирный протест является законным в условиях демократии», – сказал он в обращении к нации.
Дуке призвал всех граждан продолжать работать, чтобы объединиться и преобразовать страну: «Мы сильная страна, и мы никогда не перестанем быть ею. Поэтому сегодня, как никогда, мы будем работать вместе, чтобы двигать нашу страну вперед».
Между тем власти и не думают применять всю силу закона к тем, кто убивает социальных, профсоюзных и индейских лидеров. В 2016 году Революционные вооруженные силы Колумбии – Армия народа (ФАРК) заключила соглашение с властями страны и заявила о разоружении. Тогда было заявлено о прекращении длившейся десятилетиями гражданской войны. Однако на деле все оказалось не так. Крайне правые при попустительстве, а зачастую при прямом участии властей расправляются не только с бывшими партизанами, но и с социальными лидерами, не имевшими отношения к вооруженной борьбе. Убитых за три года – многие сотни. Сообщения о расправах приходят фактически ежедневно. Так, по данным доклада, опубликованного Национальным институтом судебной медицины и следственных наук, только с 1 января 2018 г. по 30 апреля этого года в стране убито 317 социальных лидеров. И эти данные неполны, так как многие из жертв числятся пропавшими без вести.
Колумбийские правозащитные организации, занимающиеся расследованиями расправ, утверждают, что более 80% убийств социальных лидеров связано с тем, что те пытались защитить право собственности на землю и ресурсы общинных территорий.
Но посягательства на общинную собственность бедняков власть опять-таки не заботит. Напротив, государство и является главным посягателем.
Характерно, что и мировые медиа, и разного рода международные, в том числе правозащитные, организации, так «озабоченные» демократией в Венесуэле или на Кубе, полностью игнорируют годами продолжающуюся войну с социальными лидерами Колумбии.
В минувшем сентябре глава повстанческого движения «Вооруженные революционные силы Колумбии» Иван Маркес заявил о том, что бывшие партизаны намерены вернуться к вооруженной борьбе.
На фоне нынешних масштабных протестов можно заключить, что еще одна страна Латинской Америки на грани социального взрыва.