Съезд состоялся в минувшую субботу и не оставил сомнений: «ЕР» вовсе не собирается сходить с политической арены. Впрочем, как и менять провальный социально-политический курс, который уже завел нашу страну в тупик. При этом главу государства такое положение дел, видимо, вполне устраивает. Недаром он начал свою речь с благодарности ко «всем членам «Единой России» за совместную работу, за содержательную поддержку».
Предположения, что «ЕР» могут списать, заменив какой-то новой структурой, не раз высказывались политологами в течение последнего года. Рейтинг «Единой России», даже по приукрашенным данным официозных социологических агентств, упал до «исторического минимума» – менее 32%. Неудивительно, после того, как партия власти узаконила через Госдуму целый ряд разорительных для населения президентских и правительственных реформ: от пенсионной до мусорной.
От дискредитированного бренда стали массово открещиваться кандидаты в губернаторы и депутаты, даже занимающие высокие должности в партийной иерархии. Начиная с мэра Москвы.
Однако, как выясняется, хоронить и бренд, и структуру преждевременно. Судя по всему, в Кремле пришли к выводу, что административного, силового и репрессивного ресурса достаточно для самосохранения власти. А значит, незачем добиваться каких-то серьезных перемен. Даже если цель этих перемен чисто маскировочная – прикрыть прежние провалы.
Не то что провалов, даже ошибок и недочетов партия власти за собой не признала на прошедшем съезде. Как и какой-либо ответственности за результаты деятельности. Собственно, ни о результатах, ни о самой деятельности речи и не было. Съезды «Единой России» отличаются тем, что на них нет и намека на отчет (даже приправленный сиропом). Вот и на сей раз были только мечтания и обещания.
Это вполне соответствует главной задаче мероприятия. Как сформулировал ее председатель партии и правительства Дмитрий Медведев: «Проект решения XIX съезда посвящен грядущему предвыборному циклу. Чтобы показать лучший результат на выборах, нужно сохранить политическое лидерство и улучшить жизнь граждан Российской Федерации».
То есть цель – любой ценой сохранить большинство на выборах в Государственную думу, которые пройдут почти через два года. При этом заявления об «улучшении жизни граждан» и так называемые «народные программы» – ничем реальным не подкрепленная пропаганда.
За 18 лет существования «ЕР» таких программ было множество. И в отличие от оппозиции партия власти не имела никаких препятствий для исполнения обещаний. И что же? Об этих планах единороссы даже не упоминают, потому что все они провалены.
Вот, например, что звучало на предвыборном съезде «ЕР» 2011 года из уст тогдашних премьера Путина и президента Медведева.
Владимир Путин: «За следующие 5 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Абсолютно реальная задача! Причем должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, повышении эффективности, на создании современной индустрии».
Минуло даже не пять, а восемь лет. Ни количественные, ни качественные задачи не выполнены. Экономика России по-прежнему сырьевая, ни передовых технологий, ни 25 млн обещанных высокотехнологичных рабочих мест. Деиндустриализация продолжается.
Дмитрий Медведев: «Наша цель – повышение благосостояния граждан и гарантии их безопасности, повышение зарплат, пенсий, пособий. Борьба с бедностью».
За это время число россиян, живущих за гранью бедности, увеличилось на 1,2 млн человек. Тот же принятый единороссами и подписанный Путиным закон о повышении пенсионного возраста крайне болезненно ударил и по благосостоянию, и по здоровью (а значит, безопасности) народа. Половине россиян, по данным последних соцопросов, зарплаты хватает только на еду и одежду.
Владимир Путин: «За 5 лет мы должны построить в России не менее 1000 школ. И за эти же пять лет у нас не должно остаться ни одной школы в аварийном состоянии».
Если строительство как-то разворачивается, то «оптимизация» идет опережающими темпами, особенно на селе и в небольших городах. По данным Росстата, количество школ за этот период сократилось более чем на 5 тысяч. Примерно 13% всех школьников вынуждены заниматься во вторую и третью смены. Более 700 школ до сих пор находятся в аварийном состоянии.
Дмитрий Медведев: «Мы должны искоренить коррупцию, сделать прозрачными доходы чиновников».
Пожалуй, единственная причина, по которой в руководящих органах «ЕР» иногда происходит ротация – это аресты проворовавшихся единороссов. Как только такой персонаж попадает за решетку, его сразу же исключают и лишают всех постов, хотя еще вчера всеми правдами и неправдами протаскивали на выборах. Но партия власти и не думает отвечать за свой кадровый состав, потому место одного жулика занимает другой.
Владимир Путин: «Реальные изменения должны произойти и в отечественном здравоохранении. Главное, их должны чувствовать сами граждане».
Плоды оптимизации медицины, когда количество больниц в стране уменьшилось чуть ли не до уровня 1913 года, граждане и впрямь почувствовали на своей шкуре. Причем не только пациенты, но и медики. Недаром последние месяцы по стране катится волна массовых увольнений медперсонала. Одних сокращают, другие уходят сами из-за невыносимых условий работы.
Если бы «ЕР» действительно волновала ситуация в стране и жизнь граждан, то на съезде неизбежно зашел бы заговор, почему экономика нормально не развивается, граждане беднеют, образование и медицина деградируют. И что делать для изменения ситуации. Но цели у съезда исключительно предвыборно-пропагандистские, потому такое публичное обсуждение острых тем невозможно. Иначе всем будет видна полная несостоятельность партии власти.
Но даже в параллельном единороссовском мире полного удовлетворения иногда проступала жизнь реальная, с ее бедами и отчаянием. «Сами же видите больничку разваливающуюся, или как дети чуть ли не в пятую смену в школу ходят. Так добивайтесь решений от чиновников, терзайте их, трясите», – обратился к участникам съезда Путин.
Но кого им терзать и трясти? От кого требовать? От своих рядовых однопартийцев, руководящих на местах? Если оптимизация тех же школ и больниц – программа федерального правительства, что может сделать с «пятой сменой» и уничтоженной «больничкой» глава района или сельсовета? Трясти же самих себя госдумовские единороссы и не хотят, и не могут. Так можно потерять насиженные теплые места. Ведь в таком случае придется идти против воли президента и правительства, антисоциальные проекты которых «ЕР» дружно штампует своим голосованием.
Путин же пусть и призывал «не слушать чиновников даже высокого уровня», явно не подразумевал, что «ЕР» будет возражать ему самому. В партии власти все построено на принципе полного послушания по всей иерархии. С ослушниками же не церемонятся. Вспомним, как лишили думских постов Поклонскую, проголосовавшую против повышения пенсионного возраста (на съезд ее тоже не пригласили).
Ну а если курс партии остается неизменным, то и особых кадровых перемен ждать не приходится. Так и получилось. Одни бывшие спортсмены или правозащитники сменили в Высшем совете партии других. Прибавилось в нем и чиновников.
Глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев заявил, что его выход из Высшего совета «Единой России» связан с большим объемом работы. Было также принято решение о выходе из Высшего совета борца Александра Карелина и олимпийского чемпиона Алексея Немова. Теперь в этом органе будет другая олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Ирина Роднина, а также член Совфеда Валерий Рязанский. Заместителями секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака стали депутат Госдумы Александр Хинштейн и вице-губернатор Ленинградской области Сергей Перминов.
По сути не поменялось ничего – только фамилии.
По данным ВЦИОМа, рейтинг «ЕР» в ноябре наконец-то повысился, впервые за полгода: с 32,6% до 33%. На целых 0,4% подтянули его очередные обещания Путина и Медведева, которые наверняка тоже останутся несбыточными.
Но острейшие проблемы, накопившиеся за долгие годы «путинской стабильности», никуда не делись. Как их ни замалчивай. Можно до поры до времени сохранять власть, фальсифицируя выборы, запрещая митинги, отправляя в тюрьмы недовольных. Но рано или поздно дутые рейтинги и мнимая стабильность обрушатся. А за пирровы победы партии власти слишком дорогую цену придется платить всей стране.