В Москву съезжались «звезды» со всего мира, режиссеры устраивали самые значимые премьеры, а за награды шла жесткая борьба. Увы, после победы Америки в холодной войне, самой подлой из войн, мир не просто потерял СССР, мир утратил альтернативу и сильный съел слабых и в политике, и в искусстве. Где итальянское, французское, немецкое и даже английское кино, не говоря уже о нашем, отечественном? Уверен, любой из читателей назовет без проблем выдающиеся, замечательные фильмы тех лет из разных стран, и конечно, из советского кинематографа, на мой взгляд, величайшего в мире. Причем эти фильмы были самых разных жанров – военные, исторические, детективы, комедии, фантастика и многое другое. Конечно, кое-что осталось и сейчас, но в целом все поглотил и задавил американский кинематограф. Фактически на обочине истории остались и все премии и кинофестивали кроме «Оскара». Кстати, в одном из номинантов на нынешнего «Оскара», фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», действие которого происходит в 60-е годы, обыгрывается эта тема – главный герой, актер в исполнении Ди Каприо, уезжает из Америки в Италию, чтобы сниматься в вестернах! Сейчас, увы, такое и представить невозможно. И еще больше печально, что сама премия «Оскар» далеко не является эталоном кинематографа и до последнего времени уверенно шла по пути Нобелевской премии, чей авторитет из-за номинантов типа Обамы и Алексиевич оказался сильно подорванным. Хотя из каждого правила бывают исключения, и в прошлом году «Оскар» в главных номинациях достался отличному фильму «Форма воды» действительно хорошего режиссера Гильермо дель Торо, в котором главным положительным героем был показан советский разведчик.
В этом году церемония вручения «Оскара» пройдет 9 февраля, но, судя по номинациям, победу может с триумфом одержать самый спорный, по мнению многих экспертов, фильм 2019 года – «Джокер». Он выдвигается на «Оскар» по 16 основным категориям из 24 существующих. И надо сказать, что мало какой фильм за последние годы вызвал столь яростные, на грани физического насилия, споры его противников и поклонников. Сразу могу сказать, что, отвечая на вопрос, понравился ли фильм лично мне, я отвечу, что такое не может нравиться. Это очень тяжелое кино, которое я не могу рекомендовать к просмотру, несмотря на то, что по сути своей оно абсолютно антикапиталистическое и сделано на высочайшем художественном уровне. Хотя, конечно же, главному герою я сочувствовал и сопереживал. Этот фильм ни в коем случае нельзя назвать приятным или развлекательным, и после просмотра он не оставляет ровным счетом никаких положительных чувств. Мы, люди, родившиеся в СССР, были воспитаны на другом, позитивном кинематографе, но, увы, фильм «Джокер» гораздо адекватнее сегодняшней окружающей нас жизни. Пусть каждый решает для себя, смотреть его или нет, но как говорят в таких случаях, я предупредил. Это как сериал «Черное зеркало» о порабощении человека цифровыми технологиями, отлично встреченный как зрителями, так и кинокритиками, абсолютно левый по своей сути, но настолько жесткий, что смотреть его я и сам не люблю и другим не рекомендую.
Бюджет «Джокера» по меркам Голливуда был весьма небольшим – 55 миллионов долларов. Для сравнения, совокупный – производственный и рекламный, бюджет последнего «Терминатора» составил около 300 миллионов долларов при сборах в прокате в 261 миллион. Премьера фильма состоялась 31 августа 2019 года, на 76-м Венецианском кинофестивале, где он сразу получил главный приз – «Золотого льва». В мировой прокат фильм вышел 4 октября 2019 года (в России и еще ряде стран – 3 октября), и на сегодняшний день получил, наверное, высшую награду от зрителей – мировые кассовые сборы на данное время составляют 1 миллиард 63 миллиона долларов, что само по себе очень много и является абсолютным рекордом за всю историю кинопроката среди фильмов категории «R» – это что-то вроде советской категории «фильмы для лиц старше 16-летнего возраста». Это с полным правом можно назвать народным признанием. Такие сборы не сделаешь ни рекламой, ни спецэффектами, в общем, никакими ухищрениями, если фильм не затронул души людей.
Уже 5 января этого года фильм получил «Золотой глобус», премию, которую присуждает Голливудская ассоциация иностранной прессы. И вот теперь «Джокер» номинируется на «Оскар» сразу в 16 номинациях из 24. Уверен, и дальше триумфальный сбор «Джокером» кинонаград продолжится. В чем успех этого фильма у народа, я могу прекрасно понять, и об этом ниже. В чем секрет успеха у кинокритиков – понять сложнее. Возможно, причина в кассовых сборах и народном признании, которое нельзя игнорировать, а возможно, та совершенно хамская, бесчеловечная форма капитализма, которая стала доминировать в мире после разрушения СССР, вызывает отвращение в самых разных слоях общества.
Но обо всем по порядку. Сначала трудности перевода. Довольно зловещее карточное слово «джокер» на русский язык переводится просто как «шутник», и именно «шутник», «шут», в хорошем смысле слова гораздо лучше характеризует главного героя, комика Артура Флека (в прекрасном исполнении актера Хоакина Феникса), уже не слишком молодого человека лет 45–50. В начале фильма Артур – совершенно безобидный, добрый человек, профессиональный шут, комедиант. Он работает клоуном. В основном он занят тем, что участвует в рекламных кампаниях, где в клоунской одежде зазывает людей в магазины или выступает перед детьми на американских аналогах детских утренников. В фильме он, например, выступает в детской онкологической больнице. Его главное желание – доставлять людям радость, шутить, веселить, развлекать, поднимать настроение, особенно детям, которые понимают его с полуслова. Живет Артур с больной мамой, за которой ухаживает со всей сыновней нежностью и любовью, что в фильме показано неоднократно. А их с мамой главное развлечение – смотреть телевизор, а именно шоу популярного телеведущего Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). Артур мечтает стать известным комиком, выступить у Мюррея в передаче и во всех красках представляет, как это могло бы произойти и как это было бы здорово.
Разумеется, зарабатывает Артур крайне мало, и его проблемы не ограничиваются бедностью и уходом за больной мамой – он еще состоит на учете у психиатра, регулярно лечится и получает аж 7 разных препаратов. Лечение и препараты он получает бесплатно в городской социальной психиатрической больнице. Несмотря на интенсивное лечение, состояние Артура с возрастом не улучшается. Иногда прямо на людях у Артура случаются непроизвольные истерические приступы смеха, когда он не может даже разговаривать – на этот случай он носит с собой визитную карточку с описанием заболевания и извинениями. В общем, перед нами вроде бы как самый маленький и безобидный, добрый и несчастный человек. Еще Артур и его мама любят смотреть по телевизору выступления мэра города Готэма, в котором происходит действие фильма. Меня всегда, честно говоря, удивляло, как американцы в своем кинематографе показывают свою страну. Вот и Готэм – грязь, грязь, грязь, которую еще добавляет глобальная забастовка коммунальщиков, преступность, коррупция, наркомания, безработица – и на этом фоне бодрый мэр-миллионер, баллотирующийся на новый срок и обещающий решить все проблемы. Впрочем, американцам виднее, они свою страну знают лучше. Хотя теперь даже у нас всем известно, что Америка «на экспорт» это одно, а реальная Америка, особенно Америка больших городов, бедных кварталов и гетто – совсем другое.
Во время одной из рекламных кампаний Артура жестоко избивают подростки – просто так, почему бы не избить безобидного клоуна? Валят его, бьют ногами сверху, явно чтобы покалечить, бьют по всем чувствительным местам и просто так ломают его рекламный щит, принадлежащий магазину. Товарищ Артура по работе дарит ему пистолет – самому Артуру, как состоящему на учете у психиатра, оружие не продадут. И, как вы понимаете, с пистолетом изменяется все. В один из вечеров Артур едет домой в страшном, грязнейшем метро. В вагоне только пять человек – он, девушка и трое дорого одетых пьяных молодых парней, эдаких мажоров, видимо, задержавшихся с вечеринки. Мажоры начинают издеваться над девушкой – говорят ей гадости, кидают в нее соус и картошку из фастфуда, хватают в самой грязной манере, в общем, ведут себя просто как скоты. Артур, сидящий в другом конце вагона в своей рабочей, то есть в клоунской одежде, в нарисованной клоунской маске на лице, начинает от страха непроизвольно хохотать. Мажоры теряют интерес к девушке, которая убегает на остановке, подходят к Артуру, валят его и начинают жестоко избивать, еще хуже подростков, бьют сверху ногами в голову. И они его явно бы убили, но в какой-то момент Артур смог достать пистолет и двумя выстрелами убить двоих парней. Третий пытается убежать, но Артур, явно в состоянии аффекта, убивает и его.
Окровавленный и потрясенный, Артур приходит домой. Дальше несчастья просто выливаются потоком на его голову. Его увольняют из агентства, в котором он работал, – по мнению начальства, он недостаточно смешной, а за сломанный об голову Артура рекламный щит магазин предъявляет счет. Мэр ищет способы сократить городские расходы, поэтому государственную больницу, где лечился Артур, «оптимизируют» – закрывают, а персонал, в том числе и врача Артура, просто выгоняют на улицу. «Где же я теперь буду лечиться и получать лекарства?!» – в отчаянии спрашивает Артур у доктора. «Поверьте, тем, кто закрывает нашу больницу, наплевать как на вас, так и на меня. Вы остаетесь без лекарств и лечения, я остаюсь без работы», – отвечает доктор.
Артур остается без работы, без лекарств, без помощи, с последствиями двух избиений, и никому, ровным счетом никому нет дела ни до него, ни до его мамы. Его психическое состояние здоровья начинает стремительно ухудшаться. Между тем убийство трех мажоров наделало в городе много шума – все трое были сотрудниками уважаемой крупной финансовой компании с Уолл-стрит, были все на хорошем счету и из богатых семей. Свидетели видели, что предполагаемый убийца был в маске клоуна, и мэр в телеобращении называет неизвестного ему убийцу «клоуном» и «завистником успешных людей», обещая городу «раскрыть преступление». Однако реакция горожан, измученных мусорной и прочими реформами, прямо противоположная – в городе вспыхивают тотальные беспорядки, люди, надев клоунские маски, жгут машины и громят всё, до чего могут дотянуться.
Между тем Артура приглашают выступить в шоу самого Мюррея Франклина! Но не в самом приятном качестве – случайно Мюррей заполучил видео неудачного выступления Артура, которое он не смог закончить из-за истерического приступа, и Мюррей в своей программе вдоволь поиздевался и напотешался над фиаско Артура. Но как ни странно, зрителям, наоборот, понравилось – то ли стало жалко, то ли почувствовали родственную душу. К выступлению Артура с ним происходит еще несколько ужасных событий, в том числе смерть матери, которая перенесла инсульт и потеряла рассудок после того, как к ней пришли полицейские, подозревающие ее сына в убийстве в метро. Параллельно Артур, вернее его маска, становится просто символом бунтующего народа, как маска Гая Фокса из фильма «V – значит вендетта». Пока Артур едет на шоу Франклина в метро, полицейские, пытающиеся его задержать, убивают одного из протестующих в маске клоуна, что приводит людей в городе в еще большую ярость. Сам Артур от этого в ужасе и говорит, что он не политик, что он хочет просто смешить людей. Артур приходит на шоу Мюррея, который пригласил его как объект насмешек, и поначалу все так и идет – Мюррей начинает издеваться над Артуром. В ответ Артур в прямом эфире признается в убийстве трех молодых банковских служащих, а после со словами: «Я приготовил для вас еще одну шутку» стреляет в Мюррея. Зрители из студии в страхе разбегаются, а полиция задерживает Артура и везет в участок. Город охвачен восстанием, все горит, все разбито, мэр убит, восставшие разбивают полицейскую машину, освобождают Артура, он залезает на грузовик, рисует кровью на лице улыбку и кланяется толпе. Толпа неистовствует – люди держат биты, палки и плакаты с такими конкретными политическими призывами, что, несмотря на их показ в фильме, я их не рискну в наше время воспроизводить в газете.
Вот такой фильм получил все престижные премии и грандиозное мировое признание в прокате. Хорошо это или плохо? Да уж чего хорошего. Увы, вспомнилась цитата из другого, уже отечественного фильма: «Не мы такие, жизнь такая!»
Кто-то говорит, что фильм «Джокер» про психически больного человека. И они абсолютно правы! Я бы еще добавил – про больного человека, которого выкинули из жизни, насмехались, надругались, лишили средств к существованию, врачей и лекарств. Что ж удивляться, что получили монстра? Фильм «Джокер» про то, что если довести самого доброго, маленького и безобидного (как кажется хозяевам мира) человека до ручки, он станет большим и злым. И его активно поддержат такие же маленькие и в общем-то добрые, которые только и ждут случая стать большими и злыми. Фильм – прямая аналогия с нашим «Ворошиловским стрелком», только если в «Ворошиловском стрелке» у главного героя изнасиловали внучку, то в «Джокере» жертвой мажоров становится сам главный герой. Еще аналог – наша «Окраина», на мой взгляд, лучший фильм постсоветского тридцатилетия. Как говорил Брэд Питт в «Бойцовском клубе», фильме из той же оперы: «Не надо нас злить».
Из совсем уж свежих примеров – лидером российского проката оказался фильм «Холоп», где папа-олигарх, в ужасе от своего сына барчука (так до революции называли мажоров), решает инсценировать для него экскурсию в прошлое, в котором сын оказывается в качестве холопа в самом низу социальной лестницы. А зрители следят за его злоключениями с явным злорадством. Ведь все мы помним, откуда взялась наша нынешняя «элита» – среди них не видно Стивов Джобсов, Биллов Гейтсов и даже пронырливых торговцев типа Уоррена Баффета. Они просто во времена Гайдара сумели взять себе то, что принадлежало всей стране, было создано трудами всего народа. Поэтому, когда сверху нам говорят о необходимости лучше работать, повышать производительность труда, понятно, какие чувства это вызывает у людей. А еще мы постоянно смотрим хронику происшествий, как очередной богатенький барчук лихо прокатился на автомобиле многомиллионной стоимости то по тротуарам, то по паркам, то по ступеням МГУ, и хорошо еще, если без жертв.
При этом я ни в коем случае не намерен утверждать, что нынешняя российская «элита» хуже общемировой. Средняя температура «по больнице» примерно везде одинаковая, потому что сейчас, после крушения СССР, в мировой «элите» принято презирать людей труда, «холопов и крепостных», как недавно выразился один наш известный политик. Но люди-то все понимают и ничего не прощают. Грандиозный успех «Джокера» – прямое тому доказательство. Сборы за миллиард при бюджете в 55 миллионов. Прекрасно понимаю министра Мединского, который изволил гневаться на этот фильм. Понятно, что это всего лишь кино и что в реальной жизни антигерои из «Ворошиловского стрелка» или мерзавцы-мажоры из «Джокера» прекрасно себя чувствуют, занимая места во власти, бизнесе и СМИ. Но успех такого рода фильмов – прямой звонок мировой «элите». Нельзя относиться к людям с пренебрежением, какими бы маленькими и безобидными они вам ни казались с ваших высот. Потому что рано или поздно народ может предъявить «элите» свое понимание шуток. И далеко не всем будет смешно.
г. Электросталь,
Московская обл.