127 человек обратились за медицинской помощью, около 50 из них госпитализировано. В селе Масанчи сожжено, разгромлено и разграблено более 30 жилых домов, 15 магазинов и социальных объектов, а также уничтожены десятки автомобилей местных жителей. Дунгане массово вывозят женщин и детей в соседнюю Киргизию.
47 человек задержаны, однако почти все они отпущены. Глава администрации Жамбылской области Аскар Мырзахметов распорядился объявить в районе режим чрезвычайной ситуации.
Официально случившееся называют «массовой дракой». Однако власти Казахстана вынуждены признать и межнациональный характер столкновений. «В ряде населенных пунктов Кордайского района произошли стычки и драки между местными жителями. Этой ситуацией воспользовались провокаторы. К сожалению, есть погибшие и раненые», – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он поручил создать правительственную комиссию для ликвидации последствий ЧП.
Беспорядками были охвачены Кордай, Масанчи, Аухатты, Сортобе, другие населенные пункты, где компактно проживают дунгане. Больше всего пострадало село Масанчи – из 13 тысяч его жителей 95% дунгане. Повод для конфликта до сих пор неясен. Как стало известно, в пятницу днем дорожные полицейские остановили за административное нарушение автомобиль жителя села Сортобе – дунганина. Тот отказался платить штраф и скрылся от полиции. Задержать нарушителя удалось только во дворе его дома. Но там его «отстояли» родственники, вступившие в стычку с полицейскими и закидавшие их машину камнями. Местные казахи якобы возмутились, что дунгане бьют титульных представителей власти, и решили отомстить.
По другой версии, за несколько дней до массовых беспорядков из-за мелкого ДТП в Кордае дунгане устроили драку, в которой пострадал 80-летний казах. Если факт стычки с полицейскими хотя бы подтвержден, то история с избиением старика – на уровне слухов. Как бы то ни было, вооруженная, в том числе огнестрелом, толпа громила дома и убивала дунган, не имевших никакого отношения к инцидентам.
Кроме того, полиция предотвратила беспорядки в населенном дунганами районе «Заря Востока» на окраине Алма-Аты. Это в сотнях километров от Кордайского района. А значит, антидунганские погромы – не локальный эксцесс, а проявление серьезного межнационального напряжения.
В Алма-Ате правоохранительные органы сработали на опережение. Некоторые улицы были блокированы, организованы патрули. Утром закрыли многие городские рынки. Спокойствие и мир удалось сохранить.
Между тем в Масанчи полицейские несколько часов бездействовали, никак не препятствуя погромщикам и убийцам. В ночь на 8 февраля, когда власти говорили о полной нормализации обстановки, председатель Ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров заявил, что в Масанчи началась стрельба и поджоги домов. «Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Срочно просим вас ввести военных на территорию Кордайского района! Уже 4 утра, только что молодчики прорвали оцепление ОМОНа и начались погромы в селе Булар батыра. 5 часов ждали ОМОН, сейчас уже три часа ждем военных. Помогите нам, спасите наших детей, стариков! Просим вас спасти наши жизни, остановить хаос и погромы, вернуть нам мирную жизнь!» – обратился он на своей странице в ФБ к президенту Казахстана.
Сейчас в Кордайском районе работает правительственная комиссия во главе с вице-премьером Казахстана Бердыбеком Сапарбаевым. Пострадавшим обещаны компенсации. Власти призывают уехавших в Киргизию дунган возвращаться в свои села.
Однако уже после того, как события были переквалифицированы с «хулиганства» на «массовые беспорядки», почти всех участников погромов отпустили. Этого потребовали несколько сотен казахов, перекрывших одну из автотрасс. Такое развитие событий порождает сомнения, что виновные в расправах будут наказаны.
Казахстан – член Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности. Он имеет огромную по протяженности границу с РФ и многомиллионное русское население. А потому этнический мир в этой стране для России является стратегически важным фактором.
Тем временем киргизский город Токмак, находящийся на другой стороне реки Чу от пострадавших дунганских сел, принимает беженцев. Пограничная служба Киргизии сообщила о существенном росте потока людей и транспорта, пересекающего границу с Казахстаном.