Всяк ли достоин быть учителем?

Объясняя детям законы физики, я обращаюсь к образам людей, безгранично верных идее, и стремлюсь заложить в детскую душу семена идейного мужества, нравственности, подвига во имя человечества».
Подпишусь под каждым словом этого признания.
Уверена, большинство учителей разделяют это мнение. Разделяют, но ставят ли эти задачи перед собой, добиваются ли их выполнения в наше смутное время, в котором официально не провозглашена какая-либо идеология, но фактически строится общество потребления, жестокого рационального продвижения к успеху, называемого конкурентоспособностью. Эта навязываемая идеология камня на камне не оставляет от вышеприведенного высказывания замечательного педагога. Находясь в центре этого общества, педагог зачастую думает лишь о результатах ЕГЭ, так как именно этими показателями оценивается труд учителя.
Вспоминаются учителя нового типа школы, созданного для трудных подростков в г. Братске в 90-е годы, так называемого Центра образования молодежи, где мне пришлось работать. Добиться значительных успехов в ЕГЭ в этом случае невозможно. Здесь главная задача состояла в восстановлении человеческих, душевных, интеллектуальных качеств подростка с искореженной судьбой. Среди них были длительное время по разным причинам не посещающие школу 14–16-летние подростки, попавшие под влияние уголовных структур, принимающие наркотики. Мало кто из учителей соглашался работать в такой школе. Быстро ушли те, кто главной целью ставил зарплату. Зато приходили другие, которые могли понять таких детей и все силы бросить на очистку их душ от различных убивающих человеческую личность новообразований. Способы использовались разные: получение начальных профессиональных навыков в тесной связи с обычными учебными предметами, медицинская, юридическая помощь, отдых в каникулярное время в одном из лучших санаториев, разнообразие досуга, в том числе парашютный спорт. В основу всего процесса воспитания и обучения были заложены уважение к личности каждого подростка, внимание к его проблемам, творческий поиск их решений, индивидуальный подход к каждой судьбе ребенка путем выстраивания его личностной траектории развития. Все вместе затем и давало возможность сдачи ЕГЭ и дальнейшего выбора жизненного пути.

Сегодняшняя школа наряду с обучением, после длительного перерыва, декларирует и роль воспитательной работы. Спросите любого директра школы: как ведется воспитательная работа в школе? И он вам с гордостью назовет с десяток общешкольных, районных мероприятий для детей. Учителя участвуют в различных краевых, районных конкурсах. В целом образовательная структура района находится на хорошем уровне. 90 с лишним процентов выпускников продолжают обучение в различных учебных заведениях.
Но как же тогда объяснить случаи, получившие громкий общественный резонанс в Ойской средней общеобразовательной школе нашего района?
 Ко мне обратилась мама ученика 8 класса этой школы по поводу  избиения ее сына девятиклассником этой же школы и абсолютного равнодушия со стороны учителей, руководства школы к этим фактам. Спокойно вели уроки, обедали в столовой, когда хулиганствующий ученик 9 класса наносил удар сидевшему за партой ученику, а другой корчился от боли в коридоре. Дети проявляли сочувствие, выбегали в коридор, чтоб хоть какую-то помощь оказать.
А учителя нордически спокойно вели уроки, хотя знали о случившемся. И это был не первый случай, когда жестокий подросток издевался над слабыми. А если появлялся защитник, жестоко избивал.
Так было и 9 января 2020 г., когда избитый подросток встал на пути у этого сверстника  с садистскими наклонностями и получил тяжелейшие травмы. Никто из учителей не вызвал скорую, не позвонил родителям. Классный руководитель сообщила директору и социальному педагогу. Но они не предприняли никаких мер. И лишь вахтер оказывал посильную помощь хладореагентами и ведром для рвотных масс, он же позвонил родителям.
Пострадавший восьмиклассник был определен  в районную больницу с сотрясением головного мозга, контузией левого полушария, отеком сетчатки правого глаза. Двухнедельное больничное лечение до сих пор продолжается амбулаторно. Парень хорошо учился, готовился стать военным. Родители опасаются, что нанесенные травмы могут помешать этой мечте.
Отчаявшись, они били во все колокола: в министерство образования Красноярского края, в прокуратуру, в суд, администрацию района – ведь хулиган не наказан, наоборот, его сняли с учета ПДН, он посещает школу.
Ответы пришли. Министерство образования отправило документы в муниципалитет – разобраться. Прокуратура изучила материалы и подтвердила факты избиения, непринятия мер со стороны учителей и порекомендовала взыскать через суд деньги за материальный ущерб, понесенный в связи с затратами  на лечение сына. А также после принятия процессуального решения прокуратурой будет направлено исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда с образовательного учреждения.
Районный отдел образования объявил выговор директору и социальному педагогу и сообщил о том, что у них теперь учителя будут четко работать по алгоритму действий при возникновении в школе ситуаций, опасных для жизни и здоровья обучающихся, проведена «профилактическая беседа» с учащимися, с самим хулиганом и его матерью. Семье пострадавшего «принесены извинения».
Директор школы перешла работать в районный отдел образования. Пострадавшему ребенку рекомендовано заниматься дистанционно.
Суд еще не состоялся. Как могло такое произойти в сельской школе, где в классах не занимаются по 30 человек, как в городе, а вдвое меньше, где каждая семья, каждый ребенок на виду? Вопрос риторический. Могло. Среди детей, да еще в обществе, где проповедуется насилие, это не ново. Подобными случаями пестрит интернет, телевидение. Но ведь это в школе на глазах у учителей, которые на это не реагируют!
Получается и у учителей души очерствели? А может, все-таки они не считают своей обязанностью формировать души детей, их нравственную, духовную основу. За это с них не спрашивают. Главное – втиснуть в них пусть не всегда качественные, но все-таки знания для ЕГЭ.

***

Это отношение учителей тесно связано с нарушением различных статей конституции об охране здоровья детей, их прав. Жалко, что в конституции не заложены статьи по формированию на основе богатого российского и советского опыта высоконравственной, духовно богатой, идейной личности учащегося, а также соответствующие требования к личности учителя.
Нет в школах произведений «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», «Повесть о настоящем человеке» и многих других, формирующих высоконравственные, гражданские качества, готовности к подвигу во имя служения  Отечеству и человечеству. В школах у учителей практически нет времени на изучение действия фактора воспитательных мероприятий на личность ребенка. Да никто из руководства и не ставит этой задачи. Трудно учителю оставаться один на один с проблемами ребенка. Часто в семье воспитанием просто некому заниматься. Малоимущие и деградирующие семьи в деревне уже не новость. Одни родители заняты  поиском хоть какого-то заработка, другие спиваются. Только школа и дядя милиционер остаются главными защитниками и воспитателями ребенка.
А в селе Ойском надежды и на школу нет.
Какой пример, образец мужества может воспитать работающий в этой же школе  педагог, сбивший насмерть мужчину и пытавшийся спрятать тело и замести следы. Третий год идут суды, но решение не принято.
На какие примеры смотрят детские глаза? Примеры равнодушия, черствости, бесчестия и трусости. Воспитанию на таких примерах не помогут ни десятки красивых мероприятий, ни Юнармия, ни красивые формальные отчеты о воспитательной работе, результатах ЕГЭ. А если нет стержня нравственных мировоззренческих качеств, то и  результаты ЕГЭ не позволят человека сделать счастливым и достойным гражданином нашей страны.

(Красноярский край)

Другие материалы номера