11 мая Владимир Путин пообещал очередную финансовую поддержку семьям с детьми. Право на единовременную выплату десяти тысяч рублей получают те семьи, где есть дети от трех до 16 лет. Выплата положена на каждого ребенка. Доход семьи значения не имеет. Заявление можно подать в электронном виде через Госуслуги или через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда. Казалось бы, все очень просто. Но это если не знать российскую бюрократическую машину, которая даже самое благое дело в один момент в состоянии превратить в издевательство над людьми, доведя его до полного абсурда.
Люди, кто вправе рассчитывать на эту помощь, мгновенно обвалили сайт Госуслуг и Пенсионного фонда прямо в вечер обращения. А штурмовать отделения пенсионного фонда стали на следующее утро.
Из указанных на сайте шести номеров телефонов отделения ПФР в Заводском районе Саратова уже третий оказался свободным.
– Здравствуйте! У меня двое детей от трех до 16 лет. Я хочу получить выплату 10 тысяч рублей. Что мне для этого нужно? – рассказывает в социальных сетях одна из жительниц города.
– Не знаю я. Еще нет никаких инструкций, приказов, уведомлений. Наверное, паспорт, свидетельство о рождении и реквизиты счета, куда перечислять деньги.
– А вы меня можете записать на прием?
– Мы никого не записываем. У нас нет инструкций. Я пока ничего не знаю. Я только зашла, а там уже толпа стоит – за деньгами пришли!
Через два часа после телефонного разговора она сама становится частью живой очереди, хвост которой вываливается из дверей отделения ПФР на улицу. В толпе стоят молодые мамы, немолодые мамы, молодые бабушки, немолодые бабушки, мужики, которые пришли сдавать документы за отчетный период (видимо, предприниматели), и те, кому «только спросить». В масках примерно половина очереди. У части людей «ковидники» сдвинуты на подбородок. Никакой дистанции – каждый следующий дышит в затылок впереди стоящему. Иногда страждущие объединяются в группки по интересам.
– Здесь очередь за выплатой от трех до 16? Или от трех до семи? – спрашивает седая женщина в бордовой маске.
– До шестнадцати! От трех до семи – это вам в другую дверь надо! – отвечает ей молодая женщина в спортивном костюме (без маски).
– Ой, а меня оттуда сюда отправили! – подхватывается старушка и бежит обратно. Через пять минут возвращается в наши стройные ряды. Похожую историю переживает примерно каждый третий – сходу сложно разобраться, какая дверь какие выплаты обещает.
За углом, с другой стороны здания на Орджоникидзе, 11, находится Центр социального обслуживания. Туда, кстати, тоже выстроилась очередь. Тоже никакой дистанции. Рядом с очередью носятся дети.
Люди прибывают. Интересуюсь:
– Зачем вы здесь?
– Десять тысяч получить хотим.
– Вы по записи? А документы какие нужно?
– Мы не знаем. Мы просто спросить. Нам сказали прийти, мы и пришли.
– А что на сайте?
– А что на сайте? Сайт ПФР «лежит», а Госуслуги пишут – нет такой услуги.
Заныриваю в коридор. Наверху лестницы стоит строгая черноволосая дама в маске. Дама сдерживает толпу – выше первой ступеньки никого не пускает – дальше территория ПФР, там надо соблюдать дистанцию. Дама периодически исчезает, оставляя вместо себя уборщицу – пожилую, усталую женщину в халатике в цветочек и в замурзанной маске. Уборщица сердобольная, к ней пристраиваются без очереди!
Появляется черноволосая и тут же сгоняет бабушку вниз. Потом, опомнившись, приглашает ее сесть на стул в «зале ожидания».
– Вы записываете на подачу заявлений? Может быть, сразу заявления принимаете? – подаю я голос.
– Нет и нет!
– А зачем же мы тут стоим? – удивляюсь я громко. Из толпы на меня громко шикают.
– Погодите, а список документов какой-нибудь есть? А по телефону вы на прием записываете?
– Списка документов нет! Заявление подавайте через Госуслуги!
– Но сайт висит! – ропщет очередь.
– Читайте всю информацию на двери! На внешней двери вся информация вывешена! – повышает голос черная дама.
Выхожу на улицу и понимаю, почему информация, вывешенная для пущей доступности на входе в Пенсионный фонд, совершенно недоступна. Дверь распахнута настежь и для надежности (чтобы не закрывалась) привязана за ручку к стене. Внешнюю сторону двери не видно никому, если только специально туда не заглядывать. К ней и правда пришпилена бумажка с необходимой информацией. О том, как воспользоваться личным кабинетом на Госуслугах и на сайте Пенсионного фонда РФ. Очень «полезная» информация в момент, когда оба ресурса работают через пень-колоду, а то и вовсе «лежат».
Оставляю бессмысленные попытки прорваться в Пенсионный. Заворачиваю за угол. У дверей соцзащиты стоит благодушный дяденька с усами – очевидно, сотрудник. И объясняет озадаченным матерям, какие документы надо собрать, чтобы получить пособие на ребенка от трех до семи лет. Со всеми подробностями и соблюдением необходимой дистанции.
Ситуация с выплатами такая, что все родительские чаты забиты воплями, возгласами и недоверчивым обсуждением грозящих выплат.
ОЧЕРЕДНИЦА
г. Саратов