Телевидение позволяет нам наслаждаться
обществом людей, которых мы
не пустили бы к себе на порог.
Дэвид Фрост
Так, Первый канал Эрнста долго искал, какую программу попошлее поставить в самое лучшее время. Наконец, в 2017 году на Первом вышло, как писали в анонсах, «новое революционное» ток-шоу «На самом деле». По задумке авторов проекта ведущий Дмитрий Шепелев с помощью полиграфолога Романа Устюжанина и профайлера (психолога?) Сабины Пантус должен был распутывать коллизии главных героев программы, разбираться в проблемах, скандалах, любовных треугольниках и многогранниках. В настоящее время шоу ведет актер Тимур Еремеев (с начала пандемии, с марта 2020 года). Девиз передачи – «Это студия, где невозможно солгать». Сами творцы позволяют себе лгать и обманывать участников. Так, певец Данко заявил, что в обмен на появление в шоу редакторы обещали ему организовать сбор средств для больной дочери, а после съемок отказались выполнять договоренности. По утверждению Маши Распутиной, ее заманили на тестирование, пригласив участвовать в другой передаче, а записанное видео выпустили в эфир без согласия артистки. Ряд участников утверждает, что треп-шоу проходит по заранее написанному сценарию, под который подгоняются результаты тестирования, комментарии экспертов, заявления и реплики героев. Ну, такое теледейство и должно сниматься по сценарию. Весь вопрос: по какому? И главное – с какою целью? Во имя чего?
В День знаний – 1 сентября прошел очередной выпуск программы, после которого я как преподаватель подумал: хорошо, что молодые давно перестали смотреть ТВ, особенно – Первый. Хотя им надо знать как будущим профессионалам, до чего докатилось государственное ТВ, которое плевать хотело на державные поправки в конституцию или на поправки президента Путина в закон об образовании, которые лицемерно трубят о воспитании патриотизма. Расширенный анонс программы: «25-летняя светская львица Каролина Готье называет себя дочкой миллиардера и потомственной графиней. Девушка заявляет, что является владелицей целого автопарка из роскошных авто и особняка на Рублевке, который обслуживает огромное количество людей («шесть домработниц и садовник с зарплатами до 200 тысяч рублей». – А.Б.). Недавно она решила увеличить количество своей недвижимости и приобрела загородный дом стоимостью в половину миллиарда рублей. Именно в этот особняк весной 2020 года (вместе с появлением нового ведущего-актера. – А.Б.) устроилась домработницей 47-летняя Татьяна Ларина. Сейчас женщина готова рассказать, как за малейший недочет в работе Каролина избивала ее половой тряпкой, а однажды обвинила ее в воровстве и таскала за волосы по всему дому. Каролина уверена, что женщина просто пытается отомстить ей за увольнение, но она не знает о существовании видеозаписи, на которой видны издевательства».
Ну и вывалили все эти унижающие человеческое достоинство записи с наглыми комментариями губастой графини: «Я – графиня рода Игнатьевых. Я иногда прихожу домой не в настроении и не хотела бы видеть персонал, так как для меня это низший уровень людей». То есть Первый усиленно нагнетает социальную ненависть! Но еще девять месяцев назад эта малообразованная деваха («Сегодня решили сделать экскурсию вам в нашу спальню…») с провинциальным говорком была участницей шоу на Первом канале, где пыталась вывести своего жениха на чистую воду, обвинив его в измене. Ее избранника зовут Акбар Юсупов. Молодой человек является блогером и шоуменом. Косящая под светскую львицу хабалка рассказывала в студии о том, что нигде не работает, дескать, деньги ей дают родители-миллионеры. Однако выяснились любопытные подробности: никаких особняков у нее нет и в помине, а рассказы о графских корнях – дешевый пиар. На самом деле она работает мастером по микроблейдингу (по бровям – по-русски) и перманентному макияжу. В той программе стало ясно, что «Каролина» не является потомственной графиней, хотя ее фамилия Игнатьева, и не владеет особняком, хотя девушка действительно имеет достаток, но завышает его многократно. Эксперты пришли к выводу, что ее Акбар – альфонс. И вот на День знаний решили разыграть новый фарс с теми же участниками + Татьяна Ларина, как говорится, «Татьяна (русская душою…)»
Полиграфолог Роман Утюжанин ведет допрос:
– Правда ли, что, унижая прислугу при гостях, вы испытывали удовольствие:
– Да.
– Ответ: да – правда. Тут и говорить нечего.
«Графиня» – мастер по макияжу – и в студии всех перебивала и обзывала нищебродами.
– Было ли, что вас при гостях называли челядью, рабами?
– Да.
– Ответ: да – правда.
Она покатила бочку по-базарному и на Ларину: «Ну что ты, шавка неблагодарная, несешь? Что ты чушь рассказываешь? Ты расскажи, как ты часы мои чуть не украла». И дальше – в том же духе. Подключился и возлюбленный из прошлой программы про альфонса Акбар Юсупов с татуировкой на шее: «Она украла наши деньги. Украла часы и требовала деньги».
В общем – грязь, дикие нравы зажравшейся Рублевки, унижение человеческого достоинства – крупным планом, со смакованием, с комментариями таких же циничных дам. Яна Крухмалева – титр «общественный деятель» (?): «С Татьяной мне ясно: она хотела заработать».
Мне не хотелось эти отвратительные съемки смотреть и слушать – лицемерие персон в студии. Но вот что меня насторожило как профессионала: сценка с толканием в бассейн снята с двух разных ракурсов! Что, делали сознательно дубль с визгом падающей Татьяны, которая боится воды? «Нас оставили работать всю ночь. По-моему, хозяева были под каким-то веществом – хихикали. Каролина увидела какую-то грязь, она меня толкнула. А я вообще воды боюсь».
Или съемка велась на два разных телефона? Хотя повторила, что снимал только Юсуп: «Видео делал всегда ее муж. Они так развлекались. Стала следить, когда он оставит телефон. Я схватила его и отправила себе, сколько успела…»
Еще мое внимание задержало то, что Татьяна с фамилией пушкинской героини очень похожа на Лику Нифонтову – дочь Руфины Нифонтовой, сыгравшую роль Норы (Елены Брунер) в фильме «Ликвидация». Сергей Урсуляк закончил его съемки давно, актрису малость подзабыли. Но мне она запомнилась, и я не мог отделаться от ощущения полного сходства. Да еще в конце (для подспудного оправдания или по глупости ваятелей) эксперты выяснили подробности и подвели итог: мол, Татьяна испытывала зависть. Образование у нее высшее. Хотела быть актрисой. И мысль шантажировать с целью получить полмиллиона за унижение пришла не сразу, а под давлением обстоятельств. Да, всё в нынешней России – товар, даже унижение и компрометирующие съемки. Но неужели только ради этого и задумана была эта дешевая постановка? Окончательно опустил ее ведущий актер, когда обратился к адвокату с грузинской фамилией, построив так начало фразы: «Абстрагируясь от морального аспекта, вы и после услышанного готовы представлять интересы Татьяны в суде?»
Какая славная псевдопублицистическая программа, бичующая пороки «новых русских», абстрагируясь от морального аспекта! А чего стоит прощалка Еремеева: «У нас сегодня в студии – два мира: один мир Каролины и Акбара – жестокий, с унижениями, а другой – наш, даже не Татьяны, а наш – не глянцевый, настоящий… И лучше, чтобы эти миры вообще никогда не пересекались». А может, не давать разрастаться и закабалять нас жестокому глянцевому и отвратному миру?!
Есть какая-то невольная правда в этих словах, только их можно вынести за границы данной студии: существует и впрямь два мира – один гламурный, фальшивый, навязанный ТВ, и Первым каналом особенно, а другой – реальный, с похожими вопиющими проблемами, но и с подлинными чувствами, с работящими, приличными людьми, на которых и держится Россия. Но реальность Константину Эрнсту, который гордится всё более пошлой передачей «Давай поженимся» и этим балаганом, совершенно не интересна. Он о народе в виде электората вспоминает перед голосованиями, за что и ценится Кремлем. Стыдно за могучее средство информации и просвещения!