В те горькие дни никто не мог представить, что это пророчество сбудется так скоро. Но вот на той же взлетно-посадочной полосе аэропорта городка Чиморе ровно год спустя Моралеса и Гарсию приветствуют многие тысячи людей, так что не разглядеть, где заканчивается сливающееся с горизонтом людское море.
Покидая Боливию год назад, Альваро Гарсиа взял с собой горсть родной земли. «Рано или поздно я вернусь и положу ее на место», – пообещал он. И вот вместе с Эво они возвращают горсть Пачамаме, индейской Матери-Земле. «Она дала нам силы, потому что мы – земля, мы – корни, мы – память, и неважно, сколько раз нас будут атаковать, мы – на верной стороне истории», – написал Эво Моралес на своей странице в Фейсбуке.
На территорию Боливии Эво Моралес прибыл в понедельник из Аргентины, предоставившей боливийскому лидеру убежище. До погранперехода его провожал аргентинский президент Альберто Фернандес. От аргентинской границы до Чиморе примерно тысяча километров. Моралес заехал в свою родную деревню – будущий профсоюзный и политический индейский лидер родился в семье бедняков в местечке Оринока. «Человек всегда должен возвращаться к своим корням, чтобы укрепить свою душу историей предков», – говорит Эво. На пути следования каравана Моралеса приветствовали местные жители. Для них он – символ исторического процесса перемен, который начался в Боливии в 2006 году.
Выступая в Ориноке, Моралес призвал к единству и защите президента Арсе. Он также сказал, что обоснуется в Чиморе и займется чтением лекций и подготовкой молодежи MAS и социальных движений. На прошедших выборах Эво Моралес руководил избирательной кампанией своих единомышленников. «После того, как мы выиграли выборы 18 октября и у нас есть демократическое правительство, на нас с братьями Луисом Арсе и Давидом Чокеуанкой лежит ответственность за то, чтобы гарантировать достоинство, суверенитет, независимость и стабильность Боливии. В этом состоит наша борьба», – говорит Моралес.
На прошедших выборах, как известно, большинство боливийцев поддержали проект «Движения к социализму», реализация которого началась в стране после прихода к власти Эво Моралеса и была прервана в результате правого государственного переворота. Выдвинутый MAS Луис Арсе был избран президентом в первом туре, получив более 55% голосов, при очень высокой явке (88,4%). Это больше, чем результат Эво Моралеса, год назад выигравшего выборы при поддержке 47% проголосовавших. И это чуть больше, чем результат Моралеса в 53,7% на выборах 2005 года.
Триумф Луиса Арсе и Давида Чокеуанки – еще одно доказательство того, что никакого подлога на выборах год назад не было и у Эво Моралеса просто украли победу. Ну и, конечно, это однозначная оценка боливийским народом года жизни при правом правительстве. Узурпировавшие власть путчисты во главе с Жанин Аньес, которую никто не выбирал, за это время под различными предлогами несколько раз откладывали проведение новых выборов. Ответом со стороны народа стали массовые акции протеста, мобилизации социальных движений и Боливийского рабочего профсоюза (COB).
В минувшее воскресенье Луис Арсе вступил в должность президента страны. «Мы начинаем новый этап нашей истории, и мы хотим это сделать, располагая правительством для всех, без дискриминации. Наше правительство всегда будет стремиться восстановить нашу родину и жить в мире. На этом пути демократия является фундаментальной ценностью народов», – заявил президент.
После переворота Боливия пережила черные времена репрессий в отношении сторонников свергнутой власти. Трагическими примерами расправ над протестующим народом стали бойни в Сакабе и Сенкате. Расследование этих эпизодов уже ведется. Так, Многонациональной законодательной ассамблеей Боливии (парламентом страны) был утвержден итоговой отчет комиссии, которая занимается расследованием указанных событий. Ответственность за случившееся может понести Жанин Аньес, а против 11 ее министров принятый документ рекомендует инициировать уголовные дела за «нарушение конституционных прав и гарантий», что привело «к гибели 26 человек, сотне раненых и задержанных в результате полицейских и военных репрессий». Вместе с тем Луис Арсе подчеркнул в одном из интервью, что расследование произошедшего и наказание виновных – дело судебной системы, а не исполнительной власти, и никакого вмешательства в работу судебных органов быть не должно.
Он также коснулся этой темы в своем первом выступлении в качестве главы государства. Для Арсе жертвы Сакабы и Сенкаты являются «символом достоинства и сопротивления». Память погибших почтили минутой молчания. «В Боливии был развернут сценарий внутренней и систематической войны против народа, в особенности против самых бедных. Шельмованию подверглись социальные движения, крестьяне, индейцы и рабочие. Оскорбляли женщин в польерах (юбка, являющаяся частью национального костюма), сжигали наш флаг випала, а это все равно что сжигать нас самих и наши корни. Эти сектора меньшинства поднимают знамена демократии, когда им это удобно, а когда нет, прибегают к сценариям дестабилизации, насилию и переворотам, чтобы прийти к власти», – заявил Арсе. К слову, Жанин Аньес на церемонии вступления в должность Луиса Арсе не присутствовала.
Накануне церемонии инаугурации из Боливии приходили и тревожные новости. В частности, перед зданием в Ла-Пасе, где в это время проходило заседание с участием избранного президента, сработало взрывное устройство. К счастью, пострадавших не было.
По мнению Луиса Арсе, Боливия в настоящее время столкнулась с тремя типами кризиса: институциональным, который вызван правительством, которое не прошло через процедуру выборов в 2019 году; санитарным, связанным с пандемией коронавируса; и экономическим. В своей речи на церемонии инаугурации Арсе остановился на том, в каком состоянии «Движение к социализму» принимает экономику Боливии через год после правого переворота: «За год произошел откат во всех завоеваниях боливийского народа… Правительство де-факто оставляет экономику с цифрами, которых не было ни в один из худших кризисов, которые переживала Боливия при правительстве Демократического и народного единства (UDP) в 1980-е годы прошлого века. Выросли безработица, бедность и неравенство». По словам президента, внутренний и внешний долг страны по итогам правления Аньес оценивается более чем в 4 млрд долл., а падение ВВП составило 11,1%. С ноября прошлого года на 800 млн долл. сократились золотовалютные резервы. «Перед нами огромный вызов, состоящий в том, чтобы восстановить нашу экономику, обеспечить стабильность, рост и перераспределение доходов, сократить экономическое и социальное неравенство. И мы уверены, что, работая вместе с народом, мы вновь сможем преодолеть невзгоды», – заявил Луис Арсе.
По профессии Луис Арсе экономист. В правительстве Эво Моралеса Арсе много лет занимал пост министра экономики, и именно его называют одним из авторов «боливийского экономического чуда». За годы пребывания «Движения к социализму» у власти удалось значительно сократить бедность и обеспечить увеличение доли среднего класса в обществе. Проводимая экономическая политика также обеспечила рост золотовалютных резервов и превратила Боливию в страну с одним из наилучших показателей экономического роста в регионе. Не будем забывать, на каком фундаменте строился процесс перемен: национализация прежде всего углеводородов и система перераспределения общественных богатств так, чтобы они работали на благо всего общества, а не лишь привилегированных классов.
В свою очередь, новый вице-президент Боливии Давид Чокеуанка, как и Эво Моралес, пришел в политику как профсоюзный лидер. Он был министром иностранных дел при президенте Моралесе, а затем генеральным секретарем Боливарианского альянса для народов Нашей Америки.
«Мы обещаем исправить то, что было плохо, и углубить то, что было хорошо», – заверил Арсе. По его словам, демократия подразумевает защиту доступа к здравоохранению, образованию, жилью. «Демократия – это право пользоваться богатствами, которые предназначены для всех, а не для некоторых», – говорит новый боливийский президент.