Однако просмотр 8 серий фильма не оправдал надежд и ожиданий. Фильм сделан по тем же антисоветским лекалам с энкэвэдэшными страшилками, по которым сегодня создаются сотни подобных фильмов и которыми ежедневно пичкают российского телезрителя на многих российских телеканалах.
Зрителю с самого начала фильма вдалбливают в мозги, что большевики всех гениальных людей сажали в лагеря за пустяки, но когда им становилось невмоготу, они не прочь были воспользоваться их услугами.
Вот и в этом фильме для решения возникшей после атомных бомбардировок США японских городов Хиросима и Нагасаки задачи создания атомной бомбы из ГУЛАГа освобождается «гениальный физик» Рубин, просидевший в лагерях всю войну за якобы оскорбление Л.П. Берии.
То, что никакого Рубина в реальности не было, оставляем на совести создателей фильма, не было у него и прототипа в реальной истории. В течение всего фильма этот «гениальный физик» между постельными сценами с кастеляншей, попытками охмурить жену друга и как бы с истинной любовью к осужденной Ольге выдает некие паллиативные идеи, представленные создателями фильма за гениальные находки. Таковыми являются его бессмысленные эксперименты с плутониевыми полусферами, чего в реальности не было и не требовалось. Вызывает недоумение эпизод с арбузом, в которым «гениальный физик» решает проблему сферической ударной волны, сжимающей плутониевую центральную часть заряда. Подобными нелепыми экспериментами «гениального физика» фильм переполнен. Чего, например, стоит измерение быстропротекающих процессов (процессов взрыва) с помощью зеркал и т.д.
Переполнен фильм грубыми искажениями реалий. Странно смотреть, как сверхсекретную тему обсуждают большим кагалом, да еще и принимается решение путем голосования. Люди, которые подключались к решению ядерной проблемы, как правило, даже не догадывались, для чего они выполняют ту или иную работу, а что уж там говорить об обсуждении конструкции американского реактора. Разведданные по проблеме доводились только до И. Курчатова. Некоторыми данными по константам ядерных реакций и элементам конструкции он делился с Ю. Харитоном. Странно видеть пьянки на рабочем месте, мордобой и т.п.
Никакой перекладки графита в исследовательском реакторе Ф-1 не проводилось. Его конструкция отрабатывалась на моделях, и 25 декабря 1946 года состоялся первый пуск, который осуществил лично И. Курчатов. И это счастье, что в России оказался такой человек, как Игорь Васильевич Курчатов, и что именно он, а не «гений» из ГУЛАГа, возглавил поход за скорейшую ликвидацию американской атомной монополии.
Когда смотришь фильм, понимаешь, что авторы совершенно не представляют то время и те условия, в которых работали советские ученые, тот режим жесточайшей секретности, чтобы можно было, как показано в фильме, вопреки реальности, свободно привозить на секретный объект кого бы то ни было, как это делает «гениальный физик», или разъезжать по испытательному полю полигона, или остаться в здании сборки заряда на полигоне, как это сделал все тот же «гениальный физик», подвергнув себя в финале фильма сожжению ядерным взрывом.
И вообще весь фильм не столько о бомбе, сколько о так называемом любовном треугольнике «гениального физика», его друга, конструктора ядерного реактора, и жены этого конструктора. Главные действующие лица с wоздания атомного оружия И. Курчатов и Ю. Харитон в фильме на вторых ролях – сидят в кабинетах, одетые в модные одежды, иногда появляются в лабораториях или на строящихся объектах… На самом деле эти ученые работали практически круглосуточно. Не до моды было и не до модных шляп. И. Курчатов как научный руководитель проекта и Ю. Харитон как главный конструктор первого ядерного заряда лично участвовали в сборке этого заряда в городе Арзамас-16. Харитон лично устанавливал детонаторы в заряд на полигоне в Семипалатинске перед взрывом. Слишком была большая ответственность, чтобы кому-то другому можно было поручить эту операцию. Ну, а Б.Л. Ванников, который возглавлял Спецкомитет, Технический совет и Главное управление по решению ядерной проблемы, в состав которых входили лучшие специалисты этой области, такие как академики И.В. Курчатов, А.И. Алиханов, В.Г. Хлопин, А.Ф. Иоффе, Ю.Б. Харитон, члены-корреспонденты И.Н. Вознесенский, И.К. Кикоин и др., вообще в фильме выступает в роли какого-то сторожа. А ведь именно на заседаниях Спецкомитета и Техсовета, в этом узком научном кругу, обсуждались все технические и другие проблемы, принимались решения, которые потом утверждались руководством страны. В фильме не нашлось места действительно талантливым ученым, инженерам, решавшим проблему ядерного оружия, таким как К.И. Щелкин, Я.Б. Зельдович, Д.Н. Духов, Б.Г. Музруков, А.П. Александров, И.Е. Тамм, А.А. Бочвар, Н.А. Доллежаль, Г.Н. Флеров, Е.П. Славский и др. Они должны были стать героями фильма, а не придуманный выходец из ГУЛАГа. Совершенно не отражена огромная организационная работа Л.П. Берии, без чего вряд ли была бы возможность справиться с решением столь сложной задачи в такие сжатые сроки. Помимо этого именно через Л.П. Берию поступала и вся разведывательная информация по атомной проблеме.
Верными либеральному замалчиванию авторы фильма оказались и по отношению к И.В. Сталину. Правда, совсем замолчать это имя они не отважились, все же назвали в одном-единственном эпизоде устами Л.П. Берии. Хотя реальная роль Сталина в создании ядерного оружия решающая. В самый разгар войны он проводит встречу с ведущими учеными-физиками, обсуждает с ними возможность создания атомной бомбы, подписывает несколько важных постановлений СНК по этой теме, встречается с И. Курчатовым. Именно Сталин выдвинул И. Курчатова как руководителя атомного проекта, рассмотрев в нем человека, способного справиться со сложнейшей задачей. После войны Сталин инициирует создание Специального комитета по атомной проблеме с наделением его огромными государственными полномочиями. В последующие годы тема создания атомного оружия находится постоянно под его вниманием и контролем. Он постоянно интересуется ходом работ, проводит целый ряд совещаний. При его поддержке оперативно решались все необходимые вопросы, включая кадровые, принимались важные решения. По сути, при его непосредственном участии за короткий срок была создана не только атомная бомба, но целая атомная отрасль – основа советского ядерного щита.
В фильме ничего этого нет. Получилась в итоге жалкая, лживая поделка на героическую тему. Но как бы ни старались авторы фильма вымазать гулаговским дерьмом героические страницы нашей истории, истинные ее страницы никому не удастся переписать под антисоветские стандарты.