Три с половиной десятилетия спустя в своей главной работе «Анти-Дюринг» Энгельс скажет о мировой истории, что «вся она, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов», и что «эти борющиеся общественные классы являются в каждый данный момент результатом отношений в производстве». Но именно тогда, в начале 40-х годов XIX века, соприкоснувшись с производством лично, будущий соавтор первой в мире программы социалистического переустройства общества ясно осознал: в условиях капитализма народ всегда будет обречен на угнетение, унижение, попрание его социальных и политических прав. В те годы произошло рождение Энгельса как гражданина, ученого, коммуниста, которому суждено было встать рядом с Марксом. До конца дней быть его главным соратником и продолжить великое дело развития теории социализма после его смерти.
***
Первый среди важнейших нравственных и гражданских подвигов Энгельса – то, что он, от рождения имевший все возможности преуспевать в мире капиталистической эксплуатации и строить за ее счет свое личное благополучие, переступил через интересы и стереотипы своего класса. Перерос их интеллектуально и духовно. Предпочел им высшие гуманистические ценности – справедливость, равенство, солидарность, практическая реализуемость которых в государстве социализма получила в трудах Маркса и Энгельса программное обоснование.
В биографическом очерке «Карл Маркс», написанном в 1914 году, Владимир Ильич Ленин настойчиво подчеркивает: «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса». Именно Энгельс, с юности уделявший особое внимание экономической теории, подтолкнул Маркса к окончательному осознанию ее важности. К пониманию экономических принципов устройства общества как первоосновы его политической эволюции. И как фундамента в борьбе за построение государства нового типа, отвергающего жестокую эксплуатацию и социальную сегрегацию. Отсюда и рождается марксизм как величайшее политэкономическое учение, о котором Энгельс скажет в конце 1870-х годов: «Этими двумя великими открытиями – материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством понятия о прибавочной стоимости – мы обязаны Марксу. Благодаря им социализм стал теперь наукой…»
Ленин, которому предстояло стать великим продолжателем дела Маркса и Энгельса, основателем первого в мире социалистического государства, прекрасно понимал, что создание теории построения нового мира – это результат уникального труда двух выдающихся личностей. И в августе 1895-го, в своей статье на смерть Энгельса, Владимир Ильич напишет: «После своего друга Карла Маркса, умершего в 1883 году, Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире».
В этой ленинской статье особо подчеркнуто, что Маркса и Энгельса связывала не просто совместная деятельность и общность мировоззрения, но и настоящая дружба. Та дружба, которая стала вторым выдающимся подвигом Энгельса – подвигом безграничной преданности и самопожертвования.
Энгельс не только использовал значительные средства, доставшиеся ему в наследство от отца, на финансирование научной и политической деятельности, объединявшей его с великим соратником. Можно без преувеличения сказать, что Маркс, гонимый властями и тогдашней «элитой» европейских государств, смог до конца жизни активно работать и не дать своей семье умереть с голоду только благодаря поддержке, которую ему постоянно оказывал Энгельс.
***
Главной исторической заслугой этого выдающегося тандема мыслителей стало и то, что они убедительно доказали обреченность капитализма и ясно сформулировали основы коммунистической идеологии. Энгельс подчеркивал: «Чтобы превратиться в науку, социализм должен был прежде всего встать на реальную почву». Именно это он и осуществил в научном сотворчестве со своим гениальным соратником.
Маркс и Энгельс в полной мере осознавали: критика существующей социально-экономической и политической системы – даже самой несправедливой – лишается смысла, если ей не сопутствует четкая и глубоко обоснованная программная альтернатива этой системе. Именно этого принципа последовательно придерживается КПРФ – единственная на сегодняшний день политическая сила, не просто критикующая губительный курс, проводимый нынешней властью, но предлагающая обществу внятную антикризисную программу. Программу социалистического возрождения России.
Ключевые пункты нашей программы прямо наследуют главным положениям «Манифеста Коммунистической партии», написанного в феврале 1848 года Марксом и Энгельсом. История доказывает, что заявленные в нем требования коммунистов и сегодня так же злободневны и актуальны.
Маркс и Энгельс в своем манифесте заявляли о необходимости изъятия крупных земельных участков у богачей и их передачи под контроль государства и тех, кто трудится на земле. А в XXI веке наша партия оказалась единственной силой, выступившей против состряпанного либералами-разрушителями закона о свободной продаже земли. По сути, это закон о распродаже России алчным нуворишам, которые не заинтересованы в развитии страны и не озабочены ее будущим. Их единственный интерес – ничем не ограниченная эксплуатация наших ресурсов и баснословное обогащение ценой обнищания миллионов. Сегодня именно мы энергично боремся за пересмотр антинародного земельного законодательства и предлагаем свой пакет законов, направленных на защиту российского крестьянства, возрождение села и успешное развитие сельского хозяйства – залога продовольственной безопасности страны.
В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс требовали установления высокого прогрессивного налога на доходы богачей. И доказывали, что без этого невозможно наполнить казну средствами, необходимыми для ускорения промышленного развития и повышения благосостояния трудящихся. Сегодня КПРФ выступает с таким же призывом подчинить налоговую систему интересам страны, формированию полноценного бюджета развития. С требованием изменить законодательство в пользу большинства, освободив малоимущих от налоговой нагрузки и принципиально увеличив ее для миллионеров и миллиардеров.
Коммунистический манифест провозглашал необходимость сосредоточения финансовых ресурсов в руках государства под централизованным контролем Государственного банка, который должен быть таковым не только на словах, но и на деле. КПРФ борется за то же самое в сегодняшней России, экономика и финансовая система которой в результате предательского отказа от социализма оказалась в грабительских руках олигархии. С ведома опекающих ее либеральных управленцев, засевших во власти и продолжающих следовать преступным ельцинско-гайдаровским «заветам», из страны в зарубежные банки и офшоры ежегодно утекают триллионы рублей. Выводятся за границу средства, превышающие сумму финансирования важнейших статей бюджета и всех национальных проектов вместе взятых. Только в программе нашей партии ясно сказано, как вырвать финансовые ресурсы, создаваемые трудом граждан, из-под власти олигархов и вернуть их под контроль государства и общества.
Одновременно с переходом крупной земельной собственности и финансовых ресурсов под государственный и общественный контроль Маркс и Энгельс провозглашают и необходимость национализации крупных предприятий, средств производства национального богатства. Это же требование – в основе нашей программы преодоления кризиса, в который вверг Россию олигархический капитализм, демонстрирующий абсолютную управленческую несостоятельность и преступное пренебрежение стратегическими интересами страны.
В рожденном 172 года назад коммунистическом манифесте заявлено, что за счет государственных средств должно быть обеспечено достойное содержание детей и бесплатное образование. Это программное требование Маркса и Энгельса через 70 лет было на деле воплощено Советским государством, которое создали и привели к невиданным экономическим и социальным успехам их выдающиеся последователи – Ленин и Сталин. И сегодня в основе нашей программы – возвращение гражданам главных социальных завоеваний советской эпохи. Гарантия высококлассного и бесплатного образования и медицинского обслуживания. Надежная защита материнства и детства как важнейшее условие преодоления демографической катастрофы, с которой столкнулась наша страна, оказавшись под властью криминального капитализма – системы массового обнищания и вымирания.
***
Нашу правоту подтверждает исторический опыт государства социализма, построенного в России, где великие идеи Маркса и Энгельса впервые нашли свое практическое воплощение. Мы должны гордиться этим. И осознавать, что это налагает на нас особую ответственность. Обязывает быть принципиальными и бесстрашными в борьбе за возрождение Советской власти. Творчески осваивать богатство научной мысли, оставленное нам в наследство Марксом, Энгельсом и Лениным.
Они завещали нам не только выдающиеся научные и политические достижения, но и высочайшие примеры нравственной силы и самоотверженности.
В письме Энгельса немецкому революционеру Вильгельму Либкнехту, где сообщалось о смерти Маркса, есть слова, пронизанные глубокой скорбью преданного друга, политика и ученого, как никто осознававшего тогда, какую огромную потерю понесло человечество. «Величайший ум второй половины нашего века перестал мыслить», – написал Энгельс. Но, пережив эту горькую потерю, он продолжил с удвоенной энергией работать над воплощением в жизнь их с Марксом общего дела. И до конца дней остался верен своему ближайшему другу и соратнику.
Именно Энгельс доработал и подготовил к публикации второй и третий тома «Капитала» – главного труда Маркса, лишь первая часть которого увидела свет при его жизни. Неслучайно Ленин, говоря об этом, подчеркивал: «Эти два тома «Капитала» – труд двоих: Маркса и Энгельса». Семью Маркса, оставшуюся после его смерти без всяких средств к существованию, тоже содержал Энгельс. Блестящий ученый, у которого было множество планов и замыслов, он полностью подчинил всю оставшуюся ему жизнь продолжению дела его гениального друга. В этом творческом и человеческом порыве и состоит третий выдающийся подвиг Энгельса. Такой нравственный и профессиональный подвиг может быть основан только на глубоком понимании и подлинном признании труда и значения других, доступном лишь неординарным личностям.
Наследие Маркса и Энгельса вырастает из их духовного подвига. Подвига солидарности и товарищества. Они лежат в основе достижения любой высокой цели, требующей колоссальных усилий. Это непреложный закон и в работе, и на поле брани, и в политических сражениях за социальные преобразования, за построение общества созидания, братства и справедливости. За будущее Родины!
Именно об этом мы говорили в октябре на Пленуме ЦК КПРФ, где приняли решение о создании Левопатриотического народного фронта борьбы за права трудящихся и национальные интересы России. Об этом сказано и в нашем программном обращении «Ждем вас в рядах борьбы за Справедливую, Сильную и Социалистическую Россию – за СССР!», опубликованном 7 ноября, в день 103-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Солидарность, товарищество, умение преодолеть разногласия и отставить в сторону эгоистические амбиции ради главной общей цели – вот что требуется от нас в это трудное и ответственное время. Время, бросившее нам исторический вызов. Тот вызов, достойно ответить на который можно только при условии единения патриотических сил, скрепленных готовностью сражаться с русофобской и антисоветской пятой колонной ненавистников и разрушителей нашего Отечества.
q q q
Жизнеспособность любой теории проверяется качеством прогнозов на ее основе. Фридрих Энгельс почти за полвека заявил о неизбежности мировой войны, в которой Россия и Франция выступят против Германии. Он писал: «Война 1870 г. так же неизбежно чревата войной между Германией и Россией, как война 1866 г. была чревата войной 1870 года». Энгельс гениально предвидел и то, что поводом для развязывания мировой войны может стать конфликт на Балканах. В ходе нее, добавлял мыслитель, правящие классы попытаются укрепить реакционные режимы и уничтожить социалистические партии. «Эта война, в которой от 15 до 20 миллионов вооруженных людей стали бы истреблять друг друга и опустошили бы Европу так, как она еще никогда не была опустошена, – эта война должна либо привести к немедленной победе социализма, либо настолько потрясти старый порядок вещей и оставить после себя такую груду развалин, что существование старого капиталистического общества стало бы еще более невозможным», – написал Энгельс в 1891 году в статье «Социализм в Германии».
Не менее важно подчеркнуть, что с течением жизни внимание Энгельса было все более приковано к России. Чтобы знакомиться с жизнью страны по оригинальным источникам, он даже выучил русский язык. Знание ситуации выработало в нем уверенность: революция в России станет решающим этапом в общем социалистическом переустройстве мира. Он писал Г.В. Плеханову, что Россия «давно уже стоит на пороге больших переворотов, и все необходимые для этого элементы уже созрели». И добавлял: «Уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это – Николая II».
С тех пор, как были созданы главные труды Маркса и Энгельса, прошло полтора с лишним столетия. За это время капитализм стал еще более жестоким, аморальным и разрушительным. А глубокий и необратимый кризис буржуазной системы еще никогда не был так очевиден, как в наши дни. Об этом свидетельствуют опросы международных исследовательских организаций, согласно которым 60% жителей планеты убеждены, что капитализм приносит им вред, а более половины молодых людей в Европе и Америке причисляют себя к сторонникам социализма. Об этом говорят и ведущие американские и европейские экономисты – Джозеф Стиглиц, Пол Кругман, Нуриэль Рубини, Тома Пикетти. Не только убежденные марксисты, но и ученые, далекие от левой идеологии и еще недавно пытавшиеся возражать Марксу, Энгельсу и Ленину, сегодня вынуждены признавать их историческую правоту. И неизбежность того, что Маркс и Энгельс провозгласили в своем эпохальном манифесте как главную цель коммунистов – ниспровержения господства буржуазии и завоевания пролетариатом политической власти.
Миру все яснее открывается разоблаченная Энгельсом «лживость учения буржуазной экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и всеобщем благополучии народа, которое будто бы явится следствием свободной конкуренции». За разгулом эпидемии капиталистической наживы и эксплуатации, уродство которой стало еще более очевидным на фоне эпидемии коронавируса, неизбежно последует социалистическое оздоровление. Мы должны приложить все силы для его приближения. Настойчиво двигаться к этой цели под бессмертными знаменами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина – под знаменами справедливости, солидарности и прогресса.