Как пандемия меняет фармрынок: к чему готовиться?

Сейчас онлайн-продажу лекарственных средств регулирует постановление Правительства РФ № 697 от 16 мая 2020 года. До этого можно было только оформить заказ через интернет, с последующим выкупом в аптеке. Теперь доставка лекарств разрешена, но со строгими ограничениями. Закон распространяется только на безрецептурные препараты.

Чтобы компания могла получить от Росздравнадзора разрешение на онлайн-продажу, ей нужно иметь: не менее 10 розничных пунктов продаж, фармацевтическую лицензию сроком не менее года, а также собственный сайт.

С 27 мая допуск к онлайн-торговле лекарствами получили три крупные компании: «Эркафарм», «Самсон-фарма» и «Аптечная сеть 03». Но большинству региональных аптек, особенно одиночных, не под силу соответствовать основным требования Росздравнадзора.

Об этом и сообщил Президенту во время онлайн-форума Максим Иванов, секретарь отделения партии «Единая Россия» в Хабаровском регионе. Он рассказал о сложностях, с которыми столкнулись волонтёры при доставке лекарств и попросил упростить для аптек процедуру получения разрешения на онлайн-развоз препаратов. Владимир Путин уточнил, что введённые меры направлены на то, чтобы обезопасить граждан от некачественной и незаконной продукции. Но согласился с тем, что нужно возобновить обсуждение данного вопроса.

Особые указания для маркетплейсов

 [img=-15875]

Идею пересмотра закона тут же подхватил глава Минцифры Максут Шадаев. Он заявил, что функцию доставки препаратов технологически готовы выполнять крупнейшие маркетплейсы, такие как «Яндекс», Mail.ru, Ozon и Wildberries, у которых есть технические возможности для курьерской доставки, уже опробованные на продуктах питания и других товарах массового потребления. Этим торговым площадкам остаётся только подписать соглашения с аптечными сетями и использовать свои ресурсы по доставке.

На вопрос «Известий» о конкретных мерах, которые будут предприняты в Минцифре, информации пока нет.

Появление на фармрынке крупных непрофильных игроков по понятным причинам настораживает его постоянных участников. Но не все эксперты разделяют эти опасения. Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева уверена, что ключевым фактором спроса на лекарства является показатель заболеваемости. Либерализация дистанционной торговли и подключение к ней крупнейших интернет-платформ никак не повлияет на объемы продаж лекарственных средств.

Она также выразила сомнение по поводу того, что доставка решит проблемы малонаселенных пунктов — в труднодоступных районах страны по-прежнему ограничены логистические возможности. А в большом городе забрать заказ из ближайшей аптеки и сейчас не составляет труда — онлайн-сервисы по заказу и бронированию лекарств предоставляют широкий выбор аптечных пунктов выдачи и удобную сортировку по их местонахождению.

Директор по развитию аналитической компании «RNC Pharma» выразил мнение, что в ближайшее время маркетплейсы вряд ли займут большую долю рынка. Им понадобится время, чтобы освоиться в новом сегменте. Но их появление должно подстегнуть аптечные сети к развитию курьерских сетей.

 

Другие материалы номера