1.
Недавно всю страну облетела видеозапись, на которой министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова убеждала участников заседания в областной Думе, что на прожиточный минимум в России вполне можно прожить и что перейти на «макарошки» и «кефир» даже полезно для фигуры. При этом на предложение депутата ей самой перейти на «макаронную диету» она ответила гордым отказом: мол, этому препятствует статус министра. Между прочим, сам депутат Бондаренко, ее оппонент, не посчитался со статусом и «сел» на месяц на нищенскую диету.
Видеозапись обмена репликами депутата и министра была выложена в Сеть. Наглое поведение чиновницы вызвало шквал возмущения, и оно очень скоро из регионального стало федеральным. О Соколовой начали писать общероссийские сетевые, а затем и бумажные издания, и, видимо, испугавшись «черного пиара», саратовский губернатор лишил ее должности.
История, спору нет, очень поучительная. Только учит она вовсе не тому, о чем пишут и говорят журналисты официальных газет и телеканалов, еще вчера бодро уверявшие нас, что работать после 60 обязательно надо и пенсия пожилым гражданам до 65 лет ни к чему, а теперь вдруг озаботившиеся параметрами «потребительской корзины» для пенсионеров. Учит она тому, что чиновник, который попытается проявить хоть какую-нибудь последовательность и своеобразную честность в защите позиции нашего антисоциального государства, которому он обязан служить верой и правдой, окажется на улице. А чиновник, который будет лицемерить и врать представителям общественности, но при этом тихой сапой продолжит проводить антисоциальную политику государства, окажется при должности, окладе, премиях и наградах.
В самом деле, давайте приглядимся повнимательнее: что же случилось на заседании рабочей группы саратовской облдумы, где прозвучали издевательские слова бывшего министра Соколовой?
2.
Есть в нашей стране такой федеральный закон №227 – «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он был принят Госдумой РФ 20 ноября 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 ноября того же года, 1 января 2013 года подписан президентом РФ и тут же вступил в силу. Этот закон определяет величину и структуру годовой потребительской корзины в натуральных показателях. Исходя из этих показателей Росстат потом рассчитывает величину ежемесячного прожиточного минимума – денежной суммы, к которой привязан МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который в идеале должен быть равен прожиточному минимуму (наше заботливое правительство клятвенно уверяет, что эта благодать – долгожданное совпадение суммы прожиточного минимума и суммы МРОТ – ждет нас в следующем, 2019 году).
Закон прямо не говорит, что сумма прожиточного минимума (и, соответственно, состав потребительской корзины) призваны обеспечивать минимальные жизненные потребности. Но соответствующая объясняющая формулировка содержится в региональных законах, например, в законе Москвы «О прожиточном минимуме в городе Москве», где сказано: потребительская корзина – это «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания».
Поскольку в разные периоды времени и в разных регионах продукты питания и промтовары имеют различные цены, то федеральный закон и оперирует натуральными показателями. Откуда же они берутся? Судя по сообщениям прессы, структуру потребительской корзины рассчитывает Министерство труда РФ. Во всяком случае 2 февраля 2017 года «Российская газета» поместила интервью с замдиректора департамента комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России Натальей Антоновой, где обсуждалось: какие изменения в 2018 году ожидаются в структуре потребительской корзины россиян (тогда еще предполагалось, что в потребкорзину добавят больше овощей и фруктов, но осенью 2017 правительство своим решением заморозило состав и объем потребкорзины до 2021 года). Из этого можно заключить, что состав корзины рассчитывается данным департаментом Минтруда, затем визируется министром труда, председателем правительства и потом поступает на рассмотрение в Госдуму, Совет Федерации и, наконец, президенту.
[img=-7961]
Итак, наш всенародно любимый президент, а также члены Совета Федерации и единоросское большинство Госдумы по рекомендации работников Минтруда расщедрились и выделили по доброте душевной гражданам России в год 290 кг молока и молокопродуктов, 126,5 кг хлеба, муки и макарон, 114,6 кг овощей, 100,4 кг картофеля, 58,6 кг мяса и аж 210 яиц! Проще говоря, по расчетам наших власть имущих, гражданину РФ, чтоб не умереть с голода, достаточно каждый день примерно 1 бутылки молока, 300 грамм хлеба и макарон, около 300 грамм картофеля и столько же овощей, около 100 грамм мяса и не меньше чем по 1 яйцу.
Интересно сравнить потребительскую корзину путинской России с потребительской корзиной позднего СССР: «В потребительской корзине времен СССР (1970–1880-е годы) больший процент потребления составляли: мясо (84 вместо 58,6 кг), рыба (20 вместо 18,5 кг), яйца (280 вместо 210 штук), молоко (380 вместо 290 кг), фрукты (80 вместо 60 кг) и овощи (146 вместо 114 кг). А вот современным россиянам предлагают увеличить потребление хлебобулочных изделий (126,7 вместо 110 кг)». («Все о потребительской корзине – 2018» // «Солидарность. Центральная профсоюзная газета».)
«Тоталитарная» Советская власть заботилась о том, чтоб накормить граждан мясом и рыбой, а нынешняя, «демократическая», предлагает хлеб и макароны…
А я ведь привел показатели для трудоспособного российского гражданина, который должен работать, а значит, интенсивно тратить калории. Для пенсионеров путинское государство предусмотрело «облегченный рацион». Например, мяса на год им полагается не 58 с половиной килограмм, а 54 килограмма. Детям же еще на 10 кг меньше – 44 кг. В этом, безусловно, проявляется государственная мудрость президента, депутатов и министров! Дети ведь маленькие и много съесть не способны, а пенсионеры вообще уже не работают и прибавочный продукт для наших олигархов не производят – пусть скажут спасибо, что им вообще что-то предусмотрено!
Напомню, что это структура потребительской корзины, установленная федеральным законом. Исходя из нее рассчитывается сумма прожиточного минимума, то есть сумма, необходимая для приобретения потребительской корзины, а также непродовольственных товаров небытового назначения (без учета лекарств) и оплаты услуг ЖКХ и налогов. При этом продовольственная и непродовольственная части прожиточного минимума должны быть равны. Иными словами, если прожиточный минимум составляет, к примеру, 10 000 рублей, то только 5000 рублей из него назначены на оплату продуктов из продовольственной корзины. До 2012 года в законе перечислялся и минимум промтоваров, но потом это делать перестали: утверждения, что женщине достаточно 1 зимнего пальто на 8 лет, 1 юбки на 5 лет и, пардон, 2 бюстгальтера на 3 года, а ребенку 1 пары ботинок на 1 год вызывали издевательские комментарии в СМИ…
Прожиточный минимум – очень важная статистическая характеристика. Исходя из него вычисляются размеры пенсий, стипендий, социальных пособий вроде пособий по беременности, по уходу за ребенком и т.д. В России размер прожиточного минимума устанавливается государством ежеквартально на основании структуры потребительской корзины и информации о ценах на товары продовольственного и непродовольственного назначения на федеральном уровне и на уровне регионов. Так, в 2017 году общефедеральная величина прожиточного минимума составляла 10,3 тысячи рублей, а в таком субъекте Федерации, как город Москва, – 16 426 рублей. Но это среднестатистическая величина, а по категориям на федеральном уровне была такая картина: трудоспособное население – 11 163, пенсионеры – 8506, дети – 10 160 рублей.
К величине прожиточного минимума привязан и минимальный размер заработной платы (МРОТ). В идеале эти две величины должны быть равны. По Конституции и Трудовому кодексу работодатель в РФ не имеет права платить меньше, чем нужно для оплаты продуктов из потребительской корзины, а также покупки одежды, средств бытового назначения и оплаты услуг ЖКХ и налогов. Действительность гораздо печальнее. Наше правительство обещало, что МРОТ, как уже говорилось, станет равен прожиточному минимуму лишь в 2019 году. Понятно, что прожиточный минимум рассчитывается исходя из параметров потребительской корзины, которую утвердил президент Путин в 2013 году и по которой среднему российскому ребенку достаточно 44 килограмма мяса и мясопродуктов в год. Поэтому, кстати, у нас и размер пособия по уходу за ребенком приблизительно 3000 рублей…
3.
Теперь становится понятнее смысл дискуссии министра Соколовой и депутата Бондаренко. В федеральном бюджете за 2017 год был установлен прожиточный минимум пенсионеров в размере 8500 рублей. Но это в среднем по РФ. А в Саратовской области он равнялся 7700 рублям. («Прожиточный минимум пенсионера в России в 2018 году и 2017» // Портал «Персональные права. Ру».) По закону половина этой суммы предназначена для оплаты услуг и покупки непродовольственных товаров. На продукты питания остается 3600 рублей. Про эту сумму и шла речь в перепалке саратовского министра Соколовой и депутата облдумы. Напомню суть полемики. Обсуждался вопрос о цене потребительской корзины на 2019 год. Вопрос, кстати, вполне гипотетический, поскольку никто не знает, какие будут цены на продукты в 2019 году. В нынешнем году потребительская корзина в Саратовской области стоит 3162,72 рубля. Депутат Бондаренко потребовал, чтоб областной бюджет выделил сверху еще по 500 рублей, министр заявила, что больше 288 рублей правительство добавить не может. Вся эта полемика в свете непредсказуемых скачков цен вообще смысла не имела, пока депутат и министр не перешли на более абстрактные темы. Депутат заявил, что на 3500 рублей в месяц (примерно столько бюджет предлагал саратовским пенсионерам в прошлом году) прожить нельзя. Министр, расслабившись после целого рабочего дня, с усмешкой заявила: «Этого достаточно для минимальных физиологических потребностей…»
Конечно, министр поступила крайне глупо, за что и жестоко поплатилась. Говорить в таких выражениях о социальных проблемах в области, где показатели зарплат стабильно низкие, а безработица растет, министру с годовым окладом в 2 миллиона рублей – значит вызвать ненависть и злость со стороны «вверенного ей населения». Тем более Соколова видела, что депутат Бондаренко ведет видеозапись – в руке у него была селфи-палка с включенным телефоном. Но, с другой стороны, считать, что дело лишь в глупости и снобизме экс-министра – значит тоже упрощать ситуацию. Она что, должна была сказать под запись: «54 килограмма мяса в год для пенсионеров в законе о потребительской корзине, очевидно, мало, и поэтому я не согласна с президентом Путиным, утвердившим такую структуру корзины в федеральном законе»? Тогда бы ее уволили еще быстрее. Те, кто возмущается поведением министра Соколовой, будто забывают о важном «нюансе»: не госпожа Соколова придумала такую потребительскую корзину и такой минимальный прожиточный минимум. Это было сделано даже не в Саратове, а в стольном граде Москве господами из Минтруда, Госдумы и одним небезызвестным господином, сидящим в Кремле. Очень удобно для провинциального начальства Натальи Соколовой и для сервильных официозных СМИ сваливать вину на несдержанную на язык чиновницу.
… Соколову, конечно, уволили, и об этом написали все СМИ. А чуть позже депутаты Саратовской облдумы проголосовали за ее предложение – прибавить к прожиточному минимуму не более 288 рублей. Но эту новость наши провластные СМИ, так правдоподобно возмущавшиеся наглостью министра, будто бы не заметили. А ведь выходит, что губернатор Саратовской области лишил должности регионального министра труда Наталью Юрьевну Соколову просто за то, что она сказала правду. Пенсионеры области могут рассчитывать только на подачку в 288 рублей и ничего сверх этого. Вопрос это решеный и обсуждению не подлежит, потому что начальство – от президента страны и федерального министра труда до саратовского губернатора – считает, что этого пенсионерам достаточно.