У питерского автора Г. Турецкого возникло желание потщательней вглядеться в страницы истории советского кино. И он составил своеобразную памятку для читателей. Памятка вышла достаточно пространной.
То, что советское кино было едва ли не лучшим в мире, нет никаких сомнений, названия совершенно замечательных художественных фильмов можно перечислять, перечислять и перечислять. Их многие и сейчас помнят, как помнят исполнителей главных ролей, крылатые фразы из фильмов. Однако если спросить, а кто режиссер того или иного фильма, наверняка будет пауза, причем, за исключением фильмов самых знаменитых, – значительная.
Что ж, постараемся подсказать. Имена, начиная с лауреатов еще Сталинских премий, напомнить. Итак, творили наш Великий кинематограф: лауреат 6 Сталинских премий Иван Александрович Пырьев (1901–1968): ленты упоминать не будем – классика; 5 – Михаил Эдишерович Чиаурели (1894–1974): «Падение Берлина», «Клятва», «Незабываемый 1919» и 4 – Владимир Михайлович Петров (1896–1966): «Петр I», «Сталинградская битва». Лауреаты 3 премий – Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953): «Мать», «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов» и Виктор Владиславович Эйсымонт (1904–1964): «Жила-была девочка», «Судьба барабанщика». 2 – Григорий Васильевич Александров (1903–1983); Александр Петрович Довженко (1894–1956): «Щорс», «Мичурин»; Григорий Васильевич Александров (1903–1983). Ленты упоминать не будем – классика.
1-й – Константин Константинович Юдин (1896–1957): «Девушка с характером», «Сердца четверых», «Близнецы», «Застава в горах»; Михаил Константинович Калатозов (1903–1973): «Валерий Чкалов», «Верные друзья», «Летят журавли»; Иван Владимирович Лукинский (1906–1986): «Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин»; Сергей Федорович Бондарчук (1920–1994): «Судьба человека», «Война и мир».
Несколько позднее: Леонид Иович Гайдай (1923–1993): ленты упоминать не будем – классика: Семен Алексеевич Тимошенко (1899–1958): «Небесный тихоход», «Вратарь», «Запасной игрок»; Исидор Маркович Анненский (1906–1977): «Человек в футляре», «Свадьба», «Медведь»; Татьяна Николаевна Лукашевич (1905–1972): «Подкидыш», «Свадьба с приданым»; Надежда Николаевна Кошеверова (1902-1989): «Золушка», «Укротительница тигров», «Медовый месяц»; Андрей Петрович Тутышкин (1910–1971): «Свадьба в Малиновке», «Мы с вами где-то встречались»; Юрий Николаевич Озеров (1921–2001): «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград»; Евгений Семенович Матвеев (1922–2003): «Почтовый роман», «Любовь земная», «Победа»; Михаил Иванович Ершов (1924–2004): «Родная кровь», «Блокада».
Станислав Иосифович Ростоцкий (1922–2001): «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие»; Сергей Николаевич Колосов (1921–2012): «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест»; Марлен Мартынович Хуциев (1925–2019): «Весна на Заречной улице»; Владимир Павлович Басов (1923–2007): «Щит и меч», «Битва в пути»; Юрий Степанович Чулюкин (1929–1987): «Девчата», «Неподдающиеся»; Владимир Александрович Фетин (1925–1981): «Полосатый рейс», «Донская повесть»; Леонид Федорович Быков (1928–1979): «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты».
Станислав Сергеевич Говорухин (1936–2018): «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя». Георгий Николаевич Данелия (1930–2019): «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Афоня», «Осенний марафон».
Эдмонд Гарегинович Кеосаян (1936–2004): «Неуловимые мстители», «Стряпуха»; Борис Валентинович Дуров (1937–2007): «Пираты ХХ века», «Вертикаль», «Не могу сказать «прощай».
Николай Николаевич Губенко (1941–2020): «Пришел солдат с фронта», «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь»; Эрнест Викторович Ясан (1936–2018): «В моей смерти прошу винить Клаву К.»; Виталий Вячеславович Мельников (1928): «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Отпуск в сентябре»; Игорь Федорович Масленников (1931…): «Зимняя вишня», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»; Геральд Суренович Бежанов (1940): «Самая обаятельная и привлекательная», «Где находится нофелет?»; Владимир Валентинович Меньшов (1939…): «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Карен Георгиевич Шахназаров (1952…): «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх».
Велик вклад и творцов еврейской национальности, и это: также лауреат 6 Сталинских премий Юлий Яковлевич Райзман (1903–1994): «Поднятая целина», «Кавалер Золотой Звезды», «Коммунист»; 5 – Михаил Ильич Роом (1901–1971): «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Адмирал Ушаков», «Убийство на улице Данте»». 4: Фридрих Маркович Эрмлер (1898–1967): «Она защищает Родину», «Великий гражданин», «Неоконченная повесть» и оператор Вульф Абрамович Рапопорт (1907–1975): «Она защищает родину», «Молодая гвардия». 3: Сергей Аполлинарьевич Герасимов (1906–1985, мать Юдифь Борисовна Эстрович): «Семеро смелых», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Тихий Дон»; Герберт Морицевич Раппапорт (1908–1983): «Музыкальная история», «Воздушный извозчик»; Марк Семенович Донской (1901–1981): Трилогия о Горьком, «Радуга», «Сельская учительница»; оператор Борис (Бер) Израилевич Волчек (1905–1974) («Сотрудник ЧК, «командир счастливой «Щуки) и документалист Роман Лазаревич Кармен (1906-1978).
2 премий – Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948): «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»; Александр Борисович Столпер (1907–1979): «Парень из нашего города», «Жди меня», «Повесть о настоящем человеке», «Живые и мертвые»; Иосиф Ефимович Хейфиц (1905–1995): «Депутат Балтики», «Большая семья», «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек»; Александр Григорьевич (Гецелевич) Зархи (1908–1997): «Депутат Балтики», «Горячие денечки», «Член правительства», «Высота»; Сергей Иосифович Юткевич (1904–1985): «Человек с ружьем», «Отелло»; Лео Оскарович Арнштам (1905–1979): «Подруги», «Зоя», «Глинка»; Леонид Давидович Луков (1909–1963): «Большая жизнь», «Два бойца», «Две жизни»;
Григорий Львович Рошаль (1899–1983): «Дело Артамоновых», «Хождение по мукам»; Григорий Михайлович (Моисеевич) Козинцев (1905–1973): «Трилогия о Максиме», «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир»; Александр Михайлович Файнциммер (1906–1982): «Танкер «Дербент», «Котовский», «Овод», «Девушка с гитарой»; Абрам Матвеевич (Мордухович) Роом (1894–1976): «Суд чести», «Гранатовый браслет»; 1-й — Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): Трилогия о Максиме, «Актриса»; сценарист Алексей (Лазарь) Яковлевич (Янкелевич) Каплер (1903–1974) и документалист Ефим Юльевич Учитель (1913–1988): «Ленинград в борьбе».
А также: Эльдар Александрович Рязанов (1927–2015, мать Софья Михайловна Шустерман): ленты упоминать не будем – классика; Владимир Петрович (Пинхусович) Вайншток (1908–1978): «Дети капитана Гранта» «Остров сокровищ», «Всадник без головы»; Алексей Ефимович Разумный (1891–1972): «Тимур и его команда»; Григорий Наумович Чухрай (1921–2001): «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»; Ян Борисович Фрид (Яков Борухович Фридланд, 1908–2003): «Балтийская слава», «Двенадцатая ночь», «Собака на сене»; Илья Абрамович Фрэз (1909–1994): «Первоклассница», «Васек Трубачев», «Я Вас любил», «Вам и не снилось». Самсон Иосифович Самсонов (Эдельштейн, 1921–2002): «За витриной универмага», «Оптимистическая трагедия», «Одиноким предоставляется общежитие»; Георгий Григорьевич Натансон (1921–2017): «Все остается людям», «Старшая сестра», «Еще раз про любовь».
Михаил Абрамович Швейцер (1920–2000): «Кортик», «Мичман Панин», «Золотой теленок»; Исаак Михайлович (Моисеевич) Менакер (1905–1978): «Девочка и крокодил», «Осторожно, бабушка»; Феликс Ефимович Миронер (1927–1980): «Весна на Заречной улице», «Увольнение на берег»; Александр Александрович Алов (Лапскер, 1923–1983) и Владимир Наумович Наумов (Страж, 1927): «Павел Корчагин», «Бег» «Тегеран-43»; Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова (1924–2011): «Семнадцать мгновений…», «Карнавал»; Владимир Яковлевич Венгеров (1920–1997): «Живой труп», «Балтийское небо»; Владимир Яковлевич Мотыль (1927–2010): «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни»; Владимир Абрамович Роговой (1923–1983): «Офицеры», «Женатый холостяк».
Петр Ефимович Тодоровский (1925–2013): «Военно-полевой роман», «Интердевочка»; Михаил Михайлович Козаков (1934–2011): «Покровские ворота», «Безымянная звезда»; Илья Александрович Авербах (1934–1986): «Монолог», «Фантазии Фарятьева»; Семен Давидович Аранович (1934–1996): «Торпедоносцы», «Противостояние»; Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич (1934–2015): «Ах, водевиль, водевиль…»; Савва Яковлевич Кулиш (1936–2001): «Мертвый сезон», «Сказки старого Арбата»; Евгений Маркович Татарский (1938–2015): «Золотая мина», «Колье Шарлоты»; Леонид Георгиевич Марягин (1937–2003, мать Ревека Яковлевна): «Моя улица», «Вас вызывает гражданка Никанорова»; Александр Наумович Митта (Рабинович, 1933): «Друг мой, Колька!», «Точка, точка, запятая», «Экипаж»;. Алла Ильинична (Исааковна) Сурикова (1940): «Человек с бульвара капуцинов», «Искренне Ваш…».
Упомнить всех, наверное, не удалось, на память пришли только наиболее известные фильмы и режиссеры, но были ведь еще и выдающиеся советские композиторы-песенники. И это, конечно, также лауреаты Сталинских премий: двух – Исаак Осипович Дунаевский (1900–1955): ленты упоминать не будем – классика, и одной: Матвей Исаакович Блантер (1903–1990): «Катюша», «Футбольный марш», «В лесу прифронтовом», «Летят перелетные птицы», «В городском саду». Выдающиеся авторы: Марк Григорьевич Фрадкин (1914–1990): «Течет Волга», «А годы летят», «Прощайте, голуби», «Увезу тебя я в тундру»; Вениамин Ефимович Баснер (1925–1996, двоюродный брат А. Митты): «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Это было недавно, это было давно», «Белой акации гроздья душистые»; Эдуард Савельевич Колмановский (1923–1994): «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны»; Ян Абрамович Френкель (1920–1989): «Русское поле», «Журавли»; Оскар Борисович Фельцман (1921 –2013): «Огромное небо», «Ходит песенка по кругу», «Венок Дуная»; Владимир Яковлевич Шаинский (1925–2017): «Один раз в год сады цветут», «А он мне нравится», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», песни Чебурашки и крокодила Гены.
Продолжать можно и далее, но вывод только один: Советский кинематограф, Песня были глубоко интернациональны, и Славу им, особенно в ставших классикой фильмах Сталинской эпохи, творили действительно выдающиеся Мастера, за что огромнейшая им Благодарность!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Еще следует добавить: представленный перечень имен и творений мгновенно пробуждает в памяти великую эпоху, пройденную страной. А разве память недостойна того, чтобы в год столетия СССР российские электронные СМИ устроили развернутые циклы фильмов, чтобы мы встретились с ожившей эпохой нашей истории?