1.
Чиновники путинской генерации очень любят к месту и не к месту употреблять эпитет «прозрачный». Отовсюду слышно: мол, и выборы у нас должны быть прозрачными, и доходы чиновников … Все это, как сказал бы психолог, представляет собой «компенсацию», напоминающую случаи, когда тайный алкоголик на людях громит пьянство и алкоголизм… Потому что деятельность самой нашей власти, особенно высшего ее эшелона, весьма и весьма непрозрачна.
Все решения у нас принимаются на самом верху, президентом и узкой группой его приближенных, о точном составе которой политологи лишь строят предположения. Никакого серьезного влияния ни парламент, ни пресловутое «гражданское общество», ни, наконец, народ на этот процесс оказывать не могут. Население узнает о них лишь из средств массовой информации. Причем решения, как правило, бывают самые неожиданные: то нам объявят, что мы отправляем военных в какую-нибудь далекую восточную страну, то – что в стране проводится очередная пенсионная реформа. И это касается не только непопулярных решений, вроде пенсионной реформы, но и таких судьбоносных и поддержанных народом, как, например, присоединение Крыма. «Крымская речь» президента вызвала в народе почти всеобщий восторг, простые граждане искренне радовались тому, что крымчане воссоединились со всей остальной страной, добровольно, а не из-под палки, выходили на организованные чиновниками демонстрации, шли по улицам родных городов и сел с флагами и плакатами. Но ведь это было именно решение президента, и только его одного. Под договором о вхождении Крыма в состав России написано «За РФ – Президент РФ В.В. Путин» (а вот «За Крым» – председатель крымского правительства и спикер парламента). Еще за день до подписания договора было неясно, как поступит президент. Он мог бы прислушаться и к тем экспертам, которые были против, и не подписать этот договор. И тогда все средства массовой информации стали бы рьяно обосновывать другое «гениальное решение» нашего лидера, и те же самые люди, которые с телеэкранов уверяли нас, что Крым и Россия всегда были едины, убеждали бы нас в совершенно противоположном…
Современный российский социолог Симон Кордонский заявил однажды, что у нас просто нет политики в западном значении этого слова. Если под политикой понимать гласную, открытую для общества конкуренцию общественных сил в лице их представителей – партий, то это действительно так. Институты демократии – прежде всего, парламент – у нас никоим образом не представляют интересы разных слоев народонаселения в силу абсолютного доминирования в нем партии власти – сервильной и абсолютно послушной администрации президента. А «четвертая власть» – СМИ – занята обсуждениями «утечек» информации с «самого верха», поскольку это позволяет хотя бы строить предположения, что творится в политико-экономической элите и что нас ждет в ближайшем будущем…
2.
Об одной такой «утечке» и пойдет речь. В том информационном потоке, которым нас пичкают каждый день, выделяется одно сообщение. Речь о выступлении главы Счетной палаты Алексея Кудрина на заседании РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) 10 октября сего года. На него уже обратили внимание многие аналитики и журналисты – скажем, президент Института национальной стратегии М. Ремизов или известный консервативный публицист О. Труханова. Чем же это выступление так примечательно?
В нем Кудрин фактически публично подверг критике президента Путина (правда, не называя фамилии своего «близкого друга») и проводимый им внешнеполитический курс. Он призвал отказаться от конфронтации с Западом и направить все усилия на снятие западных санкций. Иначе, мол, все обещания роста благосостояния населения и подъема зарплат останутся только на бумаге. «Мы должны четко осознать, – сказал Кудрин, – если санкции будут наращиваться, то цели, которые поставил президент, практически недостижимы по многим показателям, в том числе технологическому и социальному развитию. Поэтому сегодня внешняя политика России должна быть подчинена уменьшению напряженности наших отношений с другими странами и как минимум сохранению или снижению санкционного режима, а не наращиванию. Сегодня я бы эффективность нашей внешней политики мерил по этому показателю». К этому высокопоставленный чиновник добавил, что «у России нет никаких глобальных проблем и военно-политических рисков, которые требовали бы наращивания напряженности со странами Запада».
Итак, все наши официальные СМИ в один голос уверяют народ, что страна ведет вторую холодную войну, что на Западе засели коварные враги, которые хотят уничтожить нашу цветущую «суверенную демократию» и которые в бессильной злобе не могут смириться с тем, что Россия при Путине «встала с колен». Главный пропагандист режима Дмитрий Киселев однажды даже намекнул с телеэкрана, что мы вполне способны, если понадобится, превратить Европу с Америкой в радиоактивную пыль (тем самым вызвав недоумение и ужас у западной, да и у отечественной аудитории). Пропагандисты рангом помельче в своих бесчисленных политических ток-шоу громят приглашенных на роли «штатных врагов» американских и польских журналистов под аплодисменты нанятой массовки. К тому же наши «телеголовы» уже языки стерли, доказывая, что санкции не только не ухудшили состояние российской экономики, но и, наоборот, пошли ей на пользу… А тут такая неожиданность со стороны Алексея Леонидовича!
Да что журналисты – сам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в 2017 году заявил, что при разговоре Путина и Трампа «никаких сделок с США в обмен на снятие санкций не обсуждалось». Но, допустим, президент был прав, когда однажды заметил по поводу Пескова, что тот часто «пургу несет». Однако в том же, 2017 году глава российской дипломатии Сергей Лавров также заверил: «Хочу еще раз подтвердить – мы не будем ввязываться в переговоры о неких условиях снятия санкций». Более того, в один день с выступлением Кудрина замглавы российского МИД Сергей Рябков опубликовал в Financial Times статью, где есть такие слова: «Мы не считаем, что Запад, в его широком понимании, является нашим другом. Напротив, мы рассматриваем Запад в качестве противника, который действует на подрыв позиций России и перспектив ее нормального развития».
И дело ведь не только в резком диссонансе между заявлениями Кудрина и высокопоставленных представителей МИД. Дело еще в контексте слов Кудрина, то есть в том, что он боится договаривать до конца, но что очевидно, логически вытекает из слов нашего «мудреватого кудрейки».
Вспомним, что главным условием снятия антироссийских санкций США и Евросоюз называют возвращение Крыма и Донбасса под юрисдикцию Украины. Еще в 2015 году посол США в России Джон Теффт прямо заявил, что санкции полностью будут сняты только после возвращения Крыма Украине, частичное же выполнение санкций он связал с выполнением минских соглашений. Нечто подобное неоднократно заявляли руководители Евросоюза: санкции начнут снимать лишь после ввода «голубых касок» в Донбасс, но полное примирение с Россией возможно только после ликвидации ДНР и ЛНР и отказа от претензий на Крым.
Если, по Кудрину, главным приоритетом внешней политики России должно стать полное примирение с Западом и снятие санкций, то, значит, наше руководство должно будет сделать поворот во внешней политике на все 180%. Однако, бесспорно, отказ от Крыма и от помощи народным республикам Донбасса будет для Путина и его «силового блока» равносилен политическому самоубийству. Но даже если они и выполнят такое условие, лично им Запад ничего не гарантирует. Ведь последние санкции не имели отношения к Украине. Причина их – пресловутые вмешательство в выборы в США и «дело Скрипалей». Как бы Путин ни доказывал, что ни он, ни его спецслужбы ничего такого не совершали, на Западе его слушать не станут. Машина пропаганды там запущена на полную мощь и демонизация России и ее нынешнего руководства лишь нарастает. Запад удовлетворит только отставка Путина. Это в лучшем случае. А в худшем, как показывает пример Югославии, ему и его «силовикам» будет грозить выдача какому-нибудь западному «международному трибуналу». Похоже, это и подразумевал Кудрин, и его непроговоренный сигнал был легко считан и понят российскими сетевыми аналитиками. Об этом говорят названия статей – откликов на выступлении главы Счетной палаты: «Кудрин призвал покаяться и поднять белый флаг», «Кудрин предложил сдаться Западу».
При этом нужно отдавать себе отчет, что это не просто личное мнение Алексея Кудрина, адресованное главам российского бизнеса. Кудрин уже неоднократно брал на себя роль лица, которое озвучивает мнение системных либералов – одной из двух ведущих группировок российской политико-экономической элиты. Он весьма осведомлен обо всем, что происходит в высших кругах российской власти. И послание его адресовано, конечно, не только россиянам и даже не только российским бизнесменам, а руководству Запада.
Смысл этого послания прост. Часть, предназначенная россиянам, гласит: «Мы видим, что простые граждане всё больше погружаются в пучину бедности, отечественный бизнес несет убытки. Причина этого – разлад с Западом. Если народ и бизнес-сообщество поддержат – как бы это сказать мягче? – некоторые кадровые изменения на самом верху, то санкции снимут и сразу жить станет лучше, а торговать – веселей».
Часть, адресованная западным элитам, также вполне прозрачна:
«В российском руководстве есть группа здравомыслящих, вменяемых людей, верных идеалам демократии и рынка, не замаранных в решениях последних нескольких лет и не несущих за них ответственность; они готовы взять контроль над ситуацией, дайте лишь «отмашку»…
Если мы не ошибаемся и это действительно так, то в высшем политико-экономическом классе современной России произошел явный раскол. Власть стала шататься, и близкие к ней кланы резко разделились на два лагеря. Первый составляют те, кому нечего терять, и они пойдут с президентом до конца, поскольку в случае краха режима их ждет суровая длань западных международных организаций. Второй – те, кто надеется сохранить вес и влияние и в послепутинской России, и даже готов приложить кое-какие усилия, чтобы приблизить ее приход… Причем, вероятно, трон шатается уже так основательно, что наших сислибералов, объявивших устами Кудрина о готовности «сбежать с корабля», уже не пугает «призрак Улюкаева» (хотя жестокая расправа над ним была предостережением всем «сомневающимся»).
3.
Наши либералы 27 лет назад уже показали, что ради своего личного благосостояния и хороших отношений с Западом, где у них виллы и дворцы, где учатся их дети и рождаются их внуки, они готовы расчленить и обескровить страну, которая была их Родиной. Судьба СССР, преданного Борисом Ельциным со товарищи, и РСФСР, обреченной командой Гайдара на жестокую шоковую терапию по указке американских «советников», – доказательства тому. То же самое они и их последыши из экономического блока правительства готовят и для нынешней России и ее народа.
Конечно, никакого улучшения положения населения после «нормализации отношений с Западом» не будет. Наоборот, новые либеральные реформы лишат людей и тех крох благополучия, которые подарили им годы пресловутой «путинской стабильности», когда и простым людям кое-что перепадало от дождя нефтедолларов, сказочно обогатившего олигархов. Поэтому сейчас перед настоящей, народной, а не либеральной коллаборационистской оппозицией стоит сложный выбор. С одной стороны, мы будем слышать грубые окрики: «В условиях войны с Западом нужно сплотиться вокруг национального лидера, отбросив все разногласия, всякая иная позиция – предательство Родины!» С другой стороны, «либеральные сирены» будут петь сладкими голосами: «Нынешняя власть ответственна за резкое падение благосостояния народа, за неуклюжие реформы, за наступление на социальные права. Всем оппозиционным силам нужно сплотиться, невзирая на политические разногласия». Нам предстоит уподобиться хитроумному Улиссу и проплыть и мимо Сциллы путинизма, и мимо Харибды навальнизма, потому что и та, и другая попытаются использовать левопатриотическую оппозицию и идущие за ней народные массы в своих целях.
Думаю, на вопрос о том, что хуже: линия нынешнего олигархического руководства, заведшего страну в тупик, или линия прозападных олигархов, готовых пожертвовать остатками национального суверенитета, необходимо ответить словами Сталина, сказанными по похожему поводу: обе линии хуже. Альтернатива – переход к народному, подлинно независимому от Запада, советскому, социалистическому государству!