«Прощаю всех, кому должна»

Тем более сама Жданова оценивает свою деятельность самым положительным образом. «Хочу сказать, что я работала честно, добросовестно и с полной отдачей все это время – каждый день. Я делала все возможное в объективно непростых условиях Забайкалья», – заявила она в прощальном обращении.

Вот уже шесть лет, как в РФ будто бы восстановлены прямые выборы глав регионов. «Будто бы» – потому что в реальности эти выборы являются имитацией. И не только из-за того, что существует так называемый муниципальный фильтр, который уже на первом этапе дает возможность не допустить к голосованию неудобных для власти кандидатов. В условиях, когда президент в любой момент может отстранить губернатора «по утрате доверия» или вынудить его уйти «по собственному желанию», назначив врио, процедура голосования во многом превращается в формальность. Особенно удобно начинать замены сразу после единого дня голосования. Тогда путинские ставленники в статусе врио имеют в своем распоряжении почти целый год, чтобы укорениться и овладеть административным ресурсом. Естественно, они оказываются в абсолютно привилегированных условиях по отношению к другим кандидатам. 
Наталья Жданова прошла всю цепочку назначений, прикрытых формальными выборами. Путин утвердил Жданову врио губернатора Забайкальского края в феврале 2016 года, после ухода Константина Ильковского. Отставка Ильковского была связана с плохой финансовой дисциплиной и невыполнением обязательств региона по переселению граждан из аварийного жилья. Но, как водится, не «по утрате доверия», а «по собственному желанию».
К тому времени Жданова сделала стремительную карьеру: учительница иностранных языков и переводчик, чиновник средней руки в комитете образования Читы, в 2008 году она становится заместителем председателя правительства Забайкальского края по социальным вопросам, а в 2013-м – председателем краевого заксобрания. Естественно, будучи членом фракции «Единая Россия».
«Важно, что все насущные проблемы знакомы ей не понаслышке: Наталья Николаевна родилась, выросла и живет в регионе, понимает, какие вопросы необходимо решать в первую очередь», – прокомментировал назначение Ждановой секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
От Ждановой на посту губернатора ждали решения социальных проблем. Все же она занималась этой сферой, а социальное положение области было удручающим.
Но именно по социалке у жителей края к Ждановой самые большие претензии. К началу 2018-го Забайкальский край стал одним из лидеров Сибирского федерального округа по уровню безработицы, занял второе место по показателю убыли населения среди территорий Сибири. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, край вошел в тройку самых криминальных регионов России. Он также был включен в десятку самых пьющих территорий страны. 
Можно сказать, что Жданова просто не успела за два года справиться с проблемами, копившимися десятилетиями. Однако что же она успела? 
В школах отменили бесплатное питание. Всех малообеспеченных разделили на некие категории и так усложнили процедуру получения социальных пособий и льгот, что фактически сделали их недоступными для большинства нуждающихся. Зато зарплаты региональным чиновникам значительно повысили. Провалена программа по строительству детских садов. На последнее обстоятельство обратили внимание в Москве, по детским садикам у Ждановой даже потребовали объяснения.
 Жданова очень не любила СМИ, ей хотелось заткнуть тех, кто рассказывает о разного рода злоупотреблениях. «Была бы моя воля, я бы давно в закон о средствах массовой информации внесла бы ужесточения, впрочем, теперь у меня есть такое право, и надо подумать на эту тему, потому что эта помойка действительно надоела», – заявила она, еще будучи спикером заксобрания.
Впрочем, все это сходило ей с рук до совершенно провальных для партии власти выборов 9 сентября в Законодательное собрание Забайкалья. «ЕР» получила лишь 28%, а КПРФ и ЛДПР – по 24%. В ряде муниципальных районов КПРФ и оппозиция одержали убедительную победу.
Хотя даже после выборов, вопреки прогнозам экспертов, Наталья Жданова в отставку абсолютно не собиралась. 12 сентября она дала интервью газете «Забайкальский рабочий», где дала понять: она в крае всерьез и надолго, а результаты выборов ее не беспокоят. Заодно объяснила, почему не ходит в отпуск: «Боюсь. Но не потому, что мне некому доверить дела, я уже говорила, команда работает, механизм отлажен. Просто характер такой, спать спокойно не смогу. Синдром отличницы. Уезжаю и сразу же начинаю волноваться, звонить каждые пять минут – как тут все без меня. И ругаю себя за это: все работает, все движется. Но и по-другому не могу уже. Раз уж назвалась губернатором – отвечаю за все… Быть губернатором не только тяжело, но и очень интересно. Я благодарна судьбе за эту возможность. За то, что я могу сделать что-то для моей родины, для людей».
Но не прошло и месяца, как Жданова отправилась-таки отдохнуть – и прямо из отпуска ушла «по собственному желанию». Мол, «это никак не связано с предположениями и слухами, распространившимися в последние дни, не связано и с критикой и нападками на меня». Ну а суть «внутренних мотивов» и «новых перспектив», появившихся столь неожиданно, Жданова не раскрыла. 
Зато извинилась перед забайкальцами. Нет, не за провалы в работе – она их, похоже, не признает, и не за скоропалительный уход без отчета о сделанном и несделанном. «Простите меня, и я прощаю всех, кому должна», – сказала она.
Похоже, по такой формуле действует в России власть на всех уровнях: обобрать народ, лишить его средств, пенсий, льгот, реальных выборов, задолжать ему, а потом, не возвращая никаких долгов, этот обобранный народ и «простить». 
Очевидно, похожим образом рассуждали и другие недавние отставники-единороссы. Отчитываться и подводить итоги своей деятельности – продолжительной и не очень – они, как и Жданова, не пожелали.
Так, Олег Королев руководил Липецкой областью более 20 лет, в 1998 году он победил еще на действительно прямых выборах, затем получал подтверждение своих полномочий у президентов Путина и Медведева. А в 2014-м на восстановленных выборах  набрал 80,31%.
10 октября губернатор Курской области с 2000 года Александр Михайлов подписал постановление о «дополнительных гарантиях губернатора Курской области в связи с прекращением полномочий». А уже на следующий день ушел в отставку.
Александр Жилкин возглавлял Астраханскую область с 2004 года. Он также участвовал в выборах 2014-го, набрав более 75%. 
Рустэм Хамитов был во главе Башкирии восемь лет.
Георгий Полтавченко первый раз получил должность губернатора Петербурга в 2011-м, из рук тогдашнего президента Дмитрия Медведева. В 2014-м участвовал в выборах, официальный результат – 79,3%.
Четыре года назад республиканский парламент по представлению президента страны избрал главой Кабардино-Балкарии Юрия Кокова. «За» проголосовали все 70 депутатов.
Алексей Кокорин руководил Курганской областью с 2014 года, когда получил на выборах почти 85%.
У шестерых  полномочия оканчивались через год, у Хамитова – через два года. Так что, без какой-либо видимой объективной причины покинув пост, они просто обманули ожидания своих избирателей. Особенно это касается тех, кто возглавил свой регион недавно – и не довел до конца реализацию намеченных на весь срок планов и программ. 
Очевидно, что такие отставки лишь называются добровольными – на самом деле практически все они совершаются по требованию Кремля. Но даже речи нет о каком-либо спросе за реальные провалы в работе. Скажем, Юрий Коков ушел сразу после конфликта между кабардинцами и балкарцами. Но признания Москвой неэффективности национальной политики в республике не последовало. Ведь Коков получил новое высокое назначение заместителем секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
Для того чтобы протащить в 2014-м в губернаторы Петербурга Георгия Полтавченко, через муниципальный фильтр не пропустили Оксану Дмитриеву, сделав выборы, по существу, безальтернативными. Досрочный уход позволяет как бы вынести за скобки все скандальные истории, связанные с его именем. Например, бесконечное строительство стадиона «Петровский», на которое были угроблены бюджетные миллиарды, снос двух десятков исторических зданий, передачу Исаакия РПЦ и др. Более того, новая ответственная работа главой совета директоров Объединенной судостроительной корпорации подтверждает: Кремль все устраивает.
Врио губернатора Петербурга Александр Беглов сначала не вышел к прессе после его представления законодательному собранию, затем прямо на открытом заседании правительства попросил журналистов выключить камеры. Возможно, Беглов, как и другие врио, полагает, что президентская протекция куда важнее репутации. Так оно до недавнего времени и было. Но проигрыш выборов и уход с поста врио главы Приморья Андрея Тарасенко свидетельствует, что система назначений через псевдовыборы начала давать сбои. 
На деле, Кремль устраивает, конечно, не все (иначе бы отставок не состоялось). Но отнюдь не то, что заботит граждан. Губернатор попадает в зону риска, повторимся, не потому, что окружил себя коррумпированными чиновниками, развалил промышленность, а люди в его регионе живут все хуже. Это считается простительным, главное – обеспечивать нужную степень лояльности, высокие проценты партии власти на выборах, не допускать массовых протестов и проявления недовольства. Но и не справившихся с этим важным делом (если они не проворовались до того, за что их заключают под стражу) обычно ждет новое назначение. 
Ну а что же Наталья Жданова? Она заявила, что новое место ее работы «пока большая тайна». Может быть, это Совет Федерации? В последнее время он значительно обновился, в том числе за счет таких, как она, отставников.

Другие материалы номера