Эхо трагических выстрелов в Керчи

И во всех публичных заявлениях, прозвучавших на центральных телеканалах, слышался довольно разнообразный набор причин, будто бы объясняющий данную трагедию. Все мы услышали мнение нашего президента, заявившего о том, что причиной этой страшной трагедии стала глобализация, выражением которой является интернет. И именно из-за нее, глобализации, и из-за него, интернета, и в России, и в США в школах происходят сходные трагедии. А происходят они потому, что «все мы не создаем для наших детей нужного, интересного и полезного для них контента, а они (дети. – А.В.) хватают суррогат героизма из интернета».   
Что касается глобализации и тенденции к стандартизации и унифицированию жизни во многих странах (манера одеваться, стили поведения, вкусы во многих сферах человеческих проявлений), все это, очевидно, привносится в большинство так называемых «цивилизованных» стран. Очень мало стран в мире, которые сопротивляются тому, что иногда называют «культурным империализмом» со стороны США и других крупных стран Запада. Даже некоторое очевидное сопротивление, проявляемое, например, Францией, не достигает своей цели. Но примеры сопротивления существуют. Некоторое время    назад автору этих строк пришлось листать американский журнал    Time и натолкнуться на статью о Кубе. Статья была посвящена отмене правительства США запрета своим гражданам посещать эту «коммунистическую страну». Так вот, среди прочего автору той статьи пришлось признать, что на Кубе нет проблем с наркотиками и нет насилия на улицах больших городов, как это имеет место в США. При этом автор признает, что кубинцы пользуются интернетом.
А по поводу других наших комментариев следует сказать вот что. В эти дни на главных телеканалах постоянно звучали самые разнообразные комментарии и интерпретации. Причинами произошедшей трагедии назывались и небрежение должностными обязанностями работников магазина, в котором учащийся колледжа приобрел «оружие большой убойной силы», как будто бы приобретение оружия меньшей убойной силы учащимся в принципе нормальное явление; и недосмотр школьной охраны, пропустившей своего обучаемого в школу с подозрительными сумками; и невнимание учителей, не заметивших неестественное поведение своего учащегося; и будто бы посещение матерью виновника трагедии некой секты; и то, что он будто бы стал орудием в чьих-то руках, и еще другие причины. 
Легко согласиться со всем перечисленным как возможными факторами, которые могли повлиять на то, что произошло. Но по крайней мере для автора этих строк, что называется, бросается в глаза неспособность или нежелание комментаторов посмотреть на трагедию иначе. В один из последних вечеров и, как говорят, в самое «смотрибельное» время, когда с экрана телевизора лились слова дежурных комментаторов о трагедии, о нашей скорби, эти комментарии резко оборвались, и телезрители увидели кадры рекламировавшегося нового сериала, который, как заявляла реклама, будет идти со следующего понедельника по пятницу. А вслед за кадрами нового сериала пошел соответствующий звуковой ряд, из которого видно, что этот новый сериал будет опять же на одну и ту же тему, которой все эти сериалы потчуют телезрителя: убийства, насилие, преступления меньшей тяжести, измены, месть одних другим и т.д. и т.п. 
И понятно, что все эти сериалы о преступлениях тиражируются не потому, что они представляют собой естественные и обыденные события человеческого бытия, а только потому, что преступления и насилие привлекают внимание человека в силу чисто психологического механизма, хорошо изученного психологами (причем чем преступления необычнее и невероятнее, тем больше они привлекают внимание телезрителя). А запускаются в телеэфир такие поделки с единственной целью – привлечь наибольшее число людей для заготовленных и ожидающих своей очереди рекламных телероликов. И данное утверждение – не выдумка автора этих строк, а факт, давно установленный западными специалистами по рекламе. Поэтому все сожаления по поводу трагедии обречены на провал, если у нас телевидение будет продолжать работать на «зарабатывание денег» для основных его финансовых бенефициаров, а не для просвещения и воспитания всех нас, граждан страны.

Анатолий ВЕРБИН
Санкт-Петербург

 

КТО И ЧТО ВИНОЙ ВСЕМУ?

Под скорбные звуки похорон в Керчи вспомнилось, как на телеканале ОРТ недавно обсуждали начало учебного года в вузах и накаливающиеся проблемы в сфере образования. Был вопрос: чего не хватает сегодня в студенческой жизни? Ответ экспертов был единодушен: студенческой жизни! Мне запомнилось, как выступил руководитель проекта «РосВуз» Амет Володарский. Он снова обратился к насущному: «Нужна национальная идея. А сегодня национальная идея, как мне кажется, – это в первую очередь дети и старики. Если мы будем понимать, что мы работаем ради наших детей и наших мам и пап, бабушек и дедушек, то многое встанет на места… Вузы сегодня занимаются целыми днями тем, что, вместо того чтобы работать, отписываются и просто защищаются от Рособрнадзора. Им не хватало все эти годы той самой, помните, как в советские годы, студенческой жизни, студенческих КВНов, студенческой общности». И школьной жизни не хватает, и пэтэушной! 
Золотые слова! Дело тут не в ностальгии по своей молодости. Реально все задачи по воспитанию и сплочению молодежи с вузов сняты. Нет ни наших былых смотров бардовской песни, ни туристических походов с жаждой познания и романтикой неведомых дорог, нет КВНов в полном смысле – есть команды при вузах, участники которых даже деньги порой получают, став профессионалами, борются в каких-то лигах – Москвы, Подмосковья и т.п. А прежде каждая группа, каждый факультет свои команды выставлял. Я в армии был капитаном ротной команды КВН! Это была всеохватность, а не элитарные состязания. А студенческие отряды? И заработок приличный, и небывалое сплочение группы, вуза, и познание своих сокурсников: сразу как на ладони, кто надежный товарищ, а кто шкурник и болтун. Даже картошка дежурная врезалась в память на всю жизнь. В нашей дружной группе просто не мог появиться сектант Росляков. 
А сегодня бумаг, методик, проверок, другой «мертвечины» – с лихвой, а жизни и воспитания не хватает. Последние события (Керчь – уже страшная концентрация) показывают, что не хватает и школьной, и пэтэушной жизни… Еще в начале лета, перед закрытием сезона, я попросил директора ЦДЛ поставить по традиции (день в день!) два вечера – 19 октября – в честь Дня лицейского товарищества и 21 марта – в честь Всемирного дня поэзии. В последнее время мне явственно кажется, что это нужно только профессору Боброву, который вообще-то подобных вечеров и встреч провел миллион, и новые ему лично – не нужны! Но все-таки в последний теплый день бабьего лета мы со студентами МГИК и МосГУ собрались под сводами писательского дома, и вечер удался на славу! Он был живым, содержательным, лицейским по духу. Мы оживили и сам ЦДЛ, который был переполнен публикой, потому что в Большом зале проходил вечер А. Галича. Боже мой, ни одного молодого лица! Ни на сцене, ни в зале – даже детей своих старые поклонники Галича не приобщают… А у нас в Малом звучал, порой со сбоями, давая петуха, голос юности. Задали тон своим профессиональным чтением Кристина Хачатрян и Карина Иванченко, которые сначала выбрали актерскую стезю, но потом перешли на журналистику, чтоб искать свое, незаемное Слово! Меня как поэта и барда больше всего порадовали выступления первокурсниц литтворчества Алины Горбачевой и Лизы Марьянко, а еще гражданственный темперамент третьекурсницы Саши Марченко, которая попросила прочитать не отобранное нами, а только что написанное стихотворение – в продолжение той дискуссии, что вспыхнула в аудитории. Так можно что-то сделать, чтобы прервать этот кошмарный сон? Некоторые скептически заявляли: ничего не сделаешь – надо смириться с этим. А Саша горячилась: «Как же так? – Надо будить и сплачивать людей, начиная с малых лет! И с себя…» 
Президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай», витиевато обмолвился о страшной трагедии в Керчи, где стрелок атаковал студентов: «Трагедия в Керчи – результат глобализации, включая соцсети. Все началось с трагических событий в американских школах», – напомнил Путин. Однако, оговорился президент, не следует полностью перекладывать ответственность на нечто извне: «Мы создаем мало контента в интернете для молодежи, и она хватает суррогат героизма вместо настоящего», – добавил российский лидер. То есть вместо подлинного героизма, который наше ТВ не жалует. Зато обратных примеров – с лихвой. Какие претензии к молодежи, которая – продукт не только интернета, но и бездарной государственной молодежной и информационно-культурной политики! На ТВ лучшее время отдано скандалам и мерзким личностям, обманам и криминалу. 

***

Показали бесстрастный телерепортаж, как последний памятник советским солдатам, освобождавшим Варшаву, уничтожили польские власти в день первых похорон убиенных в Керчи. Всего по закону о декоммунизации в спасенной нами Польше должны снести 229 памятников. Дежурная фраза в концовке: «Российские власти осуждают и выражают озабоченность». Остались ли публицисты на ТВ? Надо ведь не просто «выражать беспокойство», а призывать власти к ответным действиям, требовать: за каждый снесенный памятник советским бойцам закрывать полякам бизнес в России (даже косвенно польский или имеющий отношение к Польше), закрыть границу для всего, что имеет корни в Польше или следует в Россию через Польшу, сделать так, чтоб ни один поляк не мог попасть в Россию по бизнесу (в том числе Якуб Корейба на федеральные треп-шоу!), чтобы транснациональные компании не могли завозить свои товары, произведенные на их заводах в Польше, а польские яблоки на стали попадать к нам через Белоруссию – вот тогда будут действенные последствия от всех этих российских «осуждений и выражений озабоченности». Стыдно наблюдать блеклые репортажи, отсутствие внятной публицистики – только Захар Прилепин и Сергей Шаргунов пытаются восполнить зияющий пробел. 
Даже опытный, но разленившийся телеведущий-сенатор Алексей Пушков начинает «Постскриптум» вяло и никак: «Начнем с трагедии в Керчи…» Он, кстати, в каждой программе выискивает повод, чтобы испачкать ту или иную страницу советской истории. Это «общеевропейская тенденция». Так, соцсети переполнены восторгами по поводу клипа песни «Полюшко-поле» в исполнении Хелен Фишер (Елена Петровна Фишер), родившейся в Красноярске в 1984 году и иммигрировавшей с родителями в Германию в детстве, – весь 50-тысячный стадион в Кельне встал, когда зазвучал припев: «Едут по полю герои, / Эх, да… русской армии герои!» Нет – Красной! Но пользователи Сети начали делать акцент на мнимом русофильстве Фишер. Странно: немцы, пусть из Красноярска, – и презрение к авторскому праву! В тексте – Красной! Она и была такой в 1918 году – интернациональной, а уж тем более в 1941–1945 годах. Посмотрите список 11 000 Героев Советского Союза. Что, на украинский и польский путь все встали? И потом – где в этих подробных описаниях немецких корней композитора Книппера чистокровный русак, автор слов – советский поэт Виктор Михайлович Гусев? Почему-то ему даже доски мемориальной нет в Москве – ему, автору сценария «Весна в Москве» и песни «Хорошо на московском просторе…» Кстати, мелодия песни «Полюшко-поле» легла в основу 4-й симфонии немца Книппера, которая называлась  «Поэма о бойце-комсомольце», завершенной в 1934 году. Чего это он? Ну да, время… Оно всегда – время, подловатое часто. Например, сегодня-то в антисоветчину с русофильским оттенком играть почетно и «правильно». Потому и «Керчь», что историю свою – огромными кусками! – презираем… 

***

Вернемся в потрясенный город-герой Керчь. Стали показывать дом убийцы, где они с матерью-санитаркой снимали комнату, другие квартиры, где обыски проходили. Нищета! Какую уж такую интернет-подготовку он мог пройти? Откуда у него деньги на современную технику? Кстати, и на оружие тоже… Бабушка говорит: украл похоронные, а может, секта «Свидетелей Иеговы» снабдила? Стали обсуждать со студентами Московского института культуры – будущими журналистами – это страшное преступление и работу СМИ: «СМИ сработали оперативно, но, как всегда, отвратительно» (Дорина Елисеева). Ну вот навскидку два суждения, которые не услышишь в главных треп-шоу. Светлана Шумская: «Террор – это реакция на несправедливое мироустройство. Источник терактов находится в обществе и обусловлен социальным расслоением, общекультурным уровнем. В обществе, где элита прячется за забором в поместьях и видит мир из окна бронированного автомобиля S-класса, теракты неизбежны!» Ирина Джаратян: «Говорят, что не хватает денег на профессиональных психологов. Я предлагаю каждому чиновнику скинуться, пожертвовав одним ужином в дорогом ресторане, а на собранные деньги выплатить зарплаты детским психологам в каждой школе». В общем, взгляд понятен, но большинство, увы, не верит ни в охрану, ни в какие-то меры: общество расколото, ненависть и агрессивность зашкаливает, и, как написала Диана Валавичюте: «Честно говоря, не считаю, что есть какая-либо возможность предотвратить подобное». Приехали… 
Как часто бывает в последнее время, меня поразили коллеги – что журналисты, что писатели. Вечером, по горячим следам, они боялись сказать о главном. Например, в программе «60 минут» все предложения участников – о возврате воспитательной функции школе и вузу, о создании деятельной молодежной организации наподобие ВЛКСМ, об уменьшении бумажной преподавательской работы в ущерб живому процессу образования – встречали просто яростное сопротивление лауреатов ТЭФИ Ольги Скабеевой и Евгения Попова. Ведущие обрывали и перебивали по-хамски: «Кто этим будет заниматься? На кого возложить – на каких-то вожатых? Где взять средства?» Ведущие федерального канала горой встали на защиту недопустимой статьи Конституции о запрете всякой идеологии. Мнимом запрете, конечно: идеология рынка, всепродажности, либерализма просто царит в СМИ и во властных структурах. 
А тут же и буколические версии стали появляться: «Подозреваемый в совершении массового убийства в Керченском политехническом колледже 18-летний Владислав Росляков накануне опубликовал последнюю запись на своей странице в социальной сети. «Люблю тебя, солнышко», – сообщил «стрелок» в своем посте на странице ВКонтакте, подписав фотографию некой девушки, предположительно являющейся объектом обожания Рослякова. Стала ли неразделенная любовь причиной для совершения акта агрессии и массового убийства в Керчи, покажет следствие, сообщает «ПолитЭксперт»…» Тоже мне «эксперты»… Они всё описывают ужасы «тоталитарного прошлого» и не видят реальности. Сегодня 20% живут ниже крайней черты бедности, в 40% семей применяются побои и жестокие наказания ребенка (исследования официальные!), причем матери наказывают чаще, чем отцы. Госдума при этом разрешила рукоприкладство среди членов семьи. А социал-дарвинизм продолжает насаждаться. Чего ждать и на кого сваливать будем – на Сталина? Или на Пушкина? Как говорят в школе: «А кто уроки за тебя будет делать – Пушкин?» 
А ведь он оставил и уроки, и понимание, что такое истинный наставник! Одним из любимых учителей Пушкина и большинства воспитанников был уроженец старинного Кашина – адъюнкт-профессор нравственных наук (вот какое ответственное звание!) Александр Куницын. Он оказал на Пушкина огромное влияние, именно ему посвятил позднее Пушкин знаменитые строки, которые почему-то оставил только в черновике: 
Куницыну – дань сердца и вина! 
Он создал нас, он воспитал
    наш пламень… 
Как воспитать этот пламень на охаивании своего же прошлого – не представляю! 

Александр БОБРОВ

 

***
Этот ад нам не снится. Не мнится! 
Что случилось? Взгляни, посмотри: 
Людям мира спокойно не спится, 
Время гасит свои фонари. 

Где-то взрывы гремят, где-то войны… 
Кто-то крикнул: «Смиритесь с судьбой!» 
Как смириться, когда неспокойно, 
И что ЭТО – случится с тобой? 

Успокойте конкретным ответом: 
То в Беслане теракт, то в Керчи – 
Как же можно не думать об этом? 
Люди плачут по близким в ночи! 

Очень четко набат погребальный 
Отзывается с воем во мне. 
Этот звук… Он протяжный, печальный… 
Эта осень еще холодней… 

И теперь расскажите мне, люди, 
Про успех и про чьи-то мечты. 
Мир потухнет, когда мы забудем, 
Что виною всему – я и ты!

 

Александра МАРЧЕНКО
(3-й курс МГИК)

Другие материалы номера