Болтону принадлежит фраза «Россия, Китай, Сирия, Иран и Северная Корея – это режимы, которые с вами договариваются, а потом врут об этих договоренностях. И если политика безопасности США будет базироваться на фейках о том, что с ними вообще можно о чем-то договориться, – то она обречена на провал».
Он также являлся одним из идеологов и организаторов войны в Ираке. Несмотря на то, что Болтон в 2005–2006 годах представлял США в ООН, он не скрывал своего скептицизма в отношении этого института. Так, он однажды заявил: «Нет такого понятия, как ООН. Есть только международное сообщество, которое может возглавлять лишь единственная в мире сверхдержава, коей являются Соединенные Штаты».
Встреча состоялась вскоре после заявления президента Трампа о намерении вывести США из заключенного в 1987 году Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РМСД). Американский лидер объяснил такое решение тем, что Россия якобы нарушает условия договора.
Соглашение, подписанное в 1987 году президентом США Рейганом и советским лидером Горбачевым, предусматривало уничтожение американских и российских баллистических и крылатых ракет наземного базирования радиусом действия от 500 до 5500 километров и соответствующего вспомогательного оборудования. Кроме того, стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности.
Касаясь возражений российской стороны, вызванных решением президента Трампа, Болтон отметил, что подлинная угроза связана не с выходом США из договора, но с присутствием российских ракет на европейской территории.
По словам Болтона, он также считает, что заключенные во времена холодной войны двусторонние соглашения больше не являются актуальными в силу современной обстановки в сфере безопасности, поскольку теперь другие страны также строят ракеты.
Соединенные Штаты, как всегда, продолжают действовать в присущей им агрессивной манере, считая, что «Америка превыше всего», а все остальные страны просто должны безропотно выполнять указания Вашингтона.
Практически сразу же после заявления президента Трампа сделал свое заявление и бывший президент СССР Горбачев. Он заявил, что решение президента Дональда Трампа выйти из Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД) подорвет все усилия, которые руководители СССР и США прикладывали для достижения ядерного разоружения.
И это говорит человек, который допустил уничтожение СССР в 1991 году, а за четыре года до этого трагического события, в 1987 году, подписал договор, которым уничтожил новейший ракетный комплекс, принятый на вооружение в 1986 году. Этот комплекс, размещенный на границах СССР, наверняка смог бы остановить экспансию американских ракет в Европу.
Самоходный комплекс РК-55 «Рельеф», оснащенный крылатыми ракетами большой дальности, и тогда, и сегодня является практически закрытой системой оружия.
Создание оперативно-стратегического ракетного комплекса РК-55 «Рельеф» с крылатыми ракетами наземного базирования большой дальности было ответом СССР на размещение в США крылатых ракет «Томагавк». Его разработка в трех вариантах – наземном, воздушном и морском – была начата в середине 1976 года.
Ракетный комплекс «Рельеф» предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Наземный комплекс базировался на шасси МАЗ-543М, где устанавливалось 6 ракет. На этапе летно-конструкторских испытаний было произведено четыре пуска макетов и шесть пусков ракет в полной боевой комплектации.
Крылатая ракета представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимся крылом и оперением, оснащенный двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз после выхода из транспортно-пускового контейнера. Дальность стрельбы составляла 2600 километров, ракета была оснащена инерциальной системой наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Это обеспечивало автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.п. Крейсерская скорость составляла 0,7–0,9 М (900–1100 км/ч), крейсерский потолок – около 200 м, интервал между пусками ракет одной пусковой установкой – не менее 1 секунды, время пуска из состояния полной боевой готовности по получении команды – 1 минута, время развертывания из походного положения в боевое и наоборот – 15 минут. Мог применяться ядерный боевой заряд мощностью 200 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Вспомним, что когда утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу Little Boy («Малыш»), ее мощность составляла от 13 до 18 килотонн тротила.
Три дня спустя, 9 августа 1945 года, атомная бомба Fat Man («Толстяк»), сброшенная на город Нагасаки, имела мощность в 21 килотонну тротила.
Общее число погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек – в Нагасаки.
А теперь давайте представим, какой ущерб вероятному противнику могла нанести только одна пусковая установка комплекса «Рельеф», учитывая то, что заряд только одной ракеты был в 10 раз мощнее бомбы, сброшенной на Нагасаки.
Может быть, боязнью этого новейшего оружия и объяснялось желание американцев подписать РСМД? А позер Горбачев, как маленький ребенок, поддался на «американские уговоры и конфетки» и сдал новейшее оружие, способное защитить нас от супостата.
Получается, что от болтуна, позера и предателя Горбачева мы докатились до Болтона, которого уговариваем не ломать устоявшуюся систему сдержек и противовесов.
Пишу о «Рельефе» с болью в сердце, поскольку в те далекие годы участвовал в разработке, изготовлении и испытаниях наземного оборудования этого комплекса, за что был удостоен благодарности председателя Государственной комиссии по проведению испытаний, Героя Советского Союза, Главкома ВВС Ефимова Александра Николаевича.
По Договору РСМД, подписанному Горбачевым, Советский Союз в 1989 году уничтожил все существующие 6 пусковых установок и 80 крылатых ракет РК-55 «Рельеф», размещенных под Елгавой, в бывшей Латвийской Советской Социалистической Республике.
Наверное, уместно вспомнить еще один ракетный комплекс, уничтоженный уже в России в 1995 году.
В последние годы существования Советской власти несколько таинственных поездов, окруженных слухами, байками, домыслами и пересудами, носилось по всей стране.
Такой поезд могли видеть под Ростовом, через неделю он ходко шел по Транссибу, еще через неделю литерный поезд наделал переполох среди железнодорожников Донецка. Он бороздил просторы СССР с востока на запад и с юга на север, но избегал спускаться ниже пятидесятой параллели и никогда не заходил на Дальний Восток.
Маршрут поезда определяли задачи, выполнение которых несколько затрудняло отклонение в нижние широты. Поэтому он часто поднимался до Воркуты, Архангельска или Мурманска, откуда до Северного полюса было рукой подать.
Это был не обычный поезд. Назывался он БЖРК «Молодец» – боевой железнодорожный ракетный комплекс. И маршрут его определялся временем подлета ракеты, запускаемой с такого поезда, до конкретного объекта, расположенного на территории вероятного противника. Поэтому траектории, как правило, прокладывались через вершину планеты, за счет чего время подлета резко сокращалось.
Будучи замаскированным под обычный состав с рефрижераторными вагонами, «Молодец» никак не вычислялся спутниковой разведкой противника и считался почти неуязвимым.
Согласно договору СНВ-2 (1993), Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) 12 поездов с 36 пусковыми установками. Утилизация «ракетных поездов» была полностью профинансирована правительством Великобритании и проведена в рекордно короткие сроки на Брянском ремонтном заводе РВСН, для этого даже была импортирована и смонтирована специальная «разделочная» линия. В июне 2003 года пустили под нож первый поезд стратегического назначения. Спустя еще два года последний БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства и после годового пребывания на базе хранения отправлен на утилизацию.
Также за время, прошедшее после распада Советского Союза, были уничтожены две наши военные базы – во Вьетнаме (Камрань) и на Кубе (Лурдес), а также космическая станция «Мир».
Напомним, что орбитальная станция «Мир» была выведена на орбиту 20 марта 1986 года и успешно проработала 15 лет. На борту станции было установлено более 240 образцов уникальной научной аппаратуры общей массой около 14 тонн.
Также «Мир» осуществлял космическую разведку, космическую связь, контролировал спутниковую систему раннего предупреждения о ракетном нападении, являлся «глазами и ушами» страны.
В заявлении Госдумы, принятом еще в ноябре 2000 года по инициативе фракции КПРФ, говорилось, что ресурс орбитальной станции «Мир» не исчерпан, а сохранение станции в пилотируемом режиме позволит России сохранить более 100 тысяч рабочих мест.
Станция «Мир» была одним из последних островов советской цивилизации, Брестской крепостью, которую лучшие люди страны отстаивали до последнего, но потерпели поражение.
Не забудем, что «Мир» (и продолжение собственной пилотируемой программы) был уничтожен в условиях, когда Штаты в одностороннем порядке вышли из знаменитого договора по противоракетной обороне и заявили о возвращении к программе «звездных войн», заявив, между прочим, о своем «праве» уничтожать любой орбитальный объект, выведенный в космос без спецдосмотра США.
А в Европе американцы продолжали размещать системы ПРО, объясняя строительство ракетных баз необходимостью защиты Европы от угрозы нанесения ракетного удара со стороны Ирана, хотя дело совсем не в Иране, а в столь «ненавистной» натовским генералам Российской Федерации с ее военным потенциалом.
Поэтому надо быть реалистами и не питать иллюзий относительно элементов противоракетной обороны США в Европе. Основная цель проекта – увеличение наступательного потенциала Североатлантического Альянса в Восточной Европе. Именно поэтому нет никаких гарантий того, что с военных баз США в Румынии, Польше и Германии в сторону России не полетят «оборонительные» «Томагавки» с ядерными боеголовками внутри.
И, конечно, России жилось бы значительно спокойнее, если бы Российская Федерация возобновила строительство комплексов РК-55 «Рельеф», разместила их вдоль всей европейской границы и назвала бы, допустим, комплексом противоракетной обороны С-600.
А по стране, не привлекая внимания заинтересованных лиц, бегали бы ракетные поезда «Баргузин» (модернизированный «Молодец»), который хотели запустить в производство, но пока процесс не пошел из-за отсутствия средств. Вот тогда, наверное, можно было бы гово-
рить о противоракетном паритете. И скорее всего, никто и не пытался бы нарушить договор РСМД.
А насчет средств, может быть, можно было бы подурезать зарплаты чиновникам, «настоятельно посоветовать» олигархам выделить малую толику из «честно заработанных средств» на защиту государства, провести реприватизацию стратегических предприятий, попросить Церковь пожертвовать на святое дело. Кроме того, имеется масса других возможностей материально усилить наших единственных союзников – армию и флот.
Было бы желание – а народ всегда поддержит такие инициативы правительства и президента.