Битва престолов

В селе Сижно священник отец Владимир Никитин вознамерился подновить храм Архангела Михаила. Но поскольку сам архангел, похоже, не слишком помогал этому богоугодному делу, то священник стал собирать средства с паствы. Однако паства оказалась совсем небогатой, и денег не хватало. Однако отче Владимир не оробел. Помолившись, он с божией помощью и трудами общественности к лету соорудил-таки в храме алтарь, который по канону должно было освятить церковное начальство из Гатчины, поскольку храм в отдаленном Сижно числится за Гатчинской епархией. По словам отца Владимира, в Гатчине от его прихода за освящение алтаря потребовали 100 тысяч рублей! Изумленный деревенский пастырь едва наскреб четверть требуемой суммы, что весьма неприятно огорчило епархиального казначея – дьякона Евгения, родного брата епископа Гатчинского Митрофана, главного владыки всех местных приходов, который в миру носит скромную фамилию Осяк. 
В скором времени церковное начальство Гатчинской епархии повысило поборы: против прежних двух тысяч в месяц стали требовать пятитысячную купюру! А где взять такую сумму малочисленному деревенскому приходу?
Для прояснения этого острого вопроса 25 октября отец Владимир прибыл в Гатчину, в епархиальную бухгалтерию. Там, как на грех, оказался дьякон Евгений. Из-за финансовых разногласий между батюшкой и дьяконом завязалась словесная перепалка. Присутствующие работники бухгалтерии услышали, как отец Владимир громко укорял своего коллегу непечатными глаголами. Далее страсти накалялись, как в киносериале. Не выдержав испытаний руганью, по словам очевидцев, дьякон стал бить своего оппонента отнюдь не по-божески – не по щеке слева или справа, а ударил его ногой в пах. Батюшка, выдержав удар, выхватил из кармана куртки газовый баллончик и распылил газ аккурат в ясны очи дьякона. Дьякон Евгений протер глаза и в порыве борьбы «нечаянно задел дверью» отца Владимира, причем несколько раз. Потасовку едва разняли свидетели. Они же вызвали полицию. 
Разумеется, все стороны инцидента по-своему объясняют суть происшествия. Отче Владимир утверждает, что газовый баллончик всегда носит в кармане, поскольку боится нападения уличных собак. Противная сторона заверяет, что побитый церковнослужитель выражался нецензурно, то есть крыл всех матом. И вообще, в Гатчине не в меру ретивого батюшку после скандального побоища теперь пытаются представить едва ли не как хулигана и громилу. 
С обиды опальный клирик начал, как говорится, резать правду-матку. Касательно истории со ста тысячами на освящение алтаря он заметил, что деньги у него не просто просили, а вымогали. Также бывший настоятель прихода в Сижно конечной целью притязаний к нему называет недвижимость, ведь он привел свой храм и окружающую территорию в отличное состояние, настолько, что епископ Митрофан высказывался, будто чувствует себя там графом. Отец Владимир считает причиной неприязненного отношения к нему со стороны епархиальных управленцев их алчность. 
Оказывается, церковное начальство Гатчинской епархии всегда требовало непомерных сборов с прихода в Сижно. Но это еще полбеды. Как утверждает алтарник храма в Сижно Петр Ковалевский, церковное начальство обременяет местный небогатый приход еще и своими коллективными наездами, то есть посещениями, которые обходятся приходу в копеечку: «Картошку с котлетами они есть не будут, им другое подавай! Пост или не пост, а дорогой коньяк им поставь». 
Так или иначе, но в настоящее время мятежного отца Владимира отстранили от церковной службы экстренным циркуляром. В Сижно приехали посланные епископом два клирика, правда, встретили их не с крестом и Библией, а с ломом и электропилой. Со знанием дела они вскрыли храм Архангела Михаила, распахнули двери, приглашая на службу всех желающих. Впрочем, никто в пустой храм не пошел. Теперь местная паства обращается к самому патриарху с просьбой вернуть им отца-настоятеля, который отчаянно дрался в бухгалтерии. «Нас лишили духовной пищи», – взывают к патриаршей справедливости несчастные миряне. 

Санкт-Петербург

Другие материалы номера