— В книжный, как ни заглянешь, на полках одно и тоже: Маршак, Барто, Михалков, «Витя Малеев в школе и дома» и «Мишкина каша»! Как будто ничего другого с тех пор не написали, — посетовал во время интервью другой известный с советских времен детский писатель. Авторства «Вити Малеева» даже не уточнил. Все и так знают — Носов.
О том, что Носов — один из самых переиздаваемых авторов скажут в любом издательстве.
— Герои Носова, искренние и озорны, несмотря на прошедшие десятилетия кажутся нашими современниками, мальчишками и девчонками из соседнего двора. Бессмысленного говорить об «устаревших» реалиях, дети всегда остаются детьми: они фантазируют, проказничают, изобретают, играют, ленятся, радуются, без конца что-то придумывают, — комментирует директор департамента «Планета Детства» издательства «АСТ» Ольга Муравьева. — Конечно, есть современные детские писатели, достойные больших тиражей — Дашевская, Востоков, Рупасова, Абгарян, Усачев, но им необходимо проторить свою собственную дорогу. Родитель маленького читателя часто консервативен или не искушен, ему трудно определить, хороший автор перед ним или нет. Носов — это знак качества.
Носов не просто «не потерявший актуальности», он живой и очень заразительный. Почти каждый из нынешних сорока- или пятидесятилетних, вспоминая о детстве, припомнит какой-нибудь эпизод из Носова, который он или она пытался воплотить на личном опыте. Одни подбивали друзей расчистить во дворе площадку, натаскать воды и устроить каток или горку, а жители двора, прямо как в рассказе «Каток» ругались. Другие пробовали ловить рыбу на калошу и повторяли заклинание «Колдуй, баба, колдуй, дед,/ Колдуй, серенький медведь!/», третьи носили желтые брюки и рыжую куртку, как у Незнайки. А уж кто только не пытался выбросить в окно ненавистную кашу… Знали, что плохо кончится, но все равно.
Смешно, задорно, но как это часто бывает с большими писатели, сквозь иронию проглядывали очень серьезные темы, а в случае Носова — печальные пророчества.
«Буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики…» — поделился своими планами с «Литературной газетой писатель в 1955 году. А десять лет спустя вышел «Незнайка на Луне», как пишет Википедия «самый толковый и доступный учебник по политэкономии». Носов на достижениях науки не остановился, а заглянул в непонятный, пугающий капиталистический мир, скатывающийся к олигархии. Лопнувшие банки, безработица, недоступно дорогая медицина, манипуляции сознанием в прессе. Создавая эту жутковатую антиутопию, писатель будто бы воспользовался машиной времени.