ПЛАМЯ БОРЬБЫ

Сегодня мы отмечаем столетие партии и ее деятельности. Мы испытываем оправданную гордость за 100 почетных и героических лет, пройденных КПГ.
Потому что мы активно, решительно продолжаем идти по стопам героической доблестной борьбы павших товарищей нашей партии, которые отдали самое дорогое, что есть у человека, – свою собственную жизнь, в борьбе за торжество жизни.
Партия мужественно выстояла на всех поворотах классовой борьбы.
И в каменные годы подполья, гонений, расстрелов, тюремного заключения и преследований, а также в годы буржуазной легальности в течение последних 44 лет.
Она выстояла в период большого исторического регресса – победы контрреволюции 1991 года. Она нашла в себе силы подняться. Поднимаясь шаг за шагом к реорганизации.
Исследуя причины, которые привели к победе контрреволюции, изучая и обсуждая проблематику этого вопроса в 1996 году, предпринимая далее коллективные усилия, нашедшие отражение на XVIII съезде, который сосредоточил внимание на общих причинах свержения социалистического строя в XX веке, в основном на опыте СССР.
Сколько бы сирены реакции и оппортунизма ни трубили о конце истории, конце рабочего класса и его движения, жизнь их опровергает.
Рано или поздно рабочий класс выполнит свою историческую роль, свою историческую миссию в окончательной ликвидации эксплуатации человека человеком и строительстве социалистического-коммунистического общества.
Это потому, что у него есть сила, которая связана с централизованным промышленным производством. Из этого вытекают такие качества, как коллективизм, сознательная дисциплина, умение стойко выносить трудности, испытанные в крупной классовой борьбе.
Парижская коммуна и Октябрьская революция – яркие примеры, вдохновляющие нас на борьбу. Как и тысячи рабочих и работниц на нашей родине, которые отдали свои жизни, десятки тысяч шли впереди и выносили трудности все эти 100 лет.
Рабочий класс завоевывает эту позицию не спонтанно, а с помощью революционной теории и деятельности Коммунистической партии, его сознательного и организованного авангарда.

***

Существование революционной программы, верность мировоззрению – марксизму-ленинизму и пролетарскому интернационализму, принципам построения партии нового типа, специальное исследование нашего исторического опыта, несомненно, являются современным оружием, дают нам превосходство, но вопрос в том, как их использовать творчески и целенаправленно в нашей повседневной деятельности и работе.
Недостаточно давать оценку борьбы трудящихся за немедленные требования и роли партии в ней. Критерием оценки является то, насколько она помогает развитию политического сознания. Критерием прогресса являются развитие партийного строительства на рабочих местах и социальный состав рядов партии, возрастной состав и участие женщин. Критерием является устойчивый прогресс в развитии теоретического, политического и организационного уровня партии, а также совершенствование навыков руководства и связей с рабочим классом, начиная от ЦК и заканчивая первичной партийной организацией (ППО).
Сложные ежедневные задачи не должны отвлекать от основного – закладывать фундамент, чтобы партия была готова к поворотам и резким изменениям, всегда могла заранее прогнозировать и адаптироваться, не теряя своей основной цели.
Только при завоевании политической власти и в ходе продвижения социалистического строительства рабочий класс создает условия для того, чтобы идеология социализма стала господствующей.
Это не значит, что КПГ пассивно рассматривает свою ответственность за вклад в развитие политического сознания рабочего класса. Одно дело, когда партия борется и своевременно избавляется от своих собственных слабостей, недостатков и ошибок, и другое – когда она имеет иллюзию того, что социалистическое сознание может господствовать в условиях капитализма. Требовательность партии к себе, критическое и самокритическое рассмотрение результатов своей деятельности не могут происходить по критериям, под углом зрения буржуазных партий, партий, которые смирились с тем, что их борьба не будет переходить рамки капиталистической системы, или распространяют идею в массы о том, что капитализм реформируется в социализм.
Для КПГ чрезвычайно важное значение имеет то, насколько расширяются и углубляются ее связи с трудящимися на заводах, в крупных городских центрах, в сферах стратегического значения.
Мы отвергаем определения и идеологические изобретения, которые затемняют классовую сущность, замаскировывают разделительную линию между двумя основными классами, буржуазией и рабочим классом.
КПГ борется за то, чтобы классовая борьба была направлена на свержение капиталистической системы, и в этом направлении она стремится увязать борьбу всех частей рабочего класса и других средних слоев населения за улучшение условий труда и жизни.
Цель наших ежедневных усилий – показать рабочий класс как революционный авангард, а не просто авангард профсоюзной и народной борьбы. Склонить большую часть средних слоев населения к совместной деятельности и к союзу с рабочим классом, чтобы социальный союз стал, насколько это возможно, массовым.
Мы знаем, что рабочее движение и его союзники в Европе и Греции находятся в фазе относительного отступления, недовольства и относительной статичности, несмотря на частые проявления экономического кризиса.
Тенденция к демассификации и изменению классовой ориентации формировалась на протяжении многих лет, задолго до капиталистической реставрации в СССР и других странах социалистического строительства, в основном из-за социал-демократического правления.
Еврокоммунизм явился основным каналом, посредством которого западноевропейский капитализм, правой рукой которого была социал-демократия, смог нанести серьезный удар по профсоюзному и рабочему движению, что привело к его постепенному отступлению и даже к дегенерации. Борьба велась, но она не могла положительно изменить соотношение сил, обратное произошло на европейском уровне.
Невозможность понимания связи между экономикой и политикой, классового характера партий находит свое выражение в страхе, а также в иллюзиях, апатии и разочаровании. Как и незнание или полуправда о том, что такое капиталистическая система и как она функционирует, о революционной роли рабочего класса. Ровно как и прочные парламентские иллюзии. Безусловно, и на международном коммунистическом движении, и на нашей партии лежит ответственность за то, что они не смогли своевременно вырваться из сети буржуазной интеграции, так как участвовали или поддерживали буржуазное парламентское большинство и правительства.
Недостаточно проводить идеологическую работу и просвещение по актуальным вопросам, повторяя общие позиции и лозунги о революционной стратегии, без энергичности и боевитости, без обогащения этой работы знаниями, приобретенными в процессе развития событий.
Демонстрация наших позиций в виде аксиомы или общей критики в адрес других партий, как урок с кафедры, не привлекает, поскольку она сталкивается с линией всех остальных партий, движущихся в одном направлении, в то время как мы идем по совершенно другому пути, который требует добровольного участия и самопожертвования даже в период победы контрреволюции в социалистических странах.

***

Разработка стратегии требует единства теории и практики. Однако сделать так, чтобы это стало делом коммунистического авангарда, руководством к действию и развитию более широких народных и рабочих масс – непростая задача.
Тот факт, что нам удалось преодолеть и Сциллу буржуизма, и Харибду реформизма, оппортунизма, а также сохранить нашу партию, ведя непрерывную работу, участвуя в повседневной борьбе и политических событиях, не утешает нас, так как сегодня условия деятельности и требования чрезвычайно переплетены и сложны.
Наши программные разработки и, в частности, наша политическая позиция вызывают систематические нападки на партию со стороны не только классового противника, но и оппортунизма. Эти нападки коварны и обдуманны, поскольку их носители не могут открыто предъявлять вызывающие аргументы, использованные в 1990–1991 годах, когда они считали победу контрреволюции прекрасной возможностью «избавиться» от коммунистического движения, марксизма-ленинизма или сохранить некоторые марксистские идеи, свободные от революционного социалистического характера.
Оппортунизм, разумеется, имеет социальную основу, образование широкой прослойки рабочей аристократии и вследствие расширения государственных предприятий – расширение круга наемных ученых, работников искусства, учителей, трудящихся СМИ и др. Она имеет тенденцию к компромиссу с классовым противником, к поиску политических решений внутри капиталистической системы, к оппортунизму внутри самого рабочего движения, в партии рабочего класса. Вот почему борьба с оппортунизмом является предпосылкой для сохранения революционного рабочего характера партии в любой период и на каждом этапе классовой борьбы независимо от соотношения сил.
Опыт капиталистической Европы, Латинской Америки показал, что, когда коммунистическая партия решает войти в состав правительства во имя переходного выбора, она связывает себя по рукам и ногам, даже когда она не связана официальным соглашением или заявляет о сохранении своей самостоятельности. Письменные или иные обязательства не предоставляют никакой гарантии. Законы капиталистического рынка не зависят от политических соглашений. Существует отрицательный опыт недолгого участия нашей партии в буржуазных правительствах в 1944 и 1989 годах.
Если мы не приобретем способность думать, рассматривать каждую социальную проблему, каждое экономическое и политическое явление на основе связи между экономикой и политикой, например возникновение скандала, новой партии и т.д., тогда произойдет разделение между проблемой и необходимостью борьбы с капитализмом, которая сегодня, разумеется, непонятна значительной части рабочего класса.
Основной критерий позиции борющихся социальных сил заключается в обострении основного противоречия капитализма: с одной стороны, обобществление производства, труда, человека как важнейшей производительной силы, а с другой – частная форма присвоения продукта на основе частной собственности на средства производства. Это противоречие является чревом всех противоречий капиталистической системы, поэтому оно должно определять Программу партии.
Конечно, это противоречие капиталистической системы не осознается рабочим классом в целом. Напротив, он принимает буржуазную идеологию, которая утверждает, что капиталистический способ производства и организации всего общества является исторически высшим и, следовательно, незаменимым.
Эта сторона капиталистической власти навязывается не только насилием со стороны работодателей и государства, но и идеологическими и политическими манипуляциями (образование, СМИ, церковь, механизмы буржуазных партий, государственные механизмы, связанные с массами, такие как местная администрация, полуправительственные организации (например, НПО), даже посредством приспособленных к системе профсоюзов (например, ГСЕЕ, АДЕДИ). Идеологическая манипуляция рабочим классом отражается в его искаженном политическом сознании, в его политической привязанности к буржуазным партиям или к партиям, которые происходят из его рядов, но в процессе обуржуазиваются.

***

Требовательная критика и самокритичное рассмотрение нашей деятельности, процесса результативности субъективного фактора нашей партии не могут не касаться классового соотношения сил на международной арене, которое резко изменилось в негативную сторону после победы контрреволюции в странах социалистического строительства. Безусловно, из-за кризисов, войн, конкуренции господство капитализма дает трещины, которые концентрируются и создают в перспективе новые условия, возможности, которые требуют готовности коммунистического движения.
Развитие классовой борьбы, движущей силы положительных событий, не зависит ни от трюков, ни от тактики, ни от якобы реалистичности фатализма, ни от беспокойства по поводу результатов выборов или замещения народного движения якобы революционными «представлениями» и «шоу». Оно зависит от организованной, ориентированной деятельности по организации передовых сил народа, трудящихся.
Целью является пополнение рядов партии наиболее передовыми рабочими и работницами, обновление возрастного состава, увеличение приема в партию женщин, а также прием в партию самых отборных бойцов из народных слоев крестьян, самозанятых, наемных ученых и работников искусства. Требуется систематическая, специальная работа независимо от того, переживаем ли мы период борьбы или эпоху застоя. Даже рост партийных рядов автоматически не усиливает борьбу. Имеется взаимодействие, но оно продвигается постепенно и планомерно, с помощью комбинированных задач, критериев и средств, а не спонтанно и механически.
Реальное изменение соотношения сил между двумя противоположными классами может произойти только в результате массового сплочения вокруг партии рабочего класса и в процессе противоборства и очевидного ослабления, неспособности функционирования буржуазных механизмов, буржуазных институтов и их правительств.
Наша обязанность – ограничивать, насколько это зависит от нас, резервы капитализма, уменьшать его шансы, наносить удары, собирать силы для контрнаступления и его свержения.
Рабочий класс несет главную ответственность за уровень общего направления и деятельности со своими союзниками. Уровень и масштабы союза будут оцениваться на каждом этапе по способности рабочего движения противостоять давлению, оказываемому мелкобуржуазными слоями, их шатаниям.
Реорганизация рабочего и профсоюзного движения касается укрепления классового движения, Всерабочего боевого фронта (ПАМЕ), который является самым большим достижением последних десятилетий для рабочего класса и нашего движения, который идет во главе рабочей борьбы, продвигает социальный союз. Реорганизация также касается изменения соотношения сил на выборах руководства профсоюзов и в организации борьбы за решение острых проблем, чтобы последовательные классовые силы завоевали большинство, но в то же время это вопрос о понимании необходимости массовой организации и участия в профсоюзах, в рабочем движении, а также вопрос о том, какая линия борьбы доминирует в профсоюзном движении. 
Мы твердо верим, что ошибочной, продиктованной буржуазными и оппортунистическими силами является идея о том, что рабочее движение, в целом народное движение, не должно поднимать вопрос об управлении, о власти, потому что оно является массовым движением и должно придерживаться линии нейтралитета. Нейтралитет для них – это классовое сотрудничество, социальное партнерство, признание преимущества капитала перед рабочей силой, логика евросоюзного пути. Капиталисты, политики и технократы характеризуют борьбу как подстрекательскую и опасную, раскольническую, потому что она якобы не учитывает, что трудящиеся входят во многие или во все партии. Однако содержание понятия «политизация» связано с целью политизации, ядром которой является свержение власти капитала.
Вопрос о том, должны ли трудящиеся выбирать, объединяться в борьбе за свои непосредственные проблемы или в борьбе за народную рабочую власть, является вводящей в заблуждение дилеммой, преднамеренно разделяющей борьбу, чтобы подорвать и сломить ее. Чем выше политическое сознание значительной части рабочего класса, тем сильнее надежда на то, что борьба за непосредственные проблемы предотвратит худшее или принесет что-то хорошее.
Это вопрос стратегии и тактики, которые не отделены друг от друга, в то время как последняя определяется первой с точки зрения ее гибкости.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать: настрой на сопротивление и контрнаступление не был полностью сломлен. Такой настрой имеется, он не был раздавлен, несмотря на систематические попытки. И он не погаснет благодаря КПГ и радикальным силам, которые существуют и присоединяются к народному движению. Несмотря на то, что расклад сил остается отрицательным, все еще сохраняется динамика КПГ, которая также зависит от ее многолетнего опыта, уроков, которые она извлекла, и способности противостоять попыткам направить партию в ловушку примирения с капиталистической системой. Это клятва верности нашему народу, народам мира, международному рабочему классу, который в каждой стране, на каждом континенте борется за то, чтобы наконец-то стала реальностью, окончательной и необратимой на этот раз, возможность построения высшего социалистического-коммунистического общества.

Другие материалы номера