Прошедшие выборы в какой-то мере можно назвать историческими – и не только из-за победы женщины. Это было в последний раз, когда грузины голосовали за президента напрямую – следующего назначит парламент и представители регионов. Да и кандидаты подобрались нестандартные: три экс-министра иностранных дел, двое из которых бывшие граждане России и Франции… К тому же, еще никогда дело не доходило до второго тура. А тут дошло. В первом ни один из претендентов не набрал свыше 50% голосов, а разрыв между 66-летней Саломе Зурабишвили и ее главным оппонентом 60-летним Григолом Вашадзе составил всего один процент: 38,64% и 37,74% соответственно.
Ко второму туру готовились основательно. В преддверии решающей схватки Зурабишвили заявила: «Выбор стоит не между кандидатами или партиями, а между двумя Грузиями». Что бы ни имела в виду претендент на пост, народ понимал ситуацию по-своему: выбираем между страной с Саакашвили и страной без него. Ведь Григол Вашадзе – соратник бывшего главы государства и представитель его партии «Единое национальное движение». Жена Вашадзе, народная артистка СССР Нино Ананиашвили в свое время крестила сына опального президента. Так что, в результате грузины проголосовали не за Саломе Зурабишвили, а против Михаила Саакашвили… Во втором туре разрыв составил уже 19 процентов.
Кстати, победительница изначально была независимым кандидатом. Только спустя месяц после выдвижения ее поддержала правящая партия «Грузинская мечта». Тогда многие гадали, почему выбор коалиции пал именно на Зурабишвили, но в итоге «Мечта» не прогадала. Инаугурация нового президента состоится 16 декабря. Что же он, вернее она, собой представляет?
Зурабишвили родилась во Франции в семье эмигрантов, бежавших из Грузии в 1921 году. Она внучка входившего в меньшевистское правительство Ивана Зурабишвили и правнучка Нико Николадзе, известного грузинского просветителя и общественного деятеля. Это родство Саломе любит подчеркивать – например, официальную кампанию в августе 2018 года она начала в доме-музее Николадзе. Образование Зурабишвили впечатляет: окончила в Париже Институт политических исследований – кстати, alma mater четырех французских президентов. Затем училась в Колумбийском университете, взрастившем трех американских глав государства. Владеет шестью языками (впрочем, как и ее оппонент Григол Вашадзе). Тридцать лет проработала в системе МИД Франции, пока в 2004 году не стала послом Пятой республики в Грузии. Правда, пробыла на этом посту недолго – через год Михаил Саакашвили назначил ее министром иностранных дел. «Уступить» кадр грузинский президент просил лично Жака Ширака, сказав, что «дипломата такого класса у нас никогда не было». В качестве исключения новоявленному министру разрешили иметь двойное гражданство. От французского Саломе отказалась только в сентябре этого года – ради выборов.
А вот пути с Саакашвили у нее разошлись гораздо раньше – в 2005 году она была снята с должности. После чего возглавила «Общественное движение Саломе Зурабишвили», резко высказывалась о политике президента, а в 2010-м и вовсе покинула Грузию, заявив: «В этой стране нет даже минимальной демократии для существования оппозиции». Уехала во Францию, правда, обещала вернуться. Через несколько лет сдержала обещание – приехала на историческую родину и стала депутатом парламента.
На просьбу назвать самого сильного дипломата из встреченных ею, ответила: «Лавров. Крепкий профессионал. С ним всегда было приятно общаться». И добавила – какими бы разными путями ни шли государства, всегда можно найти общие интересы.
Именно это качество – способность к диалогу – всегда отличало Зурабишвили. В том числе к диалогу с Россией, которая в Грузии фактически объявлена главным внешним врагом. Для тех, кто не в курсе: сегодня между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения, жесточайший визовый режим делает почти невозможным въезд грузинских граждан в Россию (кстати, российские подданные беспрепятственно могут попасть в закавказскую республику). Камень преткновения – естественно, Абхазия и Южная Осетия.
К слову, высказывание об осетинской войне 2008 года чуть не стоило Зурабишвили политической карьеры. Критикуя действия Саакашвили, она заявила: «Мы бомбили собственное население. Ни у одного президента в мире нет таких полномочий. Как же можно говорить, что хотим территориальной целостности?» После этого «бомбардировку» испытала на себе сама Зурабишвили. В чем только не обвиняли французскую подданную – в пророссийской пропаганде, в измене родине. Договорились до того, что она – белоэмигрантка и диссидентка – всю жизнь была шпионом КГБ…
То выступление политику припоминают до сих пор. Хоть будущий президент и делала «поправки», осадок все равно остался. Например, во время пресс-конференции, посвященной началу работы предвыборного штаба, она сообщила, что считает северного соседа оккупантом и добавила: «Мое отношение к России не меняется на протяжении вот уже 60 лет». Тем не менее многие уверены: стоит ей возглавить страну, она «завтра же подарит России и Абхазию, и Южную Осетию».
Уже после победы на выборах Зурабишвили заявила: «Пока Россия ведет себя так на линии оккупации, не думаю, что мы можем перейти к сотрудничеству». Однако и возможность диалога с РФ бывший дипломат не исключает, правда, с оговоркой: «Если Европа или наши американские партнеры начнут переговоры, мы тоже будем рядом».
Тем временем не все верят в безоговорочную победу экс-главы МИДа. Оппозиционеры утверждают, что в ходе предвыборной гонки был задействован административный ресурс. «Власти мобилизовали и подкупили всех, кого можно было, – заявил после поражения Григол Вашадзе. – Подключили коррупционеров, наркоманов». Не одобрил происходящее и действующий президент Георгий Маргвелашвили: «Хочу выразить обеспокоенность в связи с резким падением качества демократических выборов и однозначно сказать, что подобное в Грузии больше не должно повториться». Немало дебатов вызвало и обещание правительства, данное перед вторым туром: погасить задолженность перед банками около 600 000 граждан. Финансировать проект будет фонд Бидзины Иванишвили, главного олигарха страны и основателя правящей партии «Грузинская мечта». Часть экспертов расценила этот шаг как неприкрытый подкуп.
Масла в огонь подливает и Михаил Саакашвили, проживающий в Нидерландах, – он призвал граждан выйти на улицы и объявить неповиновение властям. Впрочем, беглый политик с такими требованиями выступает довольно часто, причем по самым разным поводам. К нынешнему высказыванию серьезно не отнеслись даже в его партии, а проигравший гонку Григол Вашадзе и вовсе назвал слова Саакашвили «частным мнением». Правда, после сбора в тбилисской филармонии оппозиция, не признавшая результатов голосования, обратилась к людям с похожим призывом – выйти в воскресенье в центр города на мирное шествие. Также представители «Единого национального движения» требуют объявить досрочные парламентские выборы.
Стоит отметить, что президент в Грузии обладает ограниченными полномочиями. А после декабрьской инаугурации, когда вступят в силу поправки к конституции, станет почти декоративной фигурой. Власть сосредоточена в руках премьер-министра. Именно поэтому парламентские выборы, назначенные на 2020 год, куда важнее нынешних. Тогда и определится вектор развития страны.