Возможно, теперь Великобританию ждет так называемый жесткий Brexit – никаких договоров о свободном перемещении граждан и туманные экономические перспективы.
Голосование проходило в два этапа: по поправкам и по соглашению. Изначально на голосование планировалось вынести четыре поправки. «Поправка А» от лидера оппозиционных лейбористов Джереми Корбина запрещает выход из ЕС без соглашения. «Поправка К», внесенная шотландской и валлийской партиями, предписывает отозвать заявление о выходе из ЕС. «Поправка Б» была предложена сэром Эдвардом Ли и запрещает применять «страховочный вариант» (backstop) с ирландской границей после 2021 года. Наконец, «поправка Ф», предложенная консерватором Джоном Бэйроном: Британия имеет право в одностороннем порядке отказаться от «страховочного варианта».
Однако в последний момент три поправки были отозваны, и на голосование была вынесена только поправка Джона Бэйрона. Она и была принята большинством парламентариев: 576 – за, 24 – против. Число проголосовавших против однако не говорит о том, что «бэкстоп» беспокоит лишь 24 депутатов, уточняет «Гардиан». Депутаты просто хотели продолжить голосование по основному вопросу.
Наконец, ключевое голосование по Соглашению о выходе из ЕС завершилось со следующим результатом: 202 – за, 432 – против. Сразу после объявления результатов с речью выступила Тереза Мэй.
«Вполне очевидно, что палата представителей эту сделку не поддерживает. Но голосование ничего не говорит нам о том, что именно она поддерживает. Ничего о том, как она собирается – и собирается ли вообще – выполнять решение, принятое британским народом на референдуме, проведенном по решению парламента», – заявила Мэй. «Если палата представителей подтвердит свое доверие к этому правительству, то я проведу встречи со своими коллегами… из Демократической юнионистской партии и старшими парламентариями из числа членов всей палаты с тем, чтобы определить, что необходимо для обеспечения поддержки палаты представителей», – добавила она.
Никола Стерджен, первый министр Шотландии, назвала голосование «поражением премьер-министра и ее правительства исторического масштаба». «На протяжении нескольких месяцев было совершенно ясно, что подход, предложенный премьер-министром, ведет к сокрушительному поражению. Вместо того чтобы признать этот факт, она потратила драгоценное время, отложив в декабре это важное голосование. Больше терять время нельзя», – сказала она.
Арлин Фостер, лидер Демократической юнионистской партии: «Отклонив сделку о выходе из ЕС, парламент действовал в интересах всего Соединенного Королевства. Палата общин подала премьер-министру и Евросоюзу однозначный сигнал о том, что эта сделка отвергнута. Г-жа Мэй теперь сможет продемонстрировать брюссельским переговорщикам, что для того, чтобы какая-либо сделка получила поддержку парламента, необходимы изменения».