Позорно экономить на жизни и здоровье россиян

Среди жертв также 66-летняя Людмила Власова и 31-летняя Виктория Ларикова. Ее двухлетняя дочка Аполлинария и муж Кирилл сейчас находятся в больнице. Как рассказал Кирилл журналистам, за несколько минут до взрыва он вышел с расплакавшейся Полей в другую комнату. Это и спасло им жизнь.
Лишь две недели прошло после трагедии в Магнитогорске, унесшей жизни 39 человек. И вот снова горе, потери, похороны. Почему бытовой газ – неотъемлемая часть жизни десятков миллионов россиян – убивает? Что делать, дабы подобные трагедии не повторялись в нашей стране со страшной регулярностью. О том, что проблема с газовой инфраструктурой в жилых домах – системная, говорится после каждого значительного ЧП. Однако до сих пор государство не предпринимало никаких усилий для ее устранения. Все ограничивалось лишь выплатами миллионных компенсаций, а также авральными проверками, которые, по существу, ничего не меняли. Впрочем, проверки, как и денежные выплаты, проводились только после «громких катастроф». В остальных случаях (которые по совокупности уносят еще больше человеческих жизней) не было практически никакой реакции.
От имени фракции КПРФ в Государственной думе депутат Валерий Рашкин распространил документ о последствиях взрывов бытового газа за последние три года, а также о необходимых для нормализации ситуации мерах. Одна из этих мер – установка датчиков загазованности с автоматическими клапанами, перекрывающими подачу газа при повышении его концентрации в воздухе, предлагалась КПРФ несколько лет назад. Но до сих пор так и не была рассмотрена и обсуждена.
Такая, мягко сказать, нерасторопность приводит к непоправимым последствиям.
К документу приложена справка об инцидентах с бытовым газом. Из нее следует, что с 2015 по 2018 год взрывы газа унесли жизни 118 человек – и это только в многоквартирных домах, без учета частных домов и взрывов газовых баллонов.
Данные ужасают. Вот краткий перечень происшествий, в которых были погибшие или пострадавшие.
2015 год. 
12 февраля. Домодедово Московской области – двое погибших.
19 февраля. Поселок Позариха Свердловской области – пятеро раненых, три разрушенные квартиры.
15 марта. Екатеринбург – двое погибших.
6 апреля. Поселок Зауральский Челябинской области – двое погибших.
24 августа. Город Щучье Курганской области – двое пострадавших.
19 сентября. Петрозаводск – двое погибших, десять пострадавших.
22 сентября. Омск – один погибший, пятеро раненых. Двухэтажный дом из-за обрушения перекрытий восстановлению не подлежал.
30 октября. Поселок Корфовский Хабаровского края – пятеро погибших, девять пострадавших. Полностью обрушился один из подъездов.
20 декабря. Волгоград – пятеро погибших, 12 раненых. Многоэтажный дом пришлось полностью снести как непригодный для проживания.
2016 год.
16 февраля. Ярославль – погибли семь человек. Разрушено десять квартир.
4 мая. Балаково, Саратовская область – один человек погиб. Разрушено 20 квартир.
30 мая. Уфа – погиб один человек.
6 июня. Оренбург – один погибший, трое раненых.
17 июля. Станица Выселки Краснодарского края – один погибший, пятеро пострадавших.
5 сентября. Старый Оскол – трое погибших.
7 октября. Балашиха Московской области – один погибший.
23 октября. Рязань – семь человек погибли, 16 пострадали.
6 ноября. Иваново – шестеро погибших, восемь раненых.
7 декабря. Город Советская Гавань Хабаровского края – один человек погиб, четверо пострадали.
2017 год. 
11 января. Саратов – один человек погиб, восемь получили ранения. Обрушился подъезд с 1-го по 4-й этаж, возник пожар.
11 января. Можайский район Москвы – один человек погиб, двое пострадали.
15 февраля. Симферополь – один погибший, двое раненых.
9 апреля. Таганрог Ростовской области – двое погибших, двое пострадавших. Три квартиры полностью разрушены.
16 мая. Волгоград – четверо погибших, 11 раненых. Полностью разрушены 12 квартир.
13 июня. Моршанск Тамбовской области – один погибший.
9 июля. Поселок Башенка Московской области – четверо пострадавших.
9 ноября. Ижевск – погибли семь человек. Полностью разрушены восемь квартир.
24 ноября. Мурманск – один погибший.
2018 год. 
12 января. Омск – восемь пострадавших.
17 января. Ижевск – один погибший. Повреждения получили семь квартир.
17 января. Ростов-на-Дону – один погибший.
1 марта. Раменское Московской области – двое погибших, 11 пострадавших.
11 марта. Краснодар – семеро пострадавших.
20 марта. Мурманск – один погибший, пятеро пострадавших. Произошло обрушение угловой части дома с 5-го по 2-й этаж.
1 мая. Екатеринбург – 11 пострадавших.
9 июня. Поселок Октябрьский Хабаровского края – один погибший, двое пострадавших.
20 сентября. Поселок Улукулево в Башкирии – двое погибших, двое пострадавших.
28 ноября. Киржачский район Владимирской области – один погибший, двое пострадавших.
15 декабря. Вологда – один погибший, трое раненых.
31 декабря. Магнитогорск – 39 погибших.
Этот список далеко не полон. Сколько человеческих жизней уже можно было бы спасти, если бы проблема решалась на государственном уровне не для галочки, а по существу! Но почему до сих пор не установлены те же газоанализаторы? А речь идет или о мелочах типа установления «легкосбрасываемых оконных конструкций», или о мерах невыполнимых – да еще могущих значительно ухудшить ситуацию.
Ростехнадзор упоминал о полном отказе от использования газа в многоквартирных домах. Мало того, что на это требуются колоссальные средства. Нужно также учитывать, как возрастет нагрузка на изношенные во многих регионах электросети. Это неизбежно приведет к коротким замыканиям и увеличению количества пожаров. А ведь и сегодня пожары в жилых домах (которые чаще всего случаются из-за замыкания электропроводки) приводят к жертвам даже более значительным, чем инциденты с бытовым газом.
Да и откуда деньги на столь глобальное переоснащение, если на те же автоматические датчики загазованности государство раскошеливаться не желает. Да вроде как и не отвечает за всю эту сферу. Ведь «обслуживающие» и «управляющие» компании, постоянно повышающие тарифы на коммунальные расходы, – частные. Вот почему КПРФ призывает организовать централизованные закупки оборудования государством. Но Минстрой, как указано в справке Валерия Рашкина, заявил, что на это потребуется 137 млрд рублей. А деньги у федерального правительства находятся на самые разнообразные и амбициозные проекты, но только не на безопасность российских граждан.
В мае 2017 года президенту России предложили воспользоваться особым порядком изменения технических регламентов, дабы предотвратить обстоятельства, приводящие к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан. Согласно федеральному законодательству, у главы государства есть такие полномочия. Если бы тогда ввели требование об установке датчиков загазованности для строящихся газифицированных домов, а также (на первом этапе) – для домов старше 40 лет, удалось бы предотвратить множество трагедий, в том числе магнитогорскую! Но фракции КПРФ, выступившей с такими инициативами, вновь заявили, что это слишком дорого.
После взрывов в Магнитогорске и Шахтах, с огромным опозданием, группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволяет за счет средств фондов капитального ремонта в многоквартирных домах устанавливать автоматизированную систему контроля за обеспечением газовой безопасности. Не факт, что это предложение будет принято. Но главное, государство опять устраняется от решения проблемы, перекладывая ее финансирование на плечи или самих граждан, или регионов.
«Мы исходим из того, что это не тот случай, когда надо экономить. Все, что будет вызывать сомнение, самое малейшее сомнение – должно быть расселено», – заявил президент Путин, приехав на руины в Магнитогорск. Но ведь региональные и муниципальные власти все равно экономят, не желая (или не имея возможности) расселять весь дом.
Что же говорить о мерах превентивных и профилактических, где главными экономистами выступают президент и правительство! Так что убивает не газ, убивает антисоциальная политика, при которой жизнь рядовых россиян ничего не стоит. И только в случае их смерти (причем лишь в некоторых) государство выделяет «откупные».

Е. ЮРЬЕВА

 

Полностью утрачены  контроль и ответственность

Депутат-коммунист Николай Коломейцев, избранный в Госдуму от Ростовской области, рассказал на встрече с журналистами о ситуации в городе Шахты

– В Шахтах Ростовской области повторилась магнитогорская трагедия. В канун Нового года, 31 декабря, в Магнитогорске от взрыва в жилом многоэтажном доме погибли 39 человек. Взрыв бытового газа прогремел утром 14 января в девятиэтажном доме по улице Хабарова,16, в г. Шахты. В результате произошло обрушение двух этажей, полностью разрушены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах, повреждено 16 квартир. Погибло, по последним данным, 4 человека, спасены при разборе завалов семь человек, эвакуировано 140 жителей, 13 получили травмы, некоторые госпитализированы.
Представители МЧС, занимающиеся разбором завалов, считают, что взорвался газовый баллон в одной из квартир. Люди утверждают, что за несколько дней до трагедии жильцы разрушенных квартир жаловались на запах газа, но их не услышали. И вот печальный итог…
По мнению Н. Коломейцева, «это происходит потому, что контролирующие органы утратили ответственность, и безмерно разрослась коррупция на всех уровнях. В прошлом году были арестованы несколько руководителей региональных и окружных организаций технадзора. Так, у руководителя Северо-Западного технадзора в кабинете было изъято 5 миллиардов рублей. В кабинете технадзора Южного федерального округа – около 3 миллиардов рублей. Наличные деньги в кабинете большого руководителя характеризуют уровень коррупционности данной системы».
Депутат вспомнил советское время, сколько тогда уделялось много внимания вопросам безопасности. «У меня 25 лет трудового стажа в серьезном производстве. Я как главный инженер на заводе имел допуски к газовому хозяйству. Но для их получения обязан был учиться и сдавать экзамен. С тех пор помню слова тогдашних учителей: все правила безопасности написаны жизнями людей. Если эти правила игнорировать, то будут новые смерти. Это мы и видим сегодня. Трагедии следуют одна за другой».
Н. Коломейцев дал крайне негативную оценку всему, что происходит в коммунальном хозяйстве страны, особенно после так называемого реформирования. «Оптимизация служб привела к тому, что кроме как сбором денег, никто ничем не занимается. Приходят газовики, им 1,5–2 тыс. рублей отдай, а сделали они что-нибудь или нет – непонятно, никто не следит. Каждый, кто приобретает газовую плиту, обязан пройти обучение. А где вы видели, чтобы кто-то его проводил? Налицо общее падение культуры и ответственности. …А если человеку нечем заплатить газовикам, так их и на порог не пускают».
Колоссальные суммы люди платят за тепло, отмечает Николай Васильевич, но тепла нормального не получают. Жители Шахт постоянно жалуются на холод в квартирах и вынуждены обогреваться, включая газовые конфорки. «Наверняка и в этом доме по Хабарова, 16, отопление было никаким, и люди подтапливали квартиры газом. А печка, оставленная на ночь, может и потухнуть. Тогда достаточно любой искры, чтобы произошел взрыв. И это не единичный случай! По всей России происходит такое».
В любом случае, подчеркивает Коломейцев, «основную ответственность за гибель людей и разрушение их жилищ несут горгазы и облгазы. Они не следят за оборудованием. Эти службы стали коммерческими, у них деньги на первом месте, они не видят ни отсталости сферы техобслуживания, ни контролем не занимаются».
Давно назрела необходимость устанавливать в газифицированных помещениях датчики загазованности с автоматическими клапанами, перекрывающими подачу газа при повышении его концентрации в воздухе, а также подающими соответствующий сигнал в аварийную службу. КПРФ давно вносила такое предложение в правительство, но его игнорируют, жалея средств на обеспечение безопасности жизни граждан.
Однако находятся средства для проведения грандиозных, но практически бессмысленных форумов. Как раз такой, 10-й Гайдаровский, проходит в эти дни в Москве, съехалось на него 17 тыс. участников. Такое собрание требует колоссальных затрат. И на них правительство не скупится. Но выделить некоторую сумму из бюджета на безопасность власть отказывается.
Обычно, отмечает Н. Коломейцев, нам рассказывают, как на этих форумах заключают миллиардные деловые контракты, но после никаких дел нигде не происходит. А в Шахтах от властей слышны стандартные слова и обещания: люди временно размещены в школе, обеспечены горячим питанием, пострадавшие получат материальную помощь от 200 тыс. до 600 тыс. рублей, за погибших – 1 млн рублей. Этим набором поддержки откупаются от граждан, утративших по сути всё. Крайне настораживают депутата планы местных руководителей восстанавливать разрушенное жилье, не гарантируя никому безопасность проживания в нем.
«Мы продолжим борьбу за безопасность жизни наших граждан, – заявил коммунист, – Г.А. Зюганов направил очередное обращение президенту Путину «О предотвращении взрывов и утечек бытового газа в многоквартирных домах» с требованием оснастить газифицированные помещения специальными датчиками. Также фракция КПРФ предлагает заслушать в Госдуме представителей МЧС и Газпрома по вопросу о работе и состоянии технических служб».

Записала  Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера