Гордился, будучи солдатом СА!

На страницах вашей газеты можно найти единомышленников, друзей и сослуживцев.

В канун праздника Советской Армии и Военно-Морского флота – ныне День защитника Отечества – я хочу вспомнить мою срочную службу солдатом-танкистом в то сложное время, когда из-за Карибского кризиса мир стоял на грани ядерной войны.

В это время я служил в Венгрии. И служба солдата-срочника медом не казалась. И длилась она не 12 месяцев, как сейчас, а целых 3 года.

Я согласен с утверждением тех, кто говорит, что для нас армейская служба была школой мужества, воспитанием характера и силы воли, физической закалки и, конечно же, чувством гордости за мощь Вооруженных Сил. В то время мы гордились, что служили за границей, потому что туда, как правило, отбирали дисциплинированных, ответственных и грамотных парней.

До службы я и мой друг Владимир Белов работали в Волжском пароходстве. Ходили на судах от Астрахани до Москвы и ждали, когда же нас призовут в армию. Даже написали письмо в Астраханский военкомат, чтобы нас призвали.

Шел 1961 год. Во главе СССР стоял Н.С. Хрущев. В стране началась легендарная денежная реформа – 10 старых рублей обменивали на 1 новый рубль.

В СССР была введена смертная казнь за экономические преступления – то есть была реальная борьба с коррупцией.

Восточная Германия начала возведение Берлинской стены.

Джон Кеннеди стал президентом США.

Вокруг Кубы начал развертываться кризис, названный впоследствии Карибским.

Март 1962 года. Многие новобранцы, в том числе и я, удивлялись: почему набор в Советскую Армию был мартовским, почему «срочным»? Как правило, мобилизация всегда проходила осенью. Только потом мы узнали, что пополняли войска этим призывом в основном за границей… Ведь тогда между США и СССР шла ожесточенная холодная война, которая могла перейти и в «горячую».

США были заинтересованы экономически расшатать Союз, так как на вооружение уходили огромные средства, а наши войска стояли в Восточной Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше. США давно считали эти государства важной картой в большой игре… Например, венгерская тема до сих пор хранит для нас много тайн в тех играх…

Вначале такую «игру»-путч Соединенные Штаты организовали в Венгрии, назвав ее «Венгерской революцией». В основном эта революция проходила в столице Венгрии – Будапеште. Это было в октябре 1956 года. Тогда в венгерских событиях погибло немало наших военнослужащих.

Но когда сегодня телевизионные комментаторы говорят, что погибло 700 наших солдат и офицеров, а венгров – 3000, это откровенная ложь. Только 2500 наших новобранцев прибыли поездом в Венгрию для прохождения службы, а венгерские путчисты ранним утром в упор из пулеметов и автоматов расстреливали безоружных солдат – и вместе с ними роту охраны. В вагонах многие из них в панике давили друг друга, и поэтому погибали. А кто выбегал из вагонов – был тут же расстрелян… Поверьте, это и есть одна лишь правда!..

Тогда путчисты зверствовали, а западные СМИ их возводили в ранг героев. По всей стране из тюрем выпустили политических заключенных и уголовников. Они совершали нападения на курсирующие по городу советские танки, нанося им ощутимые потери.

В то же время путчисты под дулами автоматов заставляли идти на танки стариков, женщин и детей…

Но советские войска долго не имели прямых указаний на применение оружия. Это отдавалось на решение командиров – то есть исходя из обстоятельств. Некоторые командиры распорядились выдать личному составу холостые патроны и снаряды, боясь ответственности за возможные последствия применения боевых патронов. Войска оказались недостаточно подготовленными, чтобы стрелять в мирных людей. По сути, военные оказались заложниками ситуации. Поэтому тогда немало погибло солдат и офицеров.

Уверен: в подобной ситуации американцы или немцы таких жертв среди солдат и офицеров не допустили бы. В таких случаях они действуют жестко – когда на них нападают с оружием в руках.

Но наше советское руководство долго колебалось. И только когда войскам был отдан приказ расправляться с сопротивляющимися вооруженными путчистами, так называемое «восстание» было подавлено.

1956 год в Венгрии был годом разгула террора и гражданской войны. Об этом в 1962 году мы, солдаты и сержанты срочной службы, узнали на лекции от начальника отдела полка гвардейской танковой дивизии, дислоцировавшейся на рубеже венгеро-австрийской границы – по соседству с Чехословакией.

Наш гвардейский танковый полк располагался на окраине г. Эстергом. Помню, как начальник особого отдела сказал: «Вы здесь служите и должны знать правду о тех событиях 1956 года…»

Фотографии в Ленинской комнате тоже говорили о многом.

Да, путч подавили советские войска, но какой ценой!

Руководителя этого путча Имре Надя арестовали и расстреляли. Тогда, да и сегодня его превозносят как героя. До путча он был министром внутренних дел и занимался расстрелами в Венгрии. Но это уже другая тема – отдельная история. Тема для особого разговора.

А пока вернемся к тем памятным временам моей службы, когда одна ночь могла стать ядерной.

Шел 1962 год. Наши учения проходили в очень сложной международной обстановке. Самые трудные учения – форсирование танков Т-55 по дну Дуная. Особенно во время Карибского кризиса, который длился с 14 по 27 октября 1962 года. Это самый опасный по своей остроте кризис в ядерный век. Он продолжался 13 дней и ночей и поставил мир на грань ядерной пропасти. Это время конфликта вокруг Кубы, когда едва не началась третья мировая война.

Мы, солдаты, нежданно-негаданно в конце октября 1962 года в 4 часа ночи были подняты по тревоге. Оделись в считаные секунды при зашторенных окнах. Все, что положено, – автоматы, патроны, противогазы – мы взяли и по команде побежали по плацу к танкам.

На площади военного городка уже стояли женщины – в основном жены офицеров – и плакали. Они интуитивно чувствовали холодный ветер надвигающейся войны. Все это действовало угнетающе.

Мы, находясь сутки в танках с включенными двигателями, ожидали команды «Вперед!». Это означало, что, когда такая команда поступит, надо будет ломать броней танка кирпичную стену городка и идти, по плану командования, на Австрию, так как наш полк находился на австро-чехословацкой границе, в сторону Германии.

Кстати, командир танковой дивизии генерал-майор Викторов был с нами. И он постоянно был на связи с командованием Южной группы войск. Его танк находился в нашем батальоне и в нашей 7-й роте.

Под рев моторов, работающих на медленных оборотах, в подсознании тут же мелькнули слова, которые мы слышали на лекции: «…При атомном поражении территории в 400 метрах от атомного взрыва танк переворачивается, экипаж погибает мгновенно, в 700 метрах от взрыва сквозь толщу брони проникает радиация – и экипаж тоже гибнет…» Сегодня у нас другие, более современные танки, и они лучше защищены.

…В воздухе запах третьей мировой войны. Нервы у всех – от солдата до генерала – напряжены до предела. И вдруг новый приказ: «Выйти из танков…» На военном языке это означает только одно: третья мировая отменяется.

Стресс сняли большим куском сала с черным хлебом – их нам тут же и выдали. Не зря солдатская поговорка гласит, что в обороне и в наступлении главное – это харч. Убежден в абсолютной справедливости этого изречения. Правда, обороны и наступления, к счастью, не было. Но за сутки – а в Германии, говорил мне друг Владимир Белов, где он и служил, пришлось сидеть в танках трое суток и ждать начала войны – успевали обо всем подумать, в том числе и о харчах.

Это были – как для меня, так и для многих – самые тяжелые и горькие дни и ночи службы. Все думали: вот-вот начнется война, и победы не будет ни на нашей стороне, ни на стороне США. Эта ночь могла стать последней в жизни многих: война с применением атомного оружия уничтожит человечество. Но, слава Богу, этого не произошло.

Да, политики – Хрущев и Кеннеди – путем дипломатических переговоров сумели снять проблему кубинского кризиса. Тогда нашим пришлось вывезти свои ракеты с Кубы, а американцам – из Турции.

Мало кто знал, что только благодаря не столько Н. Хрущеву, сколько А. Микояну с его дипломатическими способностями и дипломатическим умом Карибский кризис был урегулирован.

Анастас Иванович умел договариваться почти со всеми главами государств. А в то время, когда Микоян вылетел на Кубу, через день скоропостижно умерла его жена – Ашхен Микоян. На похороны он не полетел – надо было спасать мир от ядерной катастрофы. И это у него получилось. Вернувшись с Кубы, он первым делом поехал на могилу жены, а потом – домой. Об историческом событии упоминалось и в СМИ.

Позже мы узнали, что риск начаться войне действительно был. Посол в Вашингтоне Анатолий Добрынин 27–29 октября имел точные сведения о вторжении на Кубу – была проведена мобилизация; войска США были дислоцированы во Флориде. Говорили и писали в СМИ, что даже Добрынин не знал о советских ракетах на Кубе. А может, и знал, но не рассказывал о тайне этого замысла…

«Я не оправдываю Никиту Хрущева в том, что он не сообщил Фиделю Кастро о выводе советских ракет, но времени действительно было мало – отсчет велся на часы…» – комментировал, уже позже, те события Добрынин.

В то же время лидер Кубы Фидель Кастро не хотел, чтобы советские ракеты вывозились с Кубы. Хотя есть разные мнения и двоякая информация: вывозились ракеты, не вывозились…

В общем, нет точных данных, но на Кубе, под носом у США, тогда было от 20 до 40 советских ядерных боеголовок, нацеленных на них. Но в кризис никогда не было приказа смонтировать боеголовки на ракетах, которые до этого были доставлены на Кубу морским путем…

Как доставляли? Об этом правдиво и интересно писали в СМИ солдаты, которые доставляли эти ракеты, служа на Кубе.

Судя по сообщениям СМИ, военное противостояние между сверхдержавами оставалось в то время напряженным. Такое соперничество, навязанное США, продолжалось еще много-много лет. Именно США после войны 1945 года несколько раз пытались развязать войну против СССР. Это неоспоримый факт!

Иногда задаешь себе вопрос: «А можно ли надеяться на золотой век без войн и конфликтов?»

Наивный вопрос! Золотого века, светлого будущего не будет – всё будет как всегда. Ведь в каждом из минувших веков после очередной опустошительной бойни люди клялись, что эта война последняя! Остается лишь уповать на разум…

А что сегодня? США говорили, что Россия нам не враг, а сами построили и продолжают строить военные базы за спиной России. Россия осталась при уступчивом Путине в кольце этих баз и ПРО.

А мы почему-то свои военные базы во Вьетнаме, на Кубе поспешили в начале XXI века, во времена президента Путина, ликвидировать. К чему бы это?..

То есть им можно строить свои военные базы вокруг России, а нам нельзя?! Им позволили даже свить свое натовское гнездо в Ульяновске – центре России! В то же время власть внушала народу, что НАТО нам не враг…

А теперь этот враг вьет свои гнезда уже в Грузии и на Украине, которую мы теряем как братскую страну – там уже хозяйничают США, и против России.

А мы предали Кубу. Это предательство началось с Горбачева, Ельцина, продолжается и по сей день. Восстановят ли прежние отношения с Кубой при В. Путине – время покажет… А восстановить бы их, дружеские отношения, надо. Восстановить надо и военные базы – и на Кубе, и во Вьетнаме.

И договариваться с США надо так: мы никому не угрожаем. Это США и НАТО угрожают нам… Убирайте все военные базы вокруг России, тогда и мы уберем свои из Вьетнама и с Кубы. Только так и надо разговаривать с агрессором! И не идти ни на какие уступки. Тогда нас будут и бояться, и уважать.

С Кубой можно договориться – это не Конго. Кубинцы – патриоты своей страны, готовые в любое время встать на защиту своей Родины, как встали они в том грозном 62-м, во время Карибского кризиса – во время моей службы в Советской Армии. Кубу тогда боялись и уважали. Она и сейчас должна быть такой же.

***

Поздравляю всех мужчин с Днем защитника Отечества!

Вспоминаю и поздравляю тех, кто со мной служил в в/ч 61500 (Венгрия, г. Эстергом, 1962–1964 гг.). Это Гринев, Минаков, Макштарёв, Гатин, Маштаков, Смыслов и другие. Служили в 7-й роте. Командиром роты был участник ВОВ Александр Моисеев, а замполитом – майор Петрик.

30 марта 1962 г. в в/ч 33633 мы приняли воинскую присягу – это в Сталинграде, в районе Мамаева кургана. Тогда еще у подножия Мамаева кургана памятника-ансамбля не было – его только планировали воздвигнуть. Об этом тогда говорили в в/ч 33633.

Хотелось бы всех, кто со мной служил, увидеть, услышать, прочитать их письма на страницах газеты или присланные в мой адрес (он есть в редакции).

Для нас срочная служба – школа жизни.

Лично мне армия дала колоссальный жизненный опыт, который потом мне очень пригодился. Эти три года были серьезным познаванием жизни. Армия – важный этап жизни любого мужчины. Именно там открываешь свои внутренние резервы, а главное – учишься жить в обществе; мыслить; различать добро и зло; самостоятельно принимать решения…

Армия воспитывает коллективизм, чувство ответственности. Она проверяет человека на стойкость и выносливость. Оттуда приходят настоящие мужчины. Служба в армии – долг перед Отечеством.

Страшно подумать, что было бы с русским народом, если бы не наша армия. Каждый здоровый парень должен пройти в ней службу, почувствовать себя мужчиной, наконец, защитником своей страны.

К сожалению, сегодня так называемая «золотая молодежь», как правило, не служит в армии.

В советское же время служили и сыновья высокопоставленных партийных чиновников, они находились и в горячих точках… Даже у И.В. Сталина два сына воевали на фронтах ВОВ. Один из них погиб.

Несмотря на все негативное, что сейчас говорят нам о военной службе, я о своих армейских годах вспоминаю с удовольствием. Срочная служба – та же школа. Армия – школа жизни, которую можно назвать и романтикой.

Могу с уверенностью сказать, что служить в те времена молодые призывники шли с желанием – добровольно. Время было такое.

Я и сейчас горжусь, что меня признали годным к строевой службе. Гордился, будучи солдатом Советской Армии.

Как говорят: кто был студентом – тот видел юность; кто был солдатом – видел жизнь.

Раньше отмечали День Советской Армии и Военно-Морского Флота, сегодня – День защитника Отечества. Это праздник настоящих мужчин.

Некоторые не признают День защитника Отечества своим праздником, отворачиваются от поздравлений, стесняясь: мол, в армии я не служил. Напрасно. Пусть не каждому довелось просыпаться под команду «Рота, подъем!», узнать прелести шагистики по плацу, ощутить благородный холод оружия, но, согласитесь, наверное, нет таких мужчин, которые – если потребуется – не встали бы на защиту своих родителей, любимой, детей… Ведь представитель сильного пола всегда был защитником.

Так что этот День празднуют настоящие мужчины!

г. Великий Новгород

Другие материалы номера