«Маленькая зарплата» – тот доход, который после вычета НДФЛ станет меньше прожиточного минимума. Т.е., из тех, кто получает не более 13 тыс. рублей, не будут взимать 13% в пользу олигархического режима.
Видимо, этой новостью, как ударной мерой в борьбе с бедностью, Медведев попытается смягчить критический настрой думской оппозиции. Хотя мера копеечная, да и придумана не Медведевым с его министрами. Это предложение коммунистов, которое в сотый раз прозвучало на недавнем круглом столе в Госдуме, проведенном депутатом Николаем Коломейцевым. Только предлагали коммунисты не обременять налогом зарплаты не менее чем 30 тыс. рублей, а с богатых, подмявших под себя до 80% ВВП страны, взимать НДФЛ по прогрессивной шкале – больше доход, больше вычет. На это власть, сросшаяся с олигархатом, как сиамские близнецы, не идет и пытается отделаться мелочовкой. Но то, что перед появлением премьера в нижней палате засуетились вокруг бедных, свидетельствует о том, что власть боится этой острой темы, а обойти ее нельзя – это главнейший из 12 президентских нацпроектов, но отчитаться по нему нечем, и в последний момент пришлось схватиться за соломинку…
Бедность же на Руси множится в геометрической прогрессии. Только не по нашей статистике. До смены руководства Росстата официальные данные показывали, что бедных и нищих в РФ свыше 20 млн человек. Сменились первые лица в статистике, бедных стало меньше аж на 2 млн человек к началу 2019-го, теперь их якобы всего-то 18,9 млн человек. «Это магия какая-то», – иронизирует депутат Олег Смолин. А потом вспомнил, как несколько лет назад бывший директор НИИ Росстата Василий Михайлович Симчера, покидая руководящий пост, объяснил: надоело врать.
Однако никакой магии. Наши статисты перестали причислять к бедным пенсионеров, так как, видите ли, у большинства стариков пенсия выше их прожиточного минимума. Но позвольте, как же европейские стандарты? На них ведь равняются, когда устанавливают цены, тарифы, оплату за лечение, разные услуги. В Европе бедными считаются те, чьи душевые доходы ниже 60% от медианного уровня в стране. В РФ медианный доход, по официальным данным, 26,9 тыс. рублей, такой пенсии рядовые россияне не получают, максимум 15–16 тыс. рублей. Так что наши пенсионеры, а их 43 млн, люди бедные и очень бедные. Не менее бедные у нас семьи с детьми, особенно те, у которых трое и больше детей. Страдают от бедности молодые люди. Очень многие выпускники вузов, втузов не могут найти работу. А на что жить, создавать семью? Беспросветность положения нередко ломает молодых людей, они стыдятся нищеты и в поисках выхода уходят, порой, в криминал. А это уже другая статистика… Можно легко избежать этого позорного явления, достаточно прислушаться к коммунистам и принять закон о гарантиях первого рабочего места для молодых специалистов. Но высшее руководство РФ предпочитает давать команды Росстату, что считать, что не заметить, а что приукрасить, чем заняться делом.
В России полно безработных, значит бедных. Статистика дает успокаивающие данные – всего 5%, но реальная безработица в разы больше. Спасли бы положение обещанные Путиным в 2012 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Но где они? Нет ответа…
А разве можно считать благополучными учителей, медиков из российской глубинки, зарплата у которых на уровне пенсий? По данным завлабораторией исследования уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАН Елены Гришиной, опросы населения показывают, что россиянам живется значительно хуже, чем подается в цифрах и официальных докладах, четверть населения – 25% – оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое.
В 2018 году реальные доходы населения снизились, более чем на 10% относительно уровня 2013 года, увеличился уровень бедности с 10,8 до 12,9%, вырос дефицит доходов домохозяйств и существенно увеличился уровень бедности среди детей с 19,1% в 2013 году до 26,7% в 2016 году.
Какие семьи являются бедными? Гришина повторяет то, что многократно говорили коммунисты: это семьи с детьми, среди них 20% – бедные, доходы у них ниже прожиточного минимума. Среди семей, где трое и более детей, – бедных свыше 50 процентов. Очень высокий уровень бедности у сельских семей. Социальная поддержка, которую они получают в виде социальных пособий, лишь на 2% снижает уровень их бедности.
Если честно посчитать всех горемык, живущих в страшной нужде, нередко впроголодь, если учесть всех, живущих на подачку в виде пособия, или на милостыню, то окажется, что таких у нас раза в 2, а может, и в 3 больше, чем статистических 18,9 млн человек.
Что предлагает правительство? «Будем создавать портрет бедности», – пообещала на правительственном часе вице-премьер Т. Голикова. Идея понравилась в Минтруде, там уже готовятся к проведению соответствующих исследований. Но на часы не смотрят, год уже прошел, а по нацпроекту о преодолении бедности ничего не сделано, если еще уйти в «исследования», то в ближайшую пятилетку бедности точно ничего не грозит.
«Не знаю, кому и сколько заплатят за «портрет бедности» и поиск ее причин, я могу бесплатно их назвать», – отреагировал на идею Голиковой О. Смолин. И перечислил:
«Первая причина – нищенский уровень минимальной заработной платы, который не обеспечивает даже прожиточного минимума, поскольку с него еще вычисляется 13-процентный налог;
вторая – нищенский уровень минимальных пенсий;
третья – реальная безработица, которая значительно выше официальных показателей;
четвертая – дети, чем больше их в семье, тем они беднее;
пятая – экономический кризис и отсутствие экономического роста и, по прогнозам Минэкономразвития, еще почти шесть лет планируется отставание от мировой экономики;
шестая – рекордный уровень социального неравенства; по данным швейцарского агентства, РФ – рекордсмен «большой 20» по уровню социального неравенства. Один процент населения владеет 71 процентом национального богатства, мы единственная страна «большой 20», где нет прогрессивного налогообложения».
«Портрет бедности» в РФ от Смолина получился четким и понятным. Удовлетворит ли он Голикову, Медведева, президента? Или им больше подходит вариант с изысканиями, когда пилятся бюджетные деньги, и ожидание конкретных мер по борьбе с бедностью растягивается на неопределенный срок? Понятно, что надо вкладывать средства в развитие экономики, производства, увеличивать заработки, пенсии, а не отнимать их у людей под видом пенсионных «реформ».
Между тем в открытом доступе появились декларации высшего чиновничества о доходах, полученных за 2018 год. Тут счет идет не на рубли с копейками и не на тысячи, а на миллионы.
Не жалуются на бедность члены правительства: полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Ю. Трутнев обогатился в 2018-м на 538,4 млн рублей. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров задекларировал доход 443,4 млн рублей, министр сельского хозяйства Д. Патрушев заработал 183,8 млн рублей.
Но есть миллиардеры среди парламентариев РФ. Сенатор от Камчатского края В. Пономарев задекларировал 2,34 млрд рублей, чуть от него отстал единоросс-миллиардер Г. Аникеев, получив за 2018-й 2,32 млрд рублей. У единоросса Н. Борцова – 988 млн рублей, у члена Совета Федерации от Карелии И. Зубарева – 564 млн, у Б. Невзорова – 498 млн рублей.
Это только финансовые показатели, а еще у наших высокодолжностных деятелей много недвижимости, транспорта и прочего добра. Декларации поданы всеми чиновниками. Прелюбопытнейшее чтиво для тех, кто раздумывает над судьбой народа и России.
Что видим? Чудовищное неравенство, чудовищная несправедливость. Что выдающегося сделали миллиардеры, полумиллиардеры для страны? Они сделали так, чтобы большая часть страны была нищей. Вот и получается: одна страна – два народа, каждый находится в своем жизненном измерении, у каждого свои планы и желания.
Расскажет ли Д. Медведев Госдуме, как убрать эту межу несправедливости, неравенства в российском обществе, как заставить каждого получать по своему труду, во имя преодоления бедности и нищеты во имя сохранения нашей Родины?