Страсти  по «голодомору»

Он был мне пророком. А может быть, даже и более чем им.
Теперь же, всматриваясь в лик этого незаурядного и яркой художественной выразительности ки­норежиссера, я охладел к нему. Ибо при всех изысках его киноязыка и при всех его творческих находках, по большому счету, пророком, это странно так, но так очевидно мне открылось, он не является. Ибо он в упор не видел трагедию Родины, ждавшую ее в роковые 90-е годы.
А ведь при его претензиях, как бы должен был…
А иначе чего они тогда стоят, эти все его изыски и ума, и формы?
Он был где-то там, в безоблачной выси своих мучительных и тягостных эмпирий и ощущений. И более, получается так, нигде.
В отличие от Василия Шукшина, кричавшего вожделенно, воспаленно всматривавшегося во мглу грядущего времени: «Ванька, смотри!»
А название для заметки мне навеяло первоначальное названием его первого фильма «Андрей Рублев» – «Страсти по Андрею».
Теперь по сути дела. О «голодоморе». Броском, расхожем ныне слове.
Кто думает, что тема «голодомора» востребована сегодня только на Украине с ее какими-то там просто виевскими сюжетами, тот глубоко ошибается. Более чем хорошо она востребована сегодня и неплохо раскручивается и в соседнем Казахстане. Где претензии к старшему, русскому брату тоже выставляются не меньше чем по гамбургскому счету.
Так, скажем, в конце января этого года в одном из престижных алма-атинских кинотеатров состоялась премьера документального фильма «Зулмат», который американский информационно-аналитический портал Eurasianet назвал восхищенно и со знанием дела (все хорошо ведь знают, какие американцы гуманисты) сенсацией.
Фильм снят «просвещенным националистом» и довольно известным в республике не только по роду своей журналистской профессии, но и по разного рода громким судебным процессам Жанболатом Мамаем. Тот, обращаясь к нынешней молодежи, взволнованно рассказал ей о том, как «советский режим» в начале 30-х годов XX столетия с помощью голода осуществлял «геноцид казахского народа». И из «национального большинства превратил его в меньшинство на своей собственной земле».
Добавим, что фильм этот – не первая ласточка в данной теме, а давняя и широко раскрученная тема. Заделом в этой работе служит открытие внушительного памятника «голодомору» (чуть ли не размером с мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде) в 2012 году в Павлодаре.
Внушительные монументы по этой тематики вздыбились в Великой степи также в Астане, теперь Нур-Султан, и в Алма-Ате.
Так что тема, как видим, востребованная. И что же тут удивительного, что молодые и расторопные ребята стараются тут и там на этой площадке выказать публике своей и тем, кому эта тема ныне в республике более чем актуальна, свой недюжинный талант и творческую смекалку?
Хотя, с другой стороны, при всей этой раскрученности и запредельности возникает вопрос: а что, голод и стихийные катаклизмы присущи были только бывшим советским республикам, ставшим в одночасье в результате событий 1991 года и незалежными, и независимыми, и все такими страшно униженными «советским» режимом. Ну и русскими, само собой. А нам куда тогда деть свой голод в материковой России, ну, скажем, в Поволжье в двадцатых. 
Русская поговорка памятью тех лет гуляет до сих пор в простонародной речи словами тети Лены Шипулиной из нашего села: «Эх, и пожили ж мы тогда и поцарствовали. Пойдешь за Волгу побираться – кто даст шанежку, кто половинку».
Поговорка еще той, неверовской поры, с хлебным городом Ташкентом, ставшим потом, в суровую пору беды всей стране великой столицей дружбы и тепла, и который потом стараниями реформаторов стал городом и далеким, и чужим. Да и забытым.
Так вот если все те беды и невзгоды в России-матушке вспомнить, то возникает горький вопрос – а в них-то какой брат был виноват?  
Свирепствовал голод в эти же 30-е годы в силу сложившихся тогда природно-климатических ус­ловий и на хлеборобном Алтае. И это не военная тайна.
Такая вот тут история получается и интересная, и занимательная.
Не будем, однако, сильно придираться к молодой поросли из нынешних стран СНГ, выросшей странным образом, как бы из пепла своего народа, а не из того, что величием совместного созидательного труда подняло эти республики на недосягаемую и ныне многим народам мира высоту;  всех этих «просвещенных националистов» и страждущих национальных художников, жаждущих донести такую вот, по их убеждению, сверхправду до молодого поколения. Впрочем, сегодня это более чем приличная духовная пища, сужу по сетям, и для более взрослого поколения, не отягощенного склонностью хотя бы к элементарным вычислениям.
Хотя, скажем, могли бы снять и донести они, эти нынешние инженеры, и попутно же менеджеры человеческих душ (они же пророки как бы, и оракулы), правду до молодого поколения и о событиях в Жанаозене. О событиях совсем близкого времени, которые даже без режиссерской составляющей и не озвученные куда как больше впечатляют своим драматизмом.
Посмотрите видеоматериалы по этим событиям. Они стоят того, чтобы их посмотреть.
Вот бы где им развернуть свой талант…

г. Барнаул

Другие материалы номера