Здесь погибали, совершали великие подвиги лучшие сыны Родины, отстаивая право страны владеть черноморским побережьем для защиты ее священных рубежей, завоеванных нашими предками огромной ценой, укрепляя доблесть русского советского флота.
И юные герои, воспитанные советской властью, во время Великой Отечественной войны проявляли чудеса мужества и отваги, неимоверную для хрупких юношеских плеч силу духа. Среди них пионеры Валерий Волков, Володя Арешьянц и Володя Дубинин.
…Когда летом 1941 г. фашисты захватили Крым и рвались к Севастополю, разведчики 7-й бригады морской пехоты нашли истощенного мальчика, прятавшегося в сарае. Звали его Валерий Волков. Его отца застрелили гитлеровцы, а парень чудом избежал пули. Мама мальчика умерла, когда он только что пошел в школу.
Тяжелые бои шли под Севастополем. Защитники города насмерть стояли у поселка Инкерман, возле Сапун-горы. Каждый боец поклялся защищать город до последнего вздоха – сколько хватит сил.
Валерику некуда было бежать, и разведчики взяли его с собой.
– Вы не смотрите, что я маленький, – мне уже 12, и я тут всё знаю: когда сменяются караулы, по каким улицам они ходят, – заверил пацан.
– А к Старым Шулям можешь показать ближний путь – нам это важно? – спросили его.
– Могу и провожу вас…
Так, уйдя в разведку втроем, бойцы вернулись вчетвером. Мальчик понравился комиссару Ехлакову. Шутка ли, провести разведчиков мимо немецких патрулей, сторожевых постов к нужной цели – скале Кара-Коба, где притаились фашистские танки и пушки, готовые обрушиться на город.
Комиссар поблагодарил Валеру за помощь и спросил, пионер ли он. Вместо ответа Валера стал разматывать шарф, из-под которого блеснул красный галстук. Он не снял его даже тогда, когда они бежали из родного города Черновцы, еще раньше занятого немцами.
Валеру в бригаде полюбили. На войне сразу видно, кто смел, а кто труслив. Он же был не только храбрым, но и неутомимым. Комиссар Ехлаков напрасно старался удержать его у штаба. Паренек рвался в бой. Он подносил снаряды к пушке, из которой стрелял по врагам артиллерист Иван Петруненко. И упросил-таки его послать в бой связным. Когда же бой затихал, смолкала перестрелка, парень перевязывал раненых, помогал кашеварить. И часто, примостившись у камня, сочинял для какого-нибудь раненого солдата письмо к родным.
Это были удивительные письма! Они шли от сердца, обнадеживали:
«…А вы меня ждите, родные. Ждите, мама и сестры. Я вернусь к вам с победой. На всей земле наступит такое счастье, какого и во сне не увидишь. А фашистов-бандитов мы разобьем непременно. Не может быть, чтобы горькое горе царствовало на нашей земле…»
Комиссар узнал про эти письма и предложил Валере попробовать выпускать стенгазету, чтобы рассказывать правду о наших сражениях. И назвали газету «Окопная правда». С рвением взялся парень за дело. Первую же заметку дал сам комиссар. Он писал, что, хотя у фашистов пока больше, чем у нас, и самолетов, и танков, но все равно мы сильнее духом своим и волей. Красная Армия уже разгромила немцев под Москвой, остановила их под Ленинградом. И здесь, на ближайших подступах к городу-герою, на инкерманских высотах, фашисты узнали нашу силу. Полгода пытаются они взять Севастополь, да не могут. Но предстоят еще жаркие бои, жестокие схватки с врагами. И пусть каждый боец еще раз повторит данную нами клятву: «Стоять насмерть!»
И Валерик был бесстрашен. Плечом к плечу с моряками ходил в атаку. И равным себе, настоящим воином считали его отважные черноморцы.
В середине июля, в разгар лета, на инкерманских высотах остались в живых только 10 человек. Но они не сдавались врагу. «Дорогая десятка! – писал тогда Валера в «Окопной правде». – Кто из вас останется в живых, расскажите всё, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь город, каждый дом, школу, улицу… Нас никогда не победят Гитлер и другие… Нас миллионы, посмотрите: от Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Севера… Мы как сталь. Непобедимы!»
А в знойном небе нарастал надрывный вой. Это фашисты вновь и вновь бомбили город.
1 июля 1942 г. командование отдало приказ оставить Севастополь. Но, и отступая, бойцы дрались за каждую улицу, квартал, за каждый дом.
Бойцы отошли от Инкермана и заняли оборону в тесном ущелье. Рядом со взрослыми Валерик засел в окопе, на который надвигались немецкие танки.
Капитан Гебаладзе швырнул связку гранат под один из танков, но он продолжал движение. И тогда, превозмогая боль из-за ранения правого плеча, Валерий перехватил свои гранаты левой рукой и, собрав все силы, кинул их прямо под гусеницы фашистского танка. Взорвались скалы. Танк завертелся на месте и встал, перегородив дорогу остальным машинам.
Когда же дым рассеялся и в ущелье стало тихо, моряки увидели, что юный боец лежит неподвижно. Не билось больше смелое пионерское сердце.
28 декабря 1963 г. Валерий Волков был посмертно награжден Орденом Отечественной войны I степени. Этот орден дается за особые подвиги на войне. И имя его было занесено в Книгу Почета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
l
Отважным мальчиком был и севастополец Володя Арешьянц. Его отец, командир торпедных катеров, погиб смертью храбрых, а матери не стало во время бомбежки.
Володю, эвакуированного вместе с другими детьми в Новороссийск, приютили стоявшие там танкисты. Шустрый и ловкий, он быстро обучился военному делу, научился стрелять из автомата, пулемета, знал, как в танке наводят пушку на цель, и быстро обнаруживал основные точки врага.
За годы войны Володя подрос и окреп, стал полноправным членом танкового экипажа, помогал ремонтировать машины, чистить орудия, был и связистом.
Шли нелегкие бои. После того как освободили от фашистов его родной Севастополь – в боях участвовали и танкисты, войска маршала Конева готовились выбить врага и из других городов, а в дальнейшем освободить Прагу.
Бои были жаркие. Гитлеровцы дрались до последнего. И группа немецких танков зашла в тыл – к советским. Володя это разведал и прибежал с донесением в штаб.
Враг был уничтожен, и Прага освобождена.
Жители ее восторженно встречали советских воинов – и среди них был Володя, который лихо отплясывал на площади в честь победы.
После победы на груди юного танкиста красовались четыре медали: «За освобождение Севастополя», «За взятие Праги», «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
По окончании войны Володя учился, получил профессию и увлеченно работал.
l
Среди таких же, как он, отважных и отчаянных ребят был и Володя Дубинин. Его отец, Никифор Степанович, коммунист, участник Гражданской войны, капитан корабля, с первых же дней войны ушел на военный флот. А фронт всё приближался. В конце лета фашисты начали бешеное наступление на Крым и подходили уже к Керчи…
Семья Дубининых, мать и сын, переселилась к старому боевому другу отца – Ивану Захаровичу Гриценко, который жил в поселке Старый Карантин, возле каменоломни. Володе эти места были хорошо известны – он не раз с двоюродным братом Ваней играл здесь в войну. И однажды, провалившись в одну из заброшенных каменоломен, разглядел выбитую на камне потемневшую от времени надпись о том, что здесь в 1919 г. жили и воевали за Советскую власть красные партизаны Никифор Дубинин и Иван Гриценко. Это была памятка о боевой славе их отцов.
Вскоре Володя узнал, что глубоко под землей коммунисты создают тайную крепость, организуя партизанский отряд на случай захвата немцами Керчи. В этом отряде будет и Иван Гриценко, которого он долго упрашивал взять его с собой.
Командир отряда, бывший моряк Александр Федорович Зябрев знал, какие испытания предстоят людям в каменоломне, если фашисты захватят город. Володя ему приглянулся – поручился за него и Иван Захарович.
А бои приближались, фашисты уже почти хозяйничали в городе.
И тогда партизаны спустились в непролазную темень. 50 дней и ночей провел отряд под землей, а с ними и Володя Дубинин. Ему чаще всех поручали вылазки наверх – как самому быстрому и юркому. Он мог пролезть в любую щель. И он часто ходил в разведку, прокладывая путь подпольщикам.
В первой же смелой операции они, застав врага врасплох, разгромили его штаб и военные склады.
Фашисты бросали в каменоломню бомбы, минировали всё вокруг, пытались отравить людей удушливыми газами. Но крепость для них оставалась неприступной, несмотря на то, что все выходы и щели ее были снаружи залиты бетоном и заминированы.
Враги отозвали с фронта целый полк, вооруженный артиллерией с прожекторами и звукоуловителями, чтобы днем и ночью охранять все выходы из каменоломни.
Но отряд держался.
В одном из первых боев на земле погиб командир отряда Зябрев, и во главе отряда встал бывший начальник партизанского штаба Лазарев. Теперь любой ценой надо было узнавать, что происходит наверху.
Володю Дубинина назначили командиром небольшой группы разведчиков. В его группе были Валя Гриценко и Толя Ковалев. Они узнавали всё, что требовалось, и передавали в отряд. Но вскоре фашисты нашли и эти лазейки и замуровали их.
Ползая по заминированной земле, Володя долго искал еще не замеченные врагом щели. И нашел. Как-то он сумел разведать страшный план немцев, которые готовились залить их убежище водой. Партизанам пришлось немедленно создавать плотины в подземных ходах. Работа кипела и днем и ночью – и отряд был спасен.
Но гитлеровцам удалось взорвать отсек, где под землей, в ванне, находилась питьевая вода. Людям грозила гибель от жажды.
И снова Володе доверили важное дело – выбраться наверх, хорошенько все осмотреть и связаться с партизанами Аджимушкайских каменоломен, расположенных по другую сторону Керчи.
В канун Нового, 1942 года мальчик осторожно вышел через потайную щель и напоролся на людей в морской форме. Это были свои – и он с радостью узнал, что город почти освобожден от фашистов. Теперь надо было вызволять сидельцев из подземелья, а для этого убрать все расставленные врагом ловушки. Но только он мог показать морякам местоположение мин, и поэтому не колеблясь бросился на подмогу, несмотря на радостную встречу с матерью. Здесь, у каменоломни, их долгой крепости, Володя и погиб во время взрывных работ.
В парке Камыш-Буруна, где всегда играли дети, высится памятник на братской могиле партизан, где на доске из крымского мрамора написано, что здесь похоронены погибшие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Зябрев Александр Федорович, Шустов Иван Гаврилович, Важенин Влас Иванович, Макаров Николай и Бондарев Николай, Дубинин Володя.
За мужество и доблесть Володя был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Его именем названа одна из улиц в Керчи, а в сквере ее 12 июня 1964 г. состоялось торжественное открытие памятника славному пионеру.
Юному герою был посвящен и фильм «Улица младшего сына», на котором воспитывалось не одно поколение советских ребят. Снимался он в каменоломне – там, где действовали не сдавшиеся врагу смелые подпольщики-партизаны, а Володя совершил свой бессмертный подвиг.
Его имя занесено в Книгу Почета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
Такие, как он, отважные ребята, юноши и девушки, сражались за свою Родину и землю – за то, чтобы никогда больше не топтал ее фашистский сапог и не возрождался нацизм.
Сегодня он господствует на Украине, оскверняя память советских воинов, юных героев, павших в сражениях с этим злом. Они отдавали свои жизни, совершали великие подвиги за то, чтобы мы жили сегодня. И жила Украина, где, как это ни прискорбно, пытаются забыть имена истинных героев нашей когда-то общей большой Родины.
Там теперь запрещают показы таких фильмов, как «Улица младшего сына», и других подобных советских фильмов.
К сожалению, и на наших экранах тоже не часто увидишь подобные фильмы. На ТВ всё заполонили сериалы об убийствах, жестокости и насилии. Героями их являются разные алчные дельцы, которые ради борьбы с конкурентами, такими же собственниками, то и дело нанимают киллеров и дилеров, совершая любые чудовищные преступления ради красивой и роскошной жизни.
И это теперь прививают молодежи, декларируя: стремись к такой жизни любым способом, любой ценой, ничем не гнушаясь, не заморачиваясь.
Противостоять этому могут только фильмы, в которых герои не хищные собственники и разномастные дельцы, стяжатели, а истинные патриоты своей страны – такие, каких и воспитывала Советская родина, готовых на подвиги и самопожертвование во имя народа и своей страны.
Именно это поколение юных внесло свой вклад в нашу великую Победу. И оно должно быть увековечено на Поклонной горе.