Посмотрим итоги за последние десять лет. Валовый внутренний продукт (ВВП) у нас подрос на 8,5 процента. ВВП в Китае за тот же период вырос на 114,9 процента, в Казахстане – на 49,7 процента.
В первых рядах РФ идет по численности населения с доходами ниже прожиточного минимума: 2008 год – 19 млн человек, 2019-й – 18,9 млн (приводятся данные официальной статистики). Прирост денежных доходов за последние 10 лет составил всего 6,5 процента, или 0,6 процента в год. По итогам марта 2019 года экономику настигло очередное торможение. Минэкономразвития уже не столь оптимистично в прогнозах относительно роста ВВП в 2019 году, хотя и оптимистичные прогнозы не позволяли российской экономике удержаться в мировом тренде.
Вывод: мы зависли! За последние пять лет темпы роста собираемости налогов в стране в 30 раз опережают темпы роста промышленности. За счет чего такой прирост? Налоговая система превратилась в инструмент по изъятию средств из экономики и из карманов граждан для наполнения консолидированного бюджета. Как в таких условиях можно развиваться?
Совет Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики провел в 2018 году ряд выездных заседаний в различных регионах страны. В апреле 2019-го в Москве был представлен доклад о состоянии обрабатывающей промышленности. В нем был сделан вывод: нет четкой стратегии со стороны правительства по повышению конкурентоспособности нашей экономики.
Ровно год назад на Московском экономическом форуме, как и на предыдущих, все выступающие говорили о том же и подчеркивали, что при иных условиях, которые могут быть созданы в стране, экономика будет расти. Но условий этих не было и нет. В результате только в 2018 году в стране закрылись тысячи предприятий обрабатывающей промышленности, а у тех, что уцелели, увеличиваются издержки, себестоимость продукции. Есть субсидии, гранты, но процентное соотношение налогов и господдержки промышленности не выдерживает критики: это 52 к 1.
Деградирующая экономика, деиндустриализация – путь к распаду. И этот процесс не остановить одними разговорами о духовности, Русском мире, общей истории, хотя это и крайне важно. У нас есть прорывы по некоторым направлениям. Но общее состояние нельзя оценивать через отдельные достижения, изображение будет как в кривом зеркале.
Центральный банк (ЦБ) оценил ситуацию в экономике страны как близкую к равновесию, но тут же признал, что равновесие держится при низких темпах роста. Что ж, когда лежишь на дне без движения, это тоже равновесие, и даже очень устойчивое. ЦБ, который нещадно критикуют за высокую ключевую кредитную ставку, за излишнее увлечение таргетом по инфляции, заявляет, что потенциал экономического роста в России связан с инвестиционным климатом и человеческим капиталом, давая понять, что его хата с краю и за рост экономики он не отвечает. Хотя поменяй ЦБ финансовую, денежно-кредитную, налоговую политику, и страна уйдет в совершенно другой экономический и социальный проект.
Правительство объясняет проблемы в нашей экономике кризисом, санкциями, нехваткой финансовых средств, но не желает разобраться, в чем оно, правительство, повинно в этом упадке. Мы слышим: экономика «в равновесии», нацпроекты готовы, цели обозначены, бюджет профицитный, денег – море… Так почему ж экономика в торможении?
Нефть в 2009 году стоила 65 долларов за баррель, бензин – 20 руб., в 2019 году нефть – 63 доллара, бензин – 43 руб. Показательно, не так ли? И это «наш путь» развития экономики? А может, стоит повнимательнее посмотреть на экономику с точки зрения развития народных предприятий, например, на работу Совхоза имени Ленина, вместо того чтобы третировать его руководителя?
Иногда слышишь, что на жизнь надо смотреть веселее. А кто против? Посмотрим через экономику, доходы. На долю 3 процентов населения приходится 89 всех финансовых активов страны. 92 процента всех срочных вкладов в банках и почти 90 процентов всех наличных сбережений. У наших доморощенных олигархов в 2018 году доходы выросли на 11 процентов. Самым богатым жителем Лондона является наш соотечественник, а троица наших миллиардеров вошла в десятку самых богатых людей Британии. Остается за них порадоваться…
В РФ на конец 2018 года насчитывался 101 долларовый миллиардер. Это вдвое больше, чем в Англии, там их всего 54, во Франции – 40, в Японии – 35, при этом объем ВВП в России меньше, чем в каждой из этих стран. Парадокс: страна беднее, а богатых больше.
Какой из этого вывод? Вывод тот, что экономика у нас работает не на общество, а на узкий круг богатеев. Вспомним крылатую фразу из статьи Ленина «Памяти Герцена», написанной еще в 1912 году: узок круг этих людей, страшно далеки они от народа. Забыли слова Владимира Ильича. А ведь надо делиться, надо срочно вернуться к прогрессивному подоходному налогу.
В экстазе борьбы с бедностью чиновники изобрели новые понятия: «предсредний класс», «предпенсионный возраст»… Хотя четкого понимания того, что собой представляет тот же средний класс, до сих пор нет. И как ему быть и выстоять, если годовые темпы роста реальных зарплат обнулились с 2016 года, реальные доходы в первом квартале 2019-го рухнули на 2,3 процента. То есть люди при полной нагрузке стали получать меньше, притом что мы входим в пятерку самых работающих стран в мире. И как это воспринять с оптимизмом? Порадоваться, что мы самые работящие? Но это уже мазохизм.
Первые в истории законы, защищающие права наемных работников, появились в Германии при канцлере Бисмарке. Он был ярым противником социализма, но пошел на прогрессивные меры. Ему хватило ума прислушаться к голосу трудящихся, не дожидаясь потрясений.
Теперь об отношении к Всемирной торговой организации (ВТО). Из ежегодного доклада аппарата торгового представителя США на международных переговорах USTR было отмечено, что Россия выполняет свои обязательства перед ВТО. В то же время было подчеркнуто, что Россия и Китай представляют уникальную и серьезную угрозу членам ВТО. USTR негативно оценивает тенденцию к локализации товаров и услуг в России, расширение субсидирования местных компаний, иными словами – поддержку отечественного товаропроизводителя. Более того, сама политика по импортозамещению представлена как противоречащая правилам ВТО. Все то, что нам необходимо, чтобы быть независимой страной с собственным промышленным потенциалом, напрочь отметается ВТО. Но мы же, если верить словам российского руководства, ставим иные задачи. Зачем же тогда сидим в ВТО?
Присоединяться к этой организации, быть в ней целесообразно лишь в том случае, если правительство уверено в возможностях использовать членство в национальных интересах. Само вступление или нахождение в ней не должно быть самоцелью. Когда в 2012 году, после семнадцати лет переговорных процессов и значительных уступок не в нашу пользу, мы вошли в ВТО, полагая, что появится у нас благоприятный инвестиционный климат, что страна избежит нерыночных методов регулирования ввоза товаров, получит доступ к международным технологиям, к кредитным ресурсам. Но не получили ничего. Только платим взносы порядка 5 млн долларов в год. И на хрена козе баян?
Конечно, некоторые, особенно либералы, думают по-другому, а оппозицию вообще не слышат. Как сказал живший в древности греческий историк Геродот, если не высказано противоположное мнение, то лучшее не из чего выбирать.