На дольщиках «ставят точку»?

История долевого строительства началась в РФ в начале двухтысячных. Народ повелся на призывы рыночников осуществить мечту о жилье путем соинвестирования в строительство домов. Тысячи граждан клюнули на эту авантюру. Но получить квартиры удалось немногим. Большинство попали в категорию обманутых дольщиков, отдавших свои деньги застройщикам, которые, «сорвав банк», сбежали, бросив недостроенные дома. С тех пор обманутые и униженные дольщики годами ищут правду и возможность вернуть утраченное. Таких сегодня в России – около 200 тыс. человек. Усталые и измотанные, они продолжают отстаивать свои права на всех уровнях. Поддерживает их КПРФ. Коммунисты помогли обманутым дольщикам достучаться до президента, до премьера и добиться обсуждения в Госдуме их проблемы.
И уже Путин дает поручения «помочь людям, которые вложили свои деньги в строительство домов, но не получили квартир, став обманутыми дольщиками», …и «не нужно закрывать глаза на масштаб этой проблемы». 
Думский спикер Вячеслав Володин в ходе слушаний заверял пострадавших от недобросовестных застройщиков: «Мы с вами будем в диалоге, пока проблема не будет решена. Считайте, что мы договорились…» Под договоренностью подразумевалось создание специального фонда в поддержку пострадавших соинвесторов. 
И вот на днях Госдумой приняты в первом чтении законопроекты: базовый «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сопутствующий  «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Чуть ли не треть «Единой России» подписалась в качестве авторов-разработчиков законопроектов, которые «создают  юридические механизмы, исключающие обман участников долевого строительства». 
«Это реформа,.. нам надо поставить точку… в появлении обманутых дольщиков», – подчеркнул один из авторов проектов – председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям единоросс Николай Николаев.
Упоминание о «точке» насторожило депутатов. Хотят поставить «точку» на тех, кто обманут, на 200 тыс. человек? Понятно, что теперь застройщики не получат в свое управление деньги соинвесторов, но это в будущем, а что будет с теми, кто уже пострадал? 
Николаев утверждал, что «обманутых» не кинут, для них создается фонд защиты прав участников долевого строительства, в субъектах РФ будут его филиалы, региональные фонды. Их задача – помочь в достройке незавершенных домов, если же достройка невозможна, то возместить убытки обманутым дольщикам. Фонды будут формироваться из средств федерального, региональных бюджетов и от коммерческой деятельности компаний-застройщиков. Только взнос из федерального бюджета в 2019 году выглядит скромно: всего 6 млрд рублей на докапитализацию фонда… 
Алексея Куринного (КПРФ) интересовало, в каком соотношении будут финансироваться региональные фонды: «Все понимают, что за ошибки долевого строительства будет отвечать бюджет – федеральный и региональные. Но в каком соотношении? Сроки, объем софинансирования, цифры в целом, источники финансирования?..» 
Куринный сослался на свою Ульяновскую область: 2 тыс. обманутых дольщиков, официально признано 500–600, сумма, требуемая на достройку, – 5 млрд рублей. «Это неподъемная сумма для региона, если не выделить областному фонду средства, то обманутые ничего толком не получат…» «На трехлетку для фонда выделяется из бюджета всего 20 млрд рублей, а нужно – не менее 100 млрд рублей. Почему такой мизер?» 
Н. Николаев не смог ответить ни на один вопрос Куринного. В законопроекте ничего, о чем спрашивал коммунист, не прописано. 
В Челябинской области, от которой избран в Госдуму Виталий Пашин (ЛДПР), тоже много обманутых дольщиков. Но в какой очередности достраивать объекты? Николаев и это не знал: «Эта деталь не учтена в законопроекте». 
Ольга Алимова (КПРФ) обратила внимание на то, что фонды в субъектах рассматриваются как унитарные некоммерческие организации, но правительство категорически против унитарных структур. «Как выходить из этого противоречия?»
Вере Ганзе (КПРФ) было непонятно, почему из бюджета расходуются средства на возмещение похищенного мошенниками. Все же знают, кто продавал по два-три раза одни и те же квартиры, кто начинал строить, а потом исчезал. Но их не задерживают, а тратят бюджет. «Это неправильная позиция, надо усилить работу правоохранительных органов»…
Дольщики сегодня воспринимаются уже как анахронизм, мешающий становлению нового, но те, кто думает, что они отступятся, глубоко ошибаются. Обманутые дольщики уже стали организованным, решительным сообществом. И они не изменят своих требований. Это надо всем зарубить на носу – от президента до провинциального чинуши. 
А теперь о новшествах, предлагаемых правительством для решения вопроса о жилье. Теперь граждане не будут напрямую контактировать с застройщиками. Средства они будут класть в банк на так называемые эскроу-счета. Банк в данном случае гарантирует, что продавец исполнит свои обязательства и лишь после этого получит деньги. Запрет на использование застройщиками денег покупателей квартир в новых домах установлен в ФЗ №214. Компаниям предлагается строить объекты на свои личные либо на заемные средства. Застройщик получает от банка деньги после завершения строительства. Факт окончания строительных работ проверяется агентом. Если обязанности со стороны продавца не выполнены, деньги возвращаются хозяину, то есть покупателю. Таким образом, договор по счету эскроу – это новый способ регулирования отношений между застройщиком и дольщиками. Использование счетов эскроу, по мнению законотворцев, решит проблему недостроя. 
Переход на эскроу-счета состоится 1 июля 2019 года. 
Думская оппозиция хоть и поддержала законопроекты по реформированию долевого строительства, но не умалчивает о недостатках предложенных преобразований. Главный из них – это вздорожание жилищных метров для покупателей из-за оплаты банковских услуг и обесценивания лежащих в банке средств. Депутаты-экономисты утверждают, что цена поднимется не менее чем на 20%. Да и застройщику придется раскошелиться, потому что расходов будет больше. А расходы застройщика тут же отразятся на кошельках приобретателей жилья.  
Председатель комиссии РСПП по жилищной политике и строительству Леонид Казинец считает, что из-за вводимых изменений с рынка жилья уйдет дешевый сегмент, так как нельзя будет продавать квартиры «на котловане». 
А дольщиков не будет совсем уже с конца 2019-го. И это, пожалуй, самое главное новшество для руководства страны. Дольщики с их пикетами, маршами, протестными выступлениями сильно надоели правящим чиновникам. 
Правы аналитики, которые утверждают, что новые законы означают одно: «прощай, долевка!» Прощай, маленький оркестрик надежды на доступное жилье.

Другие материалы номера