Он заявил, что своей победе страна обязана не кому-нибудь, а… прусскому учителю. Он мог сказать нечто подобное, раз молва столь упорна, но доподлинно известно, что апология прусскому учителю прозвучала не по поводу победы над Францией, а чуть раньше. В июле 1866 г., после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе Австро-прусской войны, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Как бы там ни было, системные немцы понимали, что такое школьное образование для армии и всей страны, потому так быстро объединили графства и княжества в сильное Германское государство, а вот необъятная, многонациональная Россия не является сегодня могучим и единым организмом. Но русский учитель тут нисколько не виноват. Напротив, он нес свет просвещения и русского языка в далекие деревни, кишлаки и аулы, чтобы свершить культурную революцию, он готовил то великое поколение, которое почти со школьной скамьи пошло на битву с фашизмом и спасло Европу, он взрастил тех, кто создал грандиозную науку и шагнул в космос. Это и отметил в своей знаменитой фразе президент Джон Кеннеди. Русский учитель в разваленной державе, не получавший по вине горе-реформаторов месяцами зарплату, в холодных классах, при голодных обмороках из последних сил сохранял традиционную гуманную школу, которую начали добивать реформами, казенщиной, формализмом ЕГЭ и духом чистогана. Он выстоял, совершил свой профессиональный подвиг, а вот теперь новые продвинутые реформаторы-гайдаровцы, менеджеры от образования хотят его сделать крайним. «Системное разрушение полноценного образования – это факт нашего времени, говорить о развитии нашего образования – значит лгать», – заявил российский литературовед, теоретик школьного образования, доктор филологических наук, профессор Всеволод Троицкий на круглом столе «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» в Общественной палате РФ. Но кто сегодня слушает гуманитариев?
Давно замечено, что атмосфера Санкт-Петербургского экономического форума – этой грандиозной тусовки с халявой, действует на некоторых расслабляюще и оглупляюще: они сами себе кажутся дерзкими и всемогущими, почти как президент, который постоянно выступает… Порой звучат такие закидоны и циничные заявления, что оторопь берет. Именно в рамках Петербургского экономического форума прошел памятный деловой завтрак Сбербанка, на котором выступал и его глава Герман Греф. На завтраке разгорелась дискуссия, в ходе которой Греф высказал свои циничные соображения: «Уважаемые господа, вы говорите страшные вещи, от того, что вы говорите, мне становится страшно. Вы предлагаете передать власть в руки населения (!)… Если каждый человек будет напрямую участвовать в управлении, что же мы науправляем? Как только все люди поймут основу своего «я» и самоидентифицируются, управлять и манипулировать будет ими чрезвычайно тяжело!» А ведь советская школа воспитывала именно личность! А теперь царит ключевое высказывание, которое стало лозунгом всех горе-реформаторов: «Люди не хотят быть манипулируемыми, когда имеют знания». Да, не хотят, дьявол бы их побрал…
И вот новый гайдаровец вступил в борьбу с учителем-традиционалистом. Проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Иван Федотов назвал на форуме педагогов, преподающих в школах, «отвратительными неудачниками». Один из руководителей президентской структуры считает, что в каждой школе работает всего лишь по одному, ну не больше пяти, «звездных» учителей, которые творчески подходят к обучению детей и готовы к переменам. Кто сей Иван, не помнящий родства? Он родился в 1978 году в Москве, а уже в 22 года, в 2000 году, окончил Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации (ГОУ АНХ). Он сам-то считает это нормальным – со школьной скамьи зеленым юнцом идти сразу аж в Академию народного хозяйства? Сегодня он доцент своей альма-матер, всего лишь кандидат экономических наук, а судит лихо, в планетарном масштабе. Почему? Потому что ни жизни, ни России не знает. С 2010 года он директор Гайдаровского форума – ежегодной международной научно-практической конференции в области экономики. Что толкового и прорывного выработали эти конференции? В 2012 году Федотов от имени РАНХиГС курировал разработку Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года (Стратегия 2020). Никаких внушительных плодов она не принесла, народное хозяйство – скрипит и топчется на месте. Надо ж найти виноватого! Им оказался многострадальный российский учитель. На прошлом форуме привилегированный банкир Греф, который платит по процентам гроши вкладчикам, а себе и высшему руководству Сбербанка выписывает многомиллионные премии, обвинил во всем недоразрушенную советскую систему образования, которую столь высоко оценил уже в Лондоне Борис Березовский (заметим, что сам-то Абрамыч получил прекрасное образование).
А вот господин Федотов настаивает, что большинство учителей получили плохое образование и не способны меняться. На Петербургском международном экономическом форуме Федотов рассказал об эксперименте сотрудников вуза. Они решили обучить учителей и учеников московских школ проектному управлению, но натолкнулись, дескать, на косность. «Хочу сказать, что у нас настолько прекрасные, желающие меняться школьники и ровно настолько же отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки. Они не способны в принципе к какой-либо трансформации», – приводит заявление проректора издание «Диалог». Ничего себе заявка! А может, их методики проектного управления никуда не годятся? И откуда же берутся прекрасные школьники при плохих учителях? Это глупое заявление уже вызвало по горячим следам шквал протестов в интернете, у простых тружеников на ниве просвещения. Лишь ректор академии В. Мау пока отмалчивается, как и оба министра, курирующих образование.
Федотов выразил сомнения в необходимости педагогических вузов, так как они никогда не попадают в рейтинги университетов – ни в ТОП-20, ни в ТОП-40. «Человек должен обладать профессией – он историк, математик, физик, владеет иностранным языком. И после этого он идет в магистратуру, где изучает современные методики преподавания, психологию работы с детьми и так далее», – считает специалист. Да, это чисто прикладной, американизированный путь – там так и журналистов готовят: получил образование в какой-то области, научился крутиться и зарабатывать, а потом иди в школу журналистики. Но всем ли подходят такие «продвинутые» методики? Надо взвешивать, изучать, а не хамски рубить с плеча! Но проректор РАНХиГС настаивает на масштабных изменениях в обучении учителей для средней школы. Специальное педагогическое образование не нужно в существующем виде. То есть предлагает ликвидировать Министерство просвещения, оставить без работы Ольгу Васильеву, которая все докладывает президенту Владимиру Путину о мифических успехах, и ринуться в новый эксперимент?
У меня только один вопрос: если он такой «удачник» – что ж его академия готовит отвратительных управленцев и государственных служащих, которые не могут создать социального государства, конкурентоспособной экономики, а только продолжают разворовывать богатую страну, доставшуюся в наследство? В Советском Союзе была создана замечательная школа, которая была разрушена вот такими продвинутыми федотовыми, а взамен – оказание услуг вместо просвещения, чуждая Болонская система, от которой отказались в самом Болонском университете, никудышный отупляющий ЕГЭ, который очень нравится премьеру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Ольге Голодец, продолжающей настаивать, что у нас слишком много людей с высшим образованием. Во власти всё надеются на искусственный разум, а свои мозги – утекают, тем более что во многих развитых странах высшее образование стало бесплатным, как в Германии. Полная белиберда на государственном уровне и деградация, вина за которую, оказывается, ложится на подвижников-учителей. Просто слов нет от подобной дикости! И она с непонятной злостью высказана в пушкинские праздники, в граде, воспетом Пушкиным, который благодарно писал:
Наставникам,
хранившим юность нашу,
Всем честию –
и мертвым и живым,
К устам подъяв
признательную чашу,
Не помня зла,
за благо воздадим.