Губернаторы боятся просить деньги у Путина на его же указы

В остальных удержать зарплатные показатели на уровне целевых значений не смогли. Речь идет об известных указах от 2012 года, согласно которым к 2018 году средние размеры зарплаты учителей, социальных работников, младшего и среднего медперсонала должны достичь 100% средней по экономике региона, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200%.
На дворе – 2019-й. Но, как сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата, по итогам первой половины 2019 года установленных размеров выплат достигли только в Ленинградской и Пензенской областях, Алтайском крае и Чечне. В остальных регионах не получилось удержать целевые показатели как минимум по одной из 12 категорий бюджетников. Причем по сравнению с прошлым годом показатели ухудшились в четыре раза. 
На проблемах с зарплатами медицинских работников Путин акцентировал внимание на недавнем совещании по вопросам модернизации здравоохранения, когда назвал ситуацию в первичном медицинском звене провалом. Вопрос этот требует своего немедленного решения еще и потому, что повышение зарплат медработников, как установила Счетная палата, происходит зачастую формально – за счет сокращения младшего медперсонала. Так, в прошлом году численность медсестер и санитаров в стране сократилась на 137 тысяч человек (около 32%). А по итогам текущего года – на 268 тысяч работников.
Что же помешало региональным властям за такой значительный срок выполнить поручения президента?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала гендиректору Института региональных проблем Дмитрию Журавлеву.
Д.Ж.  В армии есть принцип – никогда не давать распоряжений, которые нельзя выполнить. Иначе это может подорвать дисциплину.
Вот здесь и была проблема. Когда Владимир Путин издавал в 2012 году эти указы, не было еще ни санкций, ничего… И считалось, что региональных бюджетов на их исполнение хватит. Потом ситуация изменилась – и в России, и вне России. Но никакого дополнительного распоряжения о том, чтобы добавить средства из федерального бюджета на выполнение этих поручений, так и не поступило.
Почему очень небогатая Чечня выполнила указы? Потому что в ней львиная доля денег – это федеральные дотации и трансферты. С ними ничего не случается (с этими дотациями и трансфертами), они как поступали, так и будут поступать.
«СП». Пензенская область – тоже небогатая, но смогла как-то уложиться в зарплатные нормативы без дотаций и трансферов…
Д.Ж. Все перечисленные регионы бедные, а Алтай еще и очень бедный. Но, насколько я помню, все показатели идут в процентах от уровня средней зарплаты по экономике региона. А экономика Пензенской области очень больших зарплат никогда не имела, как и экономика Алтайского края. Там эффект низкой базы.
«СП». Это прокол правительства или региональных властей?
Д.Ж. Правительства, конечно. Министерства финансов. Но прокол региональных властей состоит в том, что они не закричали сразу же: «Ребята, ситуация изменилась, у нас не получается!» А решили, что как-нибудь кривая вывезет. Видите, только в 2019 году вопрос встал. C другой стороны, я их тоже понимаю – ведь кто-то должен крикнуть первым, и этому первому не поздоровится. 
«СП». Как-то должен президент реагировать на то, что его распоряжения не выполняются?
Д.Ж.  А вот это, кстати, очень важный вопрос: как сейчас отреагирует федеральная власть? Если она не отреагирует никак, то значит, регионы поймут, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И напрягаться не надо. Напомню, как один бывший лидер региона (я так понимаю, после этого он бывшим и стал) прямо на заседании своего парламента сказал: «Мы можем сделать бездефицитный бюджет. Но зачем? Москва же все равно заплатит». Но интересно, почему в богатых регионах эта задача не выполнена? Отчасти потому, что там и зарплата выше. Трудно держать среднюю по экономике в условиях, если уровень зарплаты в экономике 100 тысяч. В этом случае надо платить врачу в поликлинике 200 тысяч. Из каких денег эти двести процентов делать? Да, оптимизируют социальную сферу и берут в долг – вот у нас два основных способа. А в долг брать сложно… 
Что значит современный рыночный механизм стимулирования? Это значит – этому дам, этому – не дам. По идее, должно быть – дам тому, кто лучше работает. А по сути получается – дам тому, кто мне больше нравится. Либо президент накажет тех, кто не выполнил его указы, но при этом будут найдены дополнительные источники финансирования. Либо, как сказал наш премьер: «Денег нет, но вы держитесь». И дальше региональных начальников накажут, но денег не дадут. И третий вариант – и денег не дадут, и не накажут.
В первом случае, это позитивный результат, в последнем – негативный. Это будет означать медленное рассыпание системы управления. Ведь если за невыполнение указов не будут наказывать, то кому нужны эти указы? А вот средний – реалистичный. «Дешево и сердито» накажем, а денег все равно не дадим.

Источник: https://svpressa.ru/economy/

Другие материалы номера