При этом «Роскосмос» сообщил, что космонавт Скворцов поставил рекорд по перестыковке космического корабля. Он выполнил в ручном режиме перестыковку корабля «Союз МС-13» с одного модуля МКС на другой, используя минимально возможное количество топлива, сообщил руководитель полета российского сегмента Международной космической станции Владимир Соловьев. Перед перестыковкой экипаж корабля надел полетные скафандры и сел в корабль. Космонавтам придется заменить часть оборудования на самой станции, оборудование на корабле полностью исправно. Полет в космос до сих пор и есть сам по себе подвиг, а тут еще управление нештатной ситуацией.
Итак, ракета-носитель «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-14» в четверг утром стартовала с космодрома Байконур. На борту корабля – российский андроидный робот FEDOR с позывным Skybot-F850. Носитель вывел корабль в космос, «Союз МС-14» взял курс на Международную космическую станцию (МКС).
Помимо первого полета в космос российского андроида, этот пуск был примечателен еще и тем, что стал первым для связки ракеты «Союз-2.1а» и пилотируемого корабля «Союз МС». Ранее этот носитель применялся при запусках спутников и транспортных грузовых кораблей «Прогресс». Во время этого пуска «Роскосмос» планировал проверить надежность нового сочетания ракеты и корабля, поскольку в будущем именно этот носитель будет отправлять в космос новые экипажи МКС. В целях сертификации системы и обеспечения безопасности космонавтов пуск 22 августа был выполнен в беспилотном режиме, он прошел успешно и без замечаний. Это открывает возможность безопасной эксплуатации данного космического комплекса для пилотируемой программы.
Однако в субботу транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-14» не смог пристыковаться к МКС. По предварительным данным, причиной неудачи стали проблемы с радиооборудованием, задействованным на ближнем участке приближения корабля к станции во время автоматической стыковки при помощи системы «Курс».
Кораблю удалось приблизиться к станции примерно на 100 метров, после чего начались его колебания, что не позволило системе автоматической стыковки «Курс» пристыковать «Союз» к МКС. Корабль был отведен на безопасное расстояние. В «Роскосмосе» сообщили, что попытка стыковки перенесена на резервную дату. На корабле «Союз МС-14» с роботом FEDOR будет проведен двухимпульсный маневр с целью выстраивания оптимальной траектории полета при стыковке корабля с МКС, которая намечена на утро вторника.
Теперь только завтра к модулю «Звезда» должен пристыковаться корабль «Союз МС-14» с человекоподобным роботом FEDOR. «Роскосмос» уверяет, что FEDOR «чувствует» себя хорошо на борту, занимается мониторингом ситуации на борту корабля. В настоящее время корабль «Союз МС-14» находится в штатной закрутке на Солнце в ожидании повторной стыковки. Космонавт Александр Скворцов по штатной процедуре проводит дополнительную тренировку на бортовом тренажере по перестыковке «Союза МС-13». В целом ситуация сложная, но находится под контролем, уверяет «Роскосмос».
Любопытна история этого робота-космонавта. Робот, который создавался для службы в МЧС, оказался совершенно бесполезным и использовался для всякой безделицы типа стрельбы с двух рук в тире, умиляя чиновников.
Потом его решили показать в верхах как долгожданный прорыв в космонавтике и для этого отправить в космос. Причем сразу в двух экземплярах. Попутно выяснилось, что он даже не пролезал через проем люка корабля, потом его краном все-таки протиснули через стыковочный узел. Вместо того чтобы отправить на станцию 100 килограммов необходимых грузов, потратили почти 100 млн для отправки железной игрушки. И вот теперь случилось то, что случилось, – отказ автоматики при стыковке. Если бы на борту был экипаж, космонавты перешли бы на ручное управление и сами состыковали корабль со станцией.
По свидетельству авиаэксперта Вадима Лукашевича, отказ произошел в блоке системы стыковки «Курс», установленной на модуле станции МИМ2, – теперь в автоматическом режиме прилетевшему кораблю состыковаться с ним нельзя.
Принято весьма рискованное решение: экипаж станции произведет перестыковку корабля, на котором он прилетел, с узла на агрегатном отсеке модуля «Звезда» на злополучный узел на МИМ2, а корабль с FEDORом попробует снова пристыковаться к станции, но на этот раз к освободившемуся узлу на модуле «Звезда».
Не факт, что, отстыковавшись, корабль сможет снова состыковаться в другом месте. В этом рискованность операции. Поэтому перед каждой расстыковкой экипаж готовится покинуть станцию совсем, как будто он уже возвращается на Землю. Перестыковка применяется в крайних случаях и чревата досрочным прекращением полета, за всю историю их было несколько. В данном случае стыковка со «Звездой» проведена вслепую, только по приборам, что увеличивает риски. Именно поэтому командир корабля Скворцов, успешно справившись с этой сложнейшей задачей, совершил поистине подвиг.
«Отмечу, что последнее время наша космонавтика становится чрезмерным риском. Сначала экстремальный по сложности и опасности выход экипажа в открытый космос для исследования просверленной дырки в «Союзе» (заметьте – результаты расследования засекречены, ничего не напоминает?), теперь изменение программы полета экипажа станции рискованной незапланированной перестыковкой, чтобы доставить на борт станции центнер совершенно бесполезного железа», – пишет Лукашевич на своей странице в Фейсбуке.
Общеизвестно, что глава «Роскосмоса» Рогозин лично распиарил отправку в космос робота как прорыв. Альбом с фотографиями показывал, обогнать американцев обещал…
[img=-11283]