Кроме того, Эрдоган добивается от ЕС безвизового режима для граждан Турции и других льгот. Окончательный ультиматум Эрдогана: если Евросоюз не поможет Турции создать «зону безопасности», он позволит потоку беженцев хлынуть в Европу. Это требование ставит Еврокомиссию перед сложным выбором: идти или не идти на уступки «стамбульскому диктатору»? Ведь именно проблема беженцев вызвала подъем правопопулистских движений в Европе и поставила под угрозу либеральную европейскую демократию. Повторение беженского кризиса 2015 года может стать для Евросоюза гибельным событием.
Почему именно сейчас Анкара заговорила о «зоне безопасности»? По различным оценкам, в Турции осело около 3,6 миллиона беженцев из Сирии и других стран. Это крупнейший контингент беженцев, который приняла какая-либо из стран мира, и Турции действительно непросто. Последнее наступление сирийской армии на позиции боевиков в Идлибе привело к бегству сотен тысяч местных жителей в направлении Турции, и это обострило беженскую проблему. Турция намерена установить на северо-востоке Сирии «зону безопасности» и переместить туда до одного миллиона беженцев, скопившихся на турецкой территории. Это позволит, по мнению Анкары, решить две задачи: вернуть часть сирийских беженцев на родину и создать буферную зону, которая отделяла бы Турцию от районов Сирии, контролируемых силами курдской народной самообороны. Фактически эти отряды подчиняются «Демократическому союзу», который выполняет роль временного правительства сирийских курдов в ходе нынешней гражданской войны в Сирии и является непримиримым противником Турции.
В начале августа Турция согласовала с американцами создание «зоны безопасности» протяженностью 450 и шириной 30 километров между турецкой границей и курдскими анклавами в Сирии. Пока что этот район контролируется курдскими ополченцами, против присутствия которых резко выступает Турция. Однако США рассматривают курдов как союзников в борьбе с джихадистами и не торопятся выполнять требование Эрдогана об эвакуации курдских отрядов. При этом Эрдоган усиливает давление на европейцев: он призвал Евросоюз поддержать этот проект. В противном случае, сказал он, беженцев вытолкнут в направлении Европы. Эрдоган потребовал от европейцев многомиллиардной помощи с целью строительства жилых поселений в «зоне безопасности». Необходимо отметить, что Эрдоган – выразитель неоосманской идеологии, которая рассматривает Сирию, Ирак и другие территории Ближнего Востока как вилайеты «великой Турции», незаконно отторгнутые в результате Первой мировой войны. От своей зоны влияния Анкара отказываться не намерена, в ее руках – мощнейший рычаг давления на Европу.
В результате сирийской войны в 2015 году через Турцию, Эгейское море и Балканы в Европу прибыли сотни тысяч беженцев, их общее число только в Германии приблизилось к полутора миллионам. Это потребовало срочных мер, и канцлер Германии Ангела Меркель в марте 2016 года встретилась с Эрдоганом, чтобы разрешить кризисную ситуацию. Ключевым моментом договоренностей стало согласие Турции принимать назад всех мигрантов-нелегалов. Также, согласно «беженскому пакту», Евросоюз обязался выплатить Турции сумму в 6 миллиардов евро на прием и содержание сирийских беженцев. Однако Турция недовольна выполнением соглашения: Эрдоган заявил, что его страна уже потратила 40 миллиардов долларов на беженцев, в то время как от Евросоюза поступило лишь 3 миллиарда евро обещанной помощи. В Брюсселе эти обвинения отвергают и утверждают, что предоставили Турции 5,6 миллиарда евро, а скоро выплатят все окончательно. Еврокомиссия со своей стороны также считает, что Анкара не выполняет принятые обязательства и недостаточно сдерживает поток беженцев, нелегально проникающих в Европу. Расторжения «беженского пакта» требуют и европейские гуманитарные организации. Они утверждают, что Турция не выполняет своих гуманитарных обязательств, бесчеловечно ведет себя по отношению к беженцам и регулярно депортирует их обратно в Сирию, где идут боевые действия.
В последние месяцы резко обострилась ситуация с беженцами на Балканах и в Греции. Возобновившееся наступление сирийской армии на позиции боевиков в Идлибе привело к бегству сотен тысяч местных жителей в направлении Турции и дальше в Европу. После трех лет относительного затишья «балканский маршрут» снова стал главным каналом проникновения беженцев в Европу – после того, как Италия по приказу тогдашнего министра внутренних дел Сальвини закрыла свои порты для судов с нелегальными мигрантами. Особенно много беженцев скопилось в мусульманских регионах Боснии и Косово, где они проживают во временных лагерях в условиях полной антисанитарии.
Беженцы постоянно прибывают сюда не только из Сирии и Ирака, но также из Пакистана, Афганистана и других стран Азии и Африки, речь идет о сотнях тысяч человек, все они планируют «прорыв» в Европу через Хорватию и Словению. Многим это удается, задержанных отправляют обратно в Боснию. Особенно велики шансы на успех у тех, кто может заплатить 3 тысячи евро за переправку в Европу, в то время как «бедняки» остаются сидеть в лагерях. Одновременно выросло число переправляющихся через Эгейское море мигрантов, которые скопились на греческих островах, где сложились невыносимые условия и регулярно вспыхивают бунты. Ежедневно только на остров Лесбос прибывает до пятисот человек. В этой связи Еврокомиссия требует скорейшей репатриации беженцев на территорию Турции.
Каковы перспективы разрешения нынешней ситуации? «Беженский пакт» 2016 года дал Европе краткосрочную передышку в решении проблемы с беженцами, однако впоследствии перестал выполняться ввиду нарастающих противоречий между Евросоюзом и Турцией. Соглашение позволило Эрдогану с самого начала шантажировать ЕС. Он потребовал безвизового режима для граждан Турции, повел наступление на демократические институты и свободу прессы, активизировал политику «неоосманизма».
В последние годы Турция вступила в серьезный геополитический конфликт с «коллективным» Западом – как США, так и Евросоюзом. Список разногласий широк – это сирийский конфликт, курдская проблема, жестокое подавление оппозиции в Турции, укрепление военных связей с Россией, права человека, неоосманизм и многие другие. Однако в противостоянии с Европой на руках у Эрдогана серьезнейшая карта в виде беженского фактора. Как будут развиваться события, пока предсказать непросто, но обострение конфликта вероятнее всего. В последние месяцы добавился еще один пункт разногласий: Турция начала разведку газовых месторождений в эксклюзивной экономической зоне Кипра, несмотря на предупреждения Брюсселя, Вашингтона и протесты Греции. Турецкие военные корабли начали патрулировать восточное побережье острова и не пустили в кипрские воды геологоразведочное судно итальянской компании ЭНИ. Анкара заявляет, что будет и далее вести бурение в морской зоне, которую она считает своей, и не допустит в нее никаких иностранных судов.
Дмитрий ДОБРОВ
(ИНОСМИ)