Страсти по депутатской неприкосновенности

«За» выступили 373 депутата, в основном представители пропрезидентской партии «Слуга народа». Не согласились с этим решением лишь представители «Оппозиционного блока», но их голоса ничего не решали. 
Президент Зеленский, обращаясь к депутатам, заявил, что они выполнили желание 90% граждан Украины.
Действительно, требование лишить «народных избранников» юридической неприкосновенности очень популярно, причем не только на Украине, но и в России. Наверное, не ошибусь, если скажу, что и больше половины граждан России приветствовали бы, если бы Госдума РФ проголосовала за такой же законопроект. А уж тех, кто в соцсетях возмущается высокими зарплатами депутатов – и украинских, и российских – вообще не счесть! Требование лишить депутатов нынешних зарплат и назначить им госвыплаты в размере МРОТ (минимального размера оплаты труда), а то и вовсе перевести на самообеспечение вообще собрало бы миллионы подписей в нашей стране и превратило бы партию, выставившую его, в одну их ведущих политических сил… Зеленский ведь не случайно ухватился за эти темы во время своей избирательной кампании. Он актер и политик-популист, а значит, очень хорошо чувствует настроение масс и стремится под них подстраиваться…
Людей понять можно. Разве мало случаев, когда нечистые на руку бизнесмены или чиновники – да что уж там разводить церемонии: просто преступники! – стремились всеми правдами и неправдами раздобыть депутатский мандат, чтобы хоть на время скрыться от преследований правоохранительных органов за щитом депутатской неприкосновенности? И разве не обидно простому учителю с зарплатой 25 тысяч рублей, отрабатывающему эту скудную подачку тяжелым трудом, знать, что депутат за свое сидение в кресле парламентария получает и 200, и 300 тысяч рублей в месяц? А ведь среди них немало и так небедных людей, владеющих заводами и аэропортами (записанными, правда, на их жен и пенсионеров-родителей). Да и законотворческой деятельностью многие из них себя не переутруждают… В интернете полно фотографий, на которых наши единороссы спят на заседаниях парламента, а то и просто отсутствуют, а за них карточкой голосует один, «дежурный по фракции»…
Возмущение простых людей, повторюсь, легко понять… Но с другой стороны, действовать под влиянием эмоциональных порывов крайне неразумно. Тем более если есть политические силы, которые эти эмоции подогревают, а их лидеры – люди, привыкшие просчитывать все свои действия… 
Может, лучше сначала спокойно разобраться: что такое эта неприкосновенность, зачем она нужна и как она возникла? 

2.

Депутатская неприкосновенность, как гласит энциклопедия, есть «четкий, особый по сравнению с общим случаем порядок того, как должностные лица могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности». Она есть во всех демократических странах. Конечно, в каждой стране закон о неприкосновенности имеет свои нюансы, но общий смысл его одинаков – депутат как представитель народа должен быть защищен от возможного преследования за свою политическую деятельность (прямого или завуалированного). 
Нас, понятно, интересуют в первую очередь соответствующие российские законы. Статья 98 Конституции РФ гарантирует членам Госдумы РФ и Совфеда РФ, а также избранникам региональных заксобраний, что сотрудники правоохранительных органов не могут их задерживать, арестовывать, а также обыскивать и допрашивать. Неприкосновенность распространяется на офис депутата, его дом, автомобиль, багаж, переписку и действует весь период парламентской деятельности. Важно заметить, что депутат не может отказаться от неприкосновенности: это не личная привилегия, это неотторжимая составляющая статуса депутата.
Гарантируется защита как от политических преследований (депутата нельзя привлечь за высказанные им в парламенте мнения, исключая случаи клеветы и оскорблений), так и от уголовных дел (так как уголовное преследование может быть скрытой формой политического).
Но если вы решите, что эта неприкосновенность абсолютна, то ошибетесь. Во всех странах, в том числе и в России, правоохранительные органы имеют право задержать и арестовать депутата, если его застали непосредственно на месте совершенного им преступления, как говорится, «с поличным». Полиция может задержать и обыскать депутата также, если есть непосредственная угроза для безопасности окружающих. 
Между прочим, уже и эти оговорки предоставляют множество лазеек для провокаций силовиков, получивших приказ сверху, против оппозиционных депутатов, во всяком случае, в нашей стране, где широко действует телефонное право (да и на Украине, думаю, дело обстоит так же). Но ведь имеется и вполне законный способ лишить депутата его неприкосновенности. Следователь, возбудивший дело против депутата, сообщает об этом в Генпрокуратуру. Генпрокурор РФ посылает запрос в Госдуму или Совфед. Члены соответствующей палаты должны провести голосование по этому вопросу: если они согласятся, депутат становится «простым смертным» и наручники ему можно одеть прямо в зале заседаний (как это произошло, например, с сенатором Арашуковым). 
А вот теперь и начинается самое интересное. Ясно, что если в парламенте абсолютным большинством обладает пропрезидентская партия, которая послушно облекает в форму законов все пожелания, исходящие из администрации президента и правительства (в том числе от членов его силового блока), то любой депутат, не угодивший власть имущим, беспрепятственно и молниеносно лишается депутатской неприкосновенности. 
Статистика подтверждает эту закономерность: до начала господства в Госдуме РФ единороссов неприкосновенности лишились всего 2 депутата, за период с 2011 по 2015-й – уже 5. Конечно, среди них были разные люди, например, жириновец Алексей Митрофанов, которого обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах. Но среди них был также депутат от КПРФ Владимир Бессонов. Бессонов пытался воспрепятствовать разгону полицией его встречи с избирателями в Ростове-на-Дону, которую полиция объявила несанкционированным митингом (соль в том, что на митинг требуется санкция властей, а на встречу нет). Его обвинили в насилии против работников полиции и голосами 234 единороссов и 47 жириновцев Госдума РФ сняла с него депутатскую неприкосновенность. В результате в 2015 году состоялся суд над ним (кстати, в суде главным свидетелем обвинения был человек по фамилии Путин, каковую взял себе гражданин Василий Тарасенко, очевидно, страстный симпатизант нацлидера и его партии)…
В 90-е годы, когда в Думе была значительная фракция от оппозиции, такой номер бы не прошел (в 1998 году ельцинская власть пыталась снять неприкосновенность и отдать под суд депутата от КПРФ Альберта Макашова, но тогдашняя Дума отстояла своего коллегу). Теперь благодаря единороссовскому большинству голоса 158 думских оппозиционеров не сыграли никакой роли. 
Собственно, российский президент тоже легко может отменить неприкосновенность депутатов нашего парламента. Она у них и так номинальная, до первого звонка из АП лидеру фракции «Единая Россия»… Просто не догадался, а теперь уже неудобно выглядеть эпигоном Зеленского…
С другой стороны, и отмена неприкосновенности на Украине в тот момент, когда в Раде партия Зеленского стала абсолютным большинством, навевает некоторые мысли… Украинский эксперт, специалист по конституционному праву Игорь Колиушко заявил в беседе с корреспондентом сайта «Украина.Ру», что, по его мнению, если бы депутатская неприкосновенность была отменена при Кучме, Ющенко или Януковиче (а все они пытались это сделать, и Ющенко даже удалось лишить неприкосновенности депутатов регионального уровня), не было бы победы «оранжевой революции» и евромайдана. На начальных этапах этих протестных движений большую роль сыграли депутаты Рады и их помощники. Украинская милиция не имела возможности их нейтрализовать, и они беспрепятственно оказывали самую разнообразную помощь манифестантам, помогая протестам организоваться и разрастись. 
Отсюда можно заключить, что Зеленский не просто пошел на поводу у популистских настроений. Он готовит почву для будущего. Как умный человек он понимает, что любовь народа капризна и изменчива. Сегодня при виде его шапки в воздух бросают, а завтра, когда выяснится, что ситуация в стране все хуже, а большинство предвыборных обещаний невыполнимы, пойдут на третий майдан… Тогда-то и «заработает» новый закон…
Сторонники Зеленского, правда, твердят, что закон не дает права на преследования по политическим мотивам, речь лишь об уголовных преступлениях. Но не кто иной, как члены Венецианской комиссии – правозащитного органа при Совете Европы – уже высказались в том духе, что в странах с неустойчивой демократией и зависимостью судов от исполнительной власти (вроде Украины) организовать уголовное дело против неугодных политиков легко. А немецкий политик Сарацин привел в пример Турцию, где в 2016 году Эрдоган тоже отменил депутатскую неприкосновенность и сразу множество депутатов прокурдской оппозиционной партии вдруг «случайно» стали фигурантами уголовных дел…
Собственно, мы уже подошли к вопросу: зачем нужна депутатская неприкосновенность?

3.

Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает история.
Первоначально депутатами европейских парламентов могли стать лишь очень богатые люди, в целом поддерживающие правительство и существующую власть (хотя иногда и имевшие с ними разногласия по второстепенным поводам). Первые буржуазные демократии были охлократиями. В них существовал имущественный ценз, не допускавший в депутаты людей с низким уровнем дохода, то есть подавляющее большинство граждан. В Англии конца XVIII века правом быть избранным обладали всего около 300 000 человек – те, у кого годовой доход или стоимость недвижимости составляли не менее 300 фунтов стерлингов (что в современных ценах составляет около 30 000 фунтов, или 24 миллиона 433 тысячи рублей). Российские «либералы» сегодня с тоской мечтают о таком парламенте, где заседали бы только представители олигархов и не было никого левее сторонников Явлинского; златокудрая дива либеральной оппозиции Юлия Латынина даже весьма эмоционально призывает к этому. 
Однако во второй половине XIX века ситуация в Европе стала меняться. В европейских странах возникли рабочие движения и партии, которые стали добиваться и добились всеобщего избирательного права (сначала только для мужчин), и в конце концов провели в парламенты своих представителей. Так, в 1877 году на выборах в рейхстаг Германской империи за Социал-демократическую партию проголосовало 500 тысяч избирателей! Успех коммунистов и социалистов так напугал власти бисмарковской Германии, что они ответили политическими репрессиями. В 1878 году был принят «Исключительный закон против социалистов», по которому людей приговаривали к штрафу или тюремному заключению лишь за членство в социалистических организациях. Да и после отмены этого закона опасность для социал-демократических политиков сохранялась. Депутатский иммунитет лидеров партии, прошедших в рейхстаг, спас партию от полного разгрома (хотя немецкие власти дошли до того, что, невзирая на депутатский иммунитет, бросили в тюрьму Бебеля и Вильгельма Либкнехта по обвинению «в измене Родине и оскорблении монарха»).
В 1914 году уже в Российской империи власти арестовали всех членов большевистской конференции за антивоенные призывы. Но полиция вынуждена была отпустить депутатов-большевиков и даже извиниться перед ними, потому что Госдума не одобрила этого явного нарушения депутатского иммунитета.
Итак, депутатский иммунитет был создан для того, чтобы защищать оппозиционных народных представителей (и исторически так сложилось, что прежде всего это были члены социалистических и коммунистических, левых партий), против которых буржуазные правительства вели войну не на жизнь, а на смерть.
То же самое касается и зарплаты депутатов. Когда в европейских парламентах оказались первые представители рабочих партий, обнаружилось, что, в отличие от их коллег из среды буржуазии, у них не было денег даже на самое необходимое. Первым рабочим депутатом в северогерманском рейхстаге был Август Бебель, выходец из бедной семьи, он работал учеником токаря и получал до своего депутатства 2 марки в неделю… Понятно, каким тяжелым бременем на него и на Социал-демократическую партию ложилась оплата депутатских обязанностей (а это и оплата проживания во время парламентских сессий, и оплата проезда в столицу, и в свой избирательный округ, и многое другое). Ведь депутаты рейхстага кайзеровской Германии не получали жалования от государства. Но уже в период Веймарской республики общественности удалось добиться жалованья народным избранникам в 600 марок в месяц и бесплатного проезда по железной дороге. Сегодняшние немецкие депутаты бундестага получают порядка 9,5 тысячи евро в месяц.
Жалованье депутата дореволюционной российской Думы составляло 4 тысячи 200 рублей в год (добавим к этому еще по 10 рублей в сутки на период думской сессии, оплату путевых расходов и гостиницы в Петербурге). Возможно, все это было не очень существенно для кадета Милюкова, который как профессор университета (то есть госслужащий 4-го класса по Табели о рангах Российской империи, равный по статусу контр-адмиралу имперского флота) и так имел в год около 4 тысяч рублей. Но это жалованье было очень даже нужно депутатам от рабочих и от крестьян. 
Таким образом, и зарплата парламентария – во всяком случае, если речь идет о представителе народа и, что очень важно – выходце из народа – тоже гарантия того, что он сможет выполнять свои обязанности как законотворца и защитника своих избирателей…
Как я уже говорил, отмена депутатской неприкосновенности на Украине в обозримом будущем сильно ударит по интересам простых украинцев, если они вздумают снова бунтовать против олигархической власти (ведь приход к власти Зеленского на самом деле был не чем иным, как сменой у руля государства одного олигарха – Петра Порошенко на другого – Игоря Коломойского). Если же украинская власть догадается еще и урезать расходы на депутатский корпус, то это еще больше парализует работу оппозиционных депутатов, и сделает их легкой мишенью для коррупционных провокаций…
Что же касается России, то нас ждет скоро «транзит власти». Изрядно потерявший в популярности лидер должен будет хотя бы формально передать бразды правления другому лицу. История нашей страны показывает, что почти всегда такой транзит приводит к политическому кризису, который теперь наложится на уже имеющийся многолетний кризис экономический. Собственно, этот политический кризис уже начался.
Не нужно быть пророком, чтоб предсказать, что после близящихся выборов в Госдуму с монополией «Единой России» будет покончено, в парламент попадет множество оппозиционеров, возможно, даже уличных, митинговых борцов, среди которых, особенно в стане левых, будет немало людей не слишком-то обеспеченных, зато очень и очень строптивых.  Им-то как раз крайне будут нужны и депутатская неприкосновенность, и жалованье депутата вкупе с правом пользоваться служебным транспортом, бесплатным проездом на железной дороге, чтоб, к примеру, примчаться на помощь на митинг сторонников своей партии…
Так, может, не надо сразу уж так поддаваться популистским настроениям по поводу неприкосновенности и зарплат, тем более разжигают их наши либералы, которые выражают интересы богатых?
Что же до преступников, жаждущих депутатских удостоверений, то «красная Дума» 90-х прекрасно с ними справлялась (вспомним лишение депутатского иммунитета мошенника Мавроди). Депутатам же миллионерам из либеральных и провластных партий, может быть, зарплата от государства и правда не нужна. Их кумир Трамп честно сказал об этом и установил себе зарплату 1 доллар в год. В нашей Госдуме 9 депутатов-миллионеров, входящих в «золотую сотню «Форбс» (8 из них единороссы) и ни один не последовал примеру Трампа. 
Однако гарантии независимости от власти настоящим избранникам народа и условия для них работать на благо народа необходимо сохранить.

Другие материалы номера