Бюджет матричный, фонды убогие

Как выполнялся федеральный бюджет за прошлый год, рассказал глава Минфина Антон Силуанов, о фондах – Пенсионном, социального и медицинского страхования – их председатели Антон Дроздов, Андрей Кигим и Наталья Стадченко.

Их отчеты всецело одобрили только единороссы, негативно оценили исполнение бюджета в 2018 году и фондов, проголосовав против, – КПРФ (единогласно), частично – «СправРоссия», другая часть депутатов этой фракции и ЛДПР промолчали. 
«Коллеги из КПРФ, вы, что, против таких судьбоносных решений, которые озвучивал министр финансов?» – изобразил удивление спикер-единоросс Вячеслав Володин, глядя в сторону коммунистов. 
«А в чем судьбоносность? – раздались голоса депутатов. Действительно, большинство характеристик, высказанных депутатами о бюджетной работе Минфина в 2018 году, начинаются с «не-»: «недостижение результатов в экономике» (единоросс А. Макаров), «недострой 14 тыс. строек» (коммунист Н. Коломейцев), «неиндексация пенсий работающим пенсионерам» (справросс В. Гартунг), «необеспеченность жильем детей-сирот» (справросс А. Ремезков), «неиспользование переходящих средств бюджета в сумме 778 млрд рублей» (справросс А. Ремезков), «неэффективность реализации инвестиционных программ» (Б. Пайкин – ЛДПР), «неисполнение строк бюджета-2018 по здравоохранению» (справросс Ф. Тумусов), «неисполнение бюджетных обязательств» (коммунист А. Корниенко), «недоплата соцпособий» (коммунист В. Ганзя), «майские указы остаются невыполненными», «госпрограммы недотягивают по выполнению»… 
Такая вот «судьбоносность» с отрицательным сальдо. А может, и впрямь судьбина горькая выпала на долю России нести в XXI веке крест бюджетного обмана? 
По большому счету, в госказне 2018 года были собраны значительные средства: доход – 19,454 трлн рублей, но израсходовано всего 16,713 трлн рублей, профицит – 2,741 трлн рублей, который был отправлен в «подушку безопасности» под названием «Фонд национального благосостояния». Там уже осело свыше 10 трлн рублей. Таково «бюджетное правило», придуманное почти 20 лет назад А. Кудриным. С его «нелегкой руки» «по правилу» часть нефтедоходов отсекается и отправляется работать на экономику «партнеров», а Россия лишается возможности развиваться. Так продолжается с двухтысячных годов. «Бюджетное правило» сформировало бюджетную матрицу, удерживающую в своих оковах всю финансовую систему России, обрекая государство на деградацию. В стране есть деньги, много денег, но их нет для людей, для производства и создания 25 млн высокооплачиваемых рабочих мест, для науки, медицины, образования, для лечения детей. Деньги доступны для разворовывания чиновничеством, для вливания в близкие к правительству и президенту корпорации и компании, для пополнения счетов миллиардеров. Такова особенность бюджетной матрицы. Ее сохранность начиная с прошлого года проверяет тот же Кудрин, ставший главой Счетной палаты. 
Какую бы должность Алексей Леонидович ни занимал, он обязательно поднимается на международный уровень. Возглавляя Минфин РФ, он был наделен званием лучшего в мире финансового министра. Возглавив Счетную палату, Кудрин вновь включается в международную деятельность, он уже избран председателем ИНТОСАИ – Международной организации высших органов финансового контроля, объединяющей счетные палаты мира. Еще не стихли поздравления в адрес Кудрина, а наша Счетная палата уже заключила с Государственным контрольным управлением США (аналог Счетной палаты. – Автор) меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере аудита. Это, по мнению Кудрина, позитивно скажется на профессиональной деятельности контрольных органов обеих стран и позволит сторонам рассматривать вопросы стратегического аудита, аудита социальной сферы, IT, цифровизации. Вот она, оперативность… Возможно, в области финансового контроля мы получим еще одну матрицу, проверяющую и контролирующую. 
А пока ее нет, Кудрин изучал исполнение бюджета 2018 по старинке. И обнаружил, что остались неизрасходованными 778,3 млрд рублей, то есть 4,4% запланированных расходов, или 0,7% ВВП. Почти триллион заморозил Минфин по необъяснимой причине. Такой суммы хватило бы и на поддержку «детей войны», и на бесплатное горячее питание со стаканом молока для школьников, и на дорогостоящее лечение больных детей, и на повышение зарплат учителям. Но Силуанов предпочитает не пускать средства в оборот. Кудрин не осудил коллегу за плохую работу, только предупредил, что в 2019 году «будет новый рекорд неисполнения расходов», а реализация нацпроектов составит всего «около 48%». 
«Фракция КПРФ не может одобрить такое «исполнение» бюджета за 2018 год», – заявила коммунист Вера Ганзя. Она вообще усомнилась в правдивости ряда минфиновских показателей: рост экономики за 2018 год – 2,3%, «прогноз был другой, на уровне 1%», а также рост реальных доходов населения – 0,1%, тогда как регионы говорят о падении доходов. Ганзя считает, «что сегодня нет объективной картины состояния нашей экономики, наших отраслей, потому как Росстат находится в подчинении Минэкономразвития. Поэтому доверия к этим цифрам у нашей фракции нет». Депутат указала на недостаток инвестиций в производство, прежде всего в отрасли, обеспечивающие промышленность современным высокотехнологичным оборудованием, – в этот сектор в 2018-м было выделено всего 8,9%. «Как с таким подходом мы будем осуществлять технологический прорыв?» – возмущалась Вера Анатольевна. 
«Мы сегодня ждем структурных изменений в экономике, невозможно больше стране сидеть на сырьевой игле. Минэкономразвития убеждает, что снижается зависимость нашего бюджета от топливно-сырьевых доходов, но, скорее, и здесь нас вводят в заблуждение. У Минфина дебет с кредитом сходятся, но проводимый в стране финансово-экономический курс не дает ни единого плюса в жизни страны, в уровне жизни людей, он ведет нас в никуда. Мы требуем от правительства устранить системные провалы в финансово-экономической политике, сменить курс, убивающий экономику. Правительство отказывается нас слышать. Тогда вопрос: зачем нам такое правительство?» – резюмировала В. Ганзя. 
Социальные фонды тоже показали стагнацию. И это понятно. Если бюджетная политика направлена на урезание расходов, на сжатие средств для реальной экономики, то и социальные фонды будут проседать. Итог 2018 года показывает, что пенсии сокращаются. По словам Олега Шеина, в 2017 году человек, выходящий на пенсию, получал от своей зарплаты в среднем 34%, а в 2018-м – всего 30%. Доля пенсионных выплат в РФ по отношению к ВВП также сократилась с 9 до 8%. «Мы имели целенаправленную государственную политику сокращения бюджетных отчислений на пенсии при профицитной федеральной казне», – подчеркивал депутат. 
Фонд социального страхования в 2018 году, отмечали парламентарии, наполовину выполнил программы реабилитации инвалидов, пенсионеров, сокращает поддержку женщин при беременности и родах. На эти цели было заложено 320 млрд рублей, освоено – 290. Сэкономленные средства возвращены на счета казначейства.
Медицинское страхование не справляется с задачей бесплатного медицинского обслуживания населения, обещанного Конституцией. Система эта не оправдывает себя. При обсуждении этого фонда звучали предложения от депутатов вернуться к схеме, которая работала в советское время. Реакции от думского правящего большинства не последовало. Единороссы еще не осознали, что время работает против тех, кто загнал Россию в капиталистическое рабство. 

Наш корр.

Другие материалы номера