Десятки тысяч индейцев, фермеров, рабочих, студентов празднуют победу. Под давлением многотысячных протестов, охвативших страну с начала октября, президент Ленин Морено отказался от реформы, навязанной Эквадору Международным валютным фондом. Волнения спровоцировал указ об отмене дотаций на топливо, из-за чего бензин и жизненно необходимые продукты подорожали в полтора-два раза. Были приняты и другие антисоциальные меры, например, сокращающие отпуска и зарплаты госслужащих и бюджетников. Теперь Морено пообещал отменить скандальный указ и помочь беднякам.
Это произошло в ходе встречи руководителей движений коренных народов Эквадора с членами правительства и самим Морено. Диалог правительства с гражданами будет продолжен, сообщают представители ООН. На 15 октября намечена встреча властей с профсоюзами.
До самого последнего момента казалось, что переговоры так и не состоятся. Их сроки неоднократно переносились. А в столице, откуда бежало правительство, бушевало кровавое насилие. Полицейские жестоко громили лагеря протестующих, где индейцы жили целыми семьями. Военные расстреливали тех, кто из разных районов страны направлялся в Кито.
По официальным данным, известно лишь о семерых погибших. Но, судя по всему, жертв гораздо больше. Сотни человек ранены, арестованы, многие пропали без вести. В Кито появились так называемые «неизвестные снайперы», которые стреляли и в демонстрантов, и в полицию.
Буквально за несколько часов до объявленных Морено переговоров правительство Эквадора ввело в Кито комендантский час на сутки и объявило о своем решении «милитаризировать столицу». Власти отключили международный телеканал Telesur. Независимые СМИ запрещены и уничтожены. Какую-то информацию можно получить только через соцсети, где, однако, распространялось и множество слухов. Генпрокуратура Эквадора начала преследовать протестующих по статье «Терроризм».
В такой обстановке сложно было рассчитывать, что переговоры состоятся. Тем более поначалу Морено категорически отказывался пойти хоть на какие-либо уступки, заявляя, что не вернет субсидии на горючее и в полной мере расплатится богатствами страны за миллиарды кредитов МВФ.
Ситуация сложилась патовая. Индейцы с палками и ножами не могли осилить хорошо вооруженную армию. Но и армия не справлялась с протестами – и благодаря мужеству и стойкости демонстрантов, и благодаря тому, что среди рядовых бойцов большинство – индейцы. Одни солдаты стреляли в восставших, другие переходили на их сторону. А протестующие кормили военных.
Страна оказалась на грани гражданской войны, которая, как показывает история, в Латинской Америке может длиться десятилетиями. Сейчас Эквадору удалось на шаг отойти от края пропасти. Дальнейшее во многом зависит от поведения Морено. Человек, избранный президентом от левых сил, но моментально предавший их, выдавший США Ассанжа, свернувший социальные преобразования, легко может отказаться от своих обещаний. Впрочем, он лишь марионетка в руках эквадорских олигархов.
Социальные преобразования прежнего президента Рафаэля Корреа не преодолели раскола страны, и, к сожалению, пока не сложилось и революционной левой партии.
Так что борьба против возникновения очередного латиноамериканского диктаторского режима продолжается.