Пение с насилием

Причем ни таланта, ни образования для этого-де не требуется: постарайся и – всё получится. Вот и Первый канал ТВ в октябре сего года затеял новое музыкальное шоу, якобы веселящее, видимо, поэтому с заведомо неграмотным названием – «ЩАС СПОЮ», хотя оно звучит двусмысленно и даже некорректно, раз ведет его Гарик Мартиросян. 
Суть данного шоу тоже подозрительная: в нем участвуют люди не только без музыкального образования, но и без… слуха и голоса, в чем состоит, оказывается, «музыкальный прикол». Однако организаторы шоу не так просты и, чувствуя, наверное, некоторую неловкость перед зрителем, которому предстоит слушать тех, кому, по словам организаторов, медведь на ухо наступил, придумали и вторую часть, когда участники, тайно и недолго позанимавшись с преподавателями, что проходит за кадром, поют вновь и, согласно замыслу, очень хорошо, слушателей отнюдь не радуют, ибо научить, точнее, натаскать человека без всяких музыкальных данных невозможно, да и спрашивается зачем. 
Во втором выпуске передачи – 13 октября – цитирую: «…Свои силы на сцене пробовали работница автосервиса, будущий преподаватель иностранных языков, юрист, пекарь и финансист…» – представители важных и востребованных, даже при растущей безработице, профессий. Ну почему бы каждому из них не улучшать свои трудовые показатели по месту работы, а не пытаться «стать звездой» вокала, не имея к тому способностей. Тем паче преподаватель говорит, что китайский язык для него труден, и он бросил его учить, вяло высказывались об основной работе и другие участники шоу, зато криков, восклицаний, подпевания было предостаточно, к чему всем телом, обеими руками и голосовыми связками призывал под громкую музыку ведущий. 
В советское время это называлось «художественной самодеятельностью», но ее участники вовсе не стремились обязательно выбиться в профессионалы. А кто имел действительно настоящий талант, тот мог и на большую сцену попасть. Например, Игорь Олегович Горбачев, который, учась на философском факультете Ленинградского университета имени А.А. Жданова, занимался в драматической студии под руководством Е.В. Карповой, за роль Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя стал лауреатом смотра-конкурса самодеятельных театров, в театральном институте продолжил учебу, стал ведущим актером, художественным руководителем Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, получил звание народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Или служивший на флоте Борис Тимофеевич Штоколов, которого заметил «непрофессионал» маршал Г.К. Жуков, направив его учиться в Свердловскую консерваторию. Он тоже станет народным артистом СССР, солистом Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. 
Эти примеры можно было бы продолжать и продолжать. Но стоит ли, в связи с тем сомнительным действом, как вышеназванная игра в некие «звезды»? Уж лучше прямо ответить на вопрос тамошних «резидентов»: «Будете ли вы смотреть новое шоу»? – «Да, будем, если вместо него будут соревноваться талантливые самородки из народа, которые иногда попадают на Первый канал. Вроде нигде и никогда петь не учившегося Леонида Федоровича Сергиенко, кроме как сам «по Анатолию Соловьяненко», шахтера из донецкой Макеевки, ставшего на «Голосе 60+» победителем и заслуженно победив всех. Тридцать лет работал он проходчиком, добывал уголь, пел для себя и друзей, но слава о его баритоне с тремя октавами давно разносилась по стране. И тут не навязываемый сейчас повсеместно «дилетантизм» под крики о «профессионализме», а истинно народный талант, каких в России тысячи и тысячи – им и хочется пожелать успехов. А заставлять петь с насилием и в ускоренном порядке – пустая затея. 

Санкт-Петербург

Другие материалы номера