Таким образом, теперь уже официально подтверждено, что второй тур не понадобится. По законам страны, если кандидат набрал не менее 45%, а разрыв с основным соперником – более 20%, он считается победителем.
Сам Моралес объявил себя победителем еще накануне, когда было подсчитано около 98%. «Мы уже победили. Я призываю организации и людей уважать нашу Конституцию», – заявил Моралес. По его словам, оставшиеся голоса уже не могут изменить ситуацию. Не могут ее изменить и те четыре акта, что аннулированы в регионе Бени. Новые выборы здесь намечены на ноябрь. Но от них в общем раскладе уже ничего не зависит.
Между тем Карлос Меса результатов выборов не признает. Его сторонники устроили в департаментах Пандо, Оруро и Тариха а также некоторых других регионах Боливии беспорядки. Они громили и поджигали избирательные комиссии. Известно о 8 пострадавших и 30 задержанных.
Как утверждает Эво Моралес, беспорядки стали попыткой государственного переворота. «Я созвал это заседание, чтобы объявить боливийскому народу и всему миру, что готовится государственный переворот. Заранее правые заручились международной поддержкой для переворота. Мы не собираемся устраивать конфронтацию, будет действовать режим чрезвычайного положения, мирная и конституционная мобилизация, чтобы защитить демократию», – сказал он на пресс-конференции. Моралес призвал народ Боливии встать на защиту социалистических преобразований.
Что это за «международные силы», хорошо понятно. Евросоюз призывает власти Боливии, вопреки законам, провести второй тур. Как говорится в заявлении представителя дипломатической службы ЕС Майи Косьянчич, «это был бы лучший вариант, который восстановил бы доверие и обеспечил бы полное уважение демократического выбора, сделанного народом страны».
А США и их латиноамериканские сателлиты пошли еще дальше. Они вообще не признают результатов выборов, если на них побеждают не ставленники Вашингтона.
«Аргентина, Бразилия, Колумбия и Соединенные Штаты вместе с международным демократическим сообществом признают только результаты, которые действительно отражают волю боливийского народа», – утверждается в совместном заявлении этих стран, опубликованном колумбийским МИДом.
Характерно, что именно эта «компания» – самые активные организаторы и участники переворота в Венесуэле. С начала года они стремятся утвердить в роли главы этого государства никем не избранного Хуано Гуайдо. «Мы выражаем поддержку президенту Боливии Эво Моралесу, который получил большинство голосов по итогам выборов главы государства. В настоящее время мы наблюдаем попытку госпереворота в Боливии. За ней стоят те же силы, что стремились совершить переворот в Венесуэле в январе этого года», – прокомментировал ситуацию лидер Венесуэлы Николас Мадуро.
Венесуэла поздравила Эво Моралеса с избранием президентом. После этой громкой народной победы Венесуэла призывает международное сообщество уважать и поддерживать волеизъявление боливийского народа и не вмешиваться во внутренние дела многонационального государства Боливии», – говорится в тексте документа, опубликованного в аккаунте в Twitter министра иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреасы.
«Боливия продолжает идти по левому пути на латиноамериканской политической карте. Несмотря на войну СМИ континентальных правых сил, Эво победил в четвертый раз. Поздравляем брата. Это победа для Латинской Америки. Поздравляем братьев», – заявил глава Кубы Мигель Диас-Канель.
«Правительство Мексики поздравляет президента Многонационального Государства Боливии Эво Моралеса с его победой и желает ему больших успехов в следующий срок правления, с братским приветом народу Боливии», – говорится в поздравлении замминистра иностранных дел страны Максимилиано Рейес Суньига.
А вот Эквадор, где только что прошли масштабные народные выступления против антисоциальных реформ с погибшими и ранеными, «выразил обеспокоенность».
Разве что президент-миллиардер Чили Себастьян Пиньера еще не озаботился демократичностью выборов в Боливии. Пиньере некогда – никак не получается подавить восстание в собственной стране.
При этом и ОАГ, и США и Евросоюз фактически никак не реагируют на государственное насилие в Эквадоре и Чили. Их беспокоят только те страны, где у власти – неугодные левые.